Глава 27:Первые отечественные самоходки

Сколь велик был труд всех фронтовиков, так столь велик был труд всего рабочего люда что обеспечивал нас всем для войны. Рабочие и колхозники давали в наши ряды своих сыновей, что становились солдатами, давали танки, пушки, снаряды к ним и огромное множество патронов к винтовкам и пулеметам, сами винтовки и пулеметы. Уже в ходе битвы за Москву, а по факту в августе 1941 года, военным стало понятно что армии нужны самоходные установки. При этом до этого такой класс артиллерии не существовал в РККА или существовал малочисленно. А то что самоходки нужны при танковых частях показал опыт боев с фашистами когда те при танковых частях имели небольшие подразделения панцерягеров- охотников на танки. И хотя части эти были противотанковыми подразделениями пехоты, но они шли с танковыми частями, чтобы закреплять рубежи захваченные танками для своей пехоты, и в составе таких отрядов были самоходные «истребители танков»- машины на гусеничном ходу несущие на себе достаточное вооружение для борьбы с танками противника и при этом прикрытые броней в 15-20мм под углами наклона.

У нас аналогами подобному были достаточно малочисленные установки о которых пойдет речь ниже. Наиболее массовыми были СУ-12,которые представляли собой монтаж 76,2мм полевой пушки на поворотной платформе, в бронебашне на шасси грузовика ГАЗ-ААА. Была и самоходка СУ-5-1- монтаж 76,2мм полевой пушки прикрытой бронированным щитком на шасси Т-26 и самоходка была прикрыта броней спереди и чуть по бокам - но с боков щиток пушки не защищал, да и было их немного. При всех своих достоинствах полевая 76,2 мм полевая пушка образца 1927 года - потомок легендарной пушки образца 1902/30 года- легендарной «трехдюймовки», обладала достаточно коротким стволом, что не позволяло снаряду получить при выстреле большую скорость. Хотя поначалу и её хватало. В инициативном порядке была разработана самоходка СУ-12 но это была совсем другая уже установка. Это был достаточно скромный для своего времени технический прорыв однако та машина, которую пехота впоследствии очень полюбила. В то время в обход испытаний, в силу консерватизма отдельных военных чиновников, «была принята на вооружение» пушка ЗИС-3- новое, хорошее и мощное орудие бывшее прорывом в тогдашней артиллерии. В инициативном порядке был предложен выпуск самоходок с пушкой ЗИС-3 но без щитка. В то же время конструкторское бюро завода №92 в городе Горьком, разработало проект нового легкого танка, который был тяжелее, но чуть лучше чем Т-60.В отличии от Т-60 этот танк нес 45мм танковую пушку в конусообразной башне и весил 14,5 тонн, против 7(6,4) тонн у предшественника. Назвать планировали новый танк Т-70 и уже запустили в производстве пробную серию. В то же время учитывая небольшую но достаточную массу машины и надежную конструкцию конструктором С.Гинзбургом был предложен вариант установки пушки ЗИС-3 с щитком, на шасси танка Т-70. Новая машина была встречена на ура рядовыми военными, танкистами так как пушкой Ф-34 конструкции В.Г.Грабина танкисты очень гордились, и те кому случилось повоевать на нелегальной пушке ЗИС-3 очень расхваливали это орудие, за его техническое совершенство и продуманность против устаревшей сорокопятки, и предшественницы ЗИС-3-пушки Ф-22 УСВ. При этом многие танкисты хотели бы иметь орудие аналогичное ЗИС-3, но в танковой башне. Учитывая, что туда пока поместить это орудие было невозможно, было принято решение о создании в сентябре 1941 года самоходки получившей в итоге имя СУ-76. И потом полевая пушка ЗИС-3 получила самые высокие оценки военных на фронте и тогда начальник АБТУ (Авто - Бронетанкового Управления) маршал Георгий Кулик постановил принять самоходку на вооружение, хотя сам к орудию относился скорей негативно. Рождение же полевой пушки ЗИС-3 затянулось до января 1942 года и её официальная постановка на вооружение (отдельные военные считали что возможностей пушки Ф-22 УСВ вполне хватает для решения задач дивизионной артиллерии). Защищалась новая самоходка пятимиллиметровыми экранами с бортов, с фронта прикрывал экипаж- щит пушки ЗИС-3. Изначально машину планировали закрыть броней со всех сторон но позже для улучшения вентиляции - бронекрышу и наклонную стенку сзади из бронеприкрытия убрали. При этом самоходка имела смонтированное сзади боевое отделение, двигатели- два ГАЗ-овских 6-и цилиндровых двигателя разместились спереди справа, механик-водитель, спереди слева. Сзади расположились наводчик, заряжающий, командир. Пробная партия из двадцати машин была направлена в войска для их проверки в бою. Из этих двадцати пять машин попали в состав 16-й моторизованной бригады так как у руководства этой бригады был уже опыт ведения совместного боя танками и самоходками. Прибывшие в бригаду машины были еще закрыты броней отовсюду и имели сзади двустворчатую дверцу, спереди люк механика-водителя. Шасси Т-70 к слову походило на шасси немецкого танка Т-3 на агрегатах которого была построена самоходка Штуг-3. в частности в шасси Т-70 были восемь опорных катков, четыре поддерживающих, что стоят выше опорных и поддерживают гусеницу от слетания её с машины и два основных -ленивец (направляющее колесо) и ведущее (заднее колесо). На немецких танках Т-3 также было шесть опорных катков, три поддерживающих, заднее ведущее колесо, и переднее направляющее колесо. Когда на приезжий авторемонтный парк были сданы 10 трофейных Штуг-ов то на них их 75 мм пушку заменил на нашу 76 мм пушку (ЗИС) и вскоре в составе бригады оказались 50 танков,15 самоходок 10 бронемашин, тысяча человек из них триста автоматчиков (200 с трофейными автоматами, 100 с нашими). Началось формирование 1-го самоходно-артиллерийского полка нашей танковой бригады.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: