Развитие социокультурной сферы в жизни Донбасса (XIX – первая четверть XXст. )

Активное освоение Донбасса, как угольного и промышленного региона в последней четверти XIX ст. привлекло внимание серьезных государственных и частных инвестиций Российской империи. Это в свою очередь стало следствием миграционных потоков и процесса урбанизации края, что вызвало серьезные проблемы в налаживании быта и повседневной жизни семей шахтеров. В этой связи на первом месте стоял жилищный вопрос.

На рубеже XIX-XX ст. общая жилищная картина Донбасса была довольно жалкой. Качество бытовых условий, в которых находились горняки, оставляло желать лучшего. Денежные потоки со стороны государства и частных лиц в первую очередь направлялись на освоение и открытие новых шахт, приобретение соответствующего оборудования и решение проблемы сбыта

угольной продукции.

В этот период, жилье, в котором вынуждена была проживать основная часть шахтеров и их семей представлял собой бараки с тонкими дощатыми стенами, землянки, полуземлянки, подвалы, в которых всегда было тесно, темно и сыро. Череда бытовых проблем и антисанитарные условия, в которых вынуждена была проживать большая часть шахтерских семей, провоцировала высокий уровень заболеваемости и эпидемиологический кризис края.

Водоснабжение и электрификация на тот период также были редкой роскошью в городах и населенных пунктах Донбасса. Отсутствие воды и электричества сопровождалось дефицитом

элементарных средств гигиены. Уличные туалеты были нормой повседневной жизни горняков. Такая печальная картина повседневности подкреплялась проблемами медицинского обслуживания и уровнем состояния здоровья шахтерских семей.

На фоне жилищных и медицинских проблем в повседневности

шахтерских семей не менее актуальным был вопрос образования. Первые средние школы на Донбассе более активно открывались в 70-80 гг. XIX ст. В результате к 1915 г. в крае насчитывалось порядка тридцати средних учебных заведений. Среди них: 4 мужские гимназии и 1 прогимназия, 13 женских гимназий и 2 прогимназии, 4 реальных и 6 коммерческих училищ.

Преподавание в упомянутых учебных заведениях обеспечивали 548 учителей. Вместе с тем, по данным социологического опроса, в первой четверти XX ст. среди населения Донбасса порядка 25% составляли неграмотные. Среди рабочих и шахтеров этот показатель был несколько ниже. Такая ситуация диктовала необходимость безотлагательной борьбы с безграмотностью.

Следует заметить, что подобная работа активно проводилась лишь после окончательного установления советской власти в крае в свете решения программы украинизации.

Наряду с недостаточным количеством школ в дореволюционном Донбассе вообще отсутствовали высшие учебные заведения. Это вызывало дефицит педагогических кадров и специалистов других отраслей края. Важную роль в просвещении сыграла местная периодическая печать. До революции на Донбассе выходила такая периодика: «Хождения по Руси» (1905 г.), «Русский учитель за границей» (1912 г.), «Свободное воспитание» (1913 г.), «Вестник

воспитания» (1912-1913 гг.). Позже к ним присоединились газеты: «Диктатураттруда» (1919 г.), «Молодой шахтер» (1920 г.), «Донецкий кооператор» и «Спутник партийного работника» (1921 г.), «Просвещение Донбасса» (1922 г.)ти др.

Однако средства массовой информации не могли в полной мере решить глобальных проблем социокультурной сферы повседневной жизни шахтеров. В этом ключе к делу естественным путем были приобщены аматорское движение, самодеятельные коллективы, музыкально-драматические и другие товарищества Донбасса. Становление различных форм аматорского творчества на рубеже XIX-XX ст. стало результатом в деле решения проблем организации досуга и культурной жизни горняков. В свою очередь деятельность аматорских коллективов в XIX ст. стала прочным фундаментом для формирования и развития профессиональных коллективов Донбасса в XX-XXI ст. История стационарных театров шахтерского края имеет свое начало лишь после

окончательного установления советской власти. В 1920 г. Был организован и открыт первый театр Донбасса в Константиновке. А в XIX ст. аматорское искусство было единственной возможностью в деле организации культурного досуга шахтеров и членов их семей. Так, при «Обществе трезвости служащих станции Луганск» был организован украинский артистический кружок. Его репертуар состоял из русской и украинской классики. На сегодняшний день известно, что одно из самых популярных в этом ключе была музыкальна постановка П.Нищенского «Вечорницi».

Сведения об одном из старейших в Донбассе «Бахмутском музыкально-драматическом товариществе» сохранились в материалах местной прессы за последнюю четверть XIX ст. Основателями товарищества были Н.М.Гаврилов, А.С.Геращенко, Г.С.Лобасов, М.П.Лобасов, Н.И.Новиров, В.И.Першин, Е.А.Шаповал и другие.

В начале XX ст. аматорские театральные и музыкально-драматические объединения также организовывались на промышленных объектах шахтерского края. Например, при Никитской

каменно-угольной шахте И.Чураков, В.Недзельский и А.Дисман открыли артистический любительский кружок. На Донецком содовом заводе при руднике «Ветка» Д.Богданов, Е.Власенко, Р.Вольберг и А.Крамер организовали аматорскую труппу. Надо сказать, А.Крамер в свое время на юге России в артистических кругах был довольно известной личностью. Под его

руководством в разные театральные сезоны полупрофессиональные труппы XIX ст. украшали театральные вечера провинциальных городов.

Несмотря на то, что в социальном плане на Донбассе доминантную роль играл рабочий класс, формирование духовности и культуры края проходило при непосредственном активном участии местной интеллигенции. Именно представители просвещенных слоев несли в рабочие массы желание познавать, творить, совершенствоваться. Среди наиболее известных личностей, чья жизнь и деятельность связаны с Донбассом, следует назвать поручика корпуса лесничих В.Е.Граффа. Формирование социокультурной жизни Донецкого края связано с творчеством публициста и писателя из Екатеринославской губернии (ныне Великоновоселовский р-н Донецкой области) Н.А.Корфом. Друг и соратник великого мариниста XIX ст. И.Айвазовского – А. Куинджи связан с историей Мариуполя [18, с.327]. В Екатеринославской губернии родился и оставил здесь свои первые творческие следы выдающийся композитор С.Прокофьев. Все эти персоналии безусловно внушительно дополняют образ культуры Донецкого региона досоветского периода.

В XIX – первой четверти XX ст. культурной жизни Донбасса следует также отметить наличие кинематографов в крае. Еще в 1897 г. В Мариуполе благодаря некому Шишкину появился первый в городе кинематограф под названием «Иллюзион». Киноискусство так плотно вошло в культурную жизнь горожан, что за довольно короткое время наряду с «Иллюзионом» были открыты «Колизей» и «Ампир», которые принадлежали А.Подольскому. Буквально перед началом Первой мировой войны был построен и открыт кинотеатр «Солнце». Здесь демонстрировались самые известные фильмы того времени с участием ведущих артистов кино и театра: «Петербургские трущебы», «Под вечер осенью ненастной», «У камина» и др. В начале XX ст. кинотеатры были настолько популярны в шахтерской среде, что массово открывались практически во всех городах Донбасса. Кинематограф, безусловно, играл большую роль в обустройстве повседневной жизни шахтерской среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: