Тема: Классическая немецкая философия

Содержание

1. Проблема познаваемости мира в философии И.Канта

2. Этика И.Канта

3. Философская система и метод Гегеля

4. Философия истории Гегеля

5. Философская антропология Фейербаха

ДЗ 1 и 2 - Философские концепции Фихте и Шеллинга (кратко)

1. Проблема познаваемости мира в философии И. Канта

Вершины своего развития философия Нового времени достигла в Германии (80-е гг. XVIII в. - 30-е гг. XIX в). Крупнейшими мыслителями этого периода - И.Кантом. И.Г.Фихте, Ф.В.Й. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем - были разработаны идеалистические системы, в которых предлагались решения сложнейших вопросов теории познания, обосновывались идеи духовной активности и свободы человека, выдвигалось новое понимание человеческой нравственности и исторического процесса. Важнейшим достижением немецких философов стала последовательная разработка диалектического метода. (Рис.5.1.). Особое место занимает философское учение Л.Фейербаха (рассматриваемое в теме 6).

Рис.5.1. Общие характеристики классической немецкой философии.

В творчестве И.Канта (1724-1804) принято выделять два периода, различающихся как по общефилософским установкам, так и по сути разрабатываемых проблем (Табл. 5.1.).

Таблица 5.1. Основные периоды творчества Канта

Период Общефилософские установки Основные проблемы
Докритический период -мир познаваем; - мир развивается; -способность развития вложена в мир Богом. Естественнонаучные, космологические ДЗ - 3 Какие научные теории/открытия есть у Канта
    Критический период - сущностные свойства мира непознаваемы (агностицизм); -в основе реальности – духовное и материальное начала (дуализм). - гносеологические – формы и пределы познания человеком мира («Критика чистого разума»); - этические - нормы и регуляторы человеческого поведения («Критика практического разума»); - эстетические – целесообразность в природе и искусстве (Критика способности суждения»)

Теория познания критического периода.

Ставя вопрос о познаваемости мира, Кант выделяет три познавательных способности человека - чувственность, рассудок, разум - и подвергает их «критике», то есть анализирует вопросы о том, дают ли они достоверное истинное знание - знание, соответствующее действительности.

Чувственность - это способность к ощущениям. С точки зрения Канта, объективно -вне человека - существующие вещи воздействуют на его органы чувств и вызывают хаотические, неупорядоченные ощущения (зрительные, слуховые и т.п.). Доказать соответствие этих ощущений реальности невозможно. Почему же в таком случае все люди воспринимают мир одинаковым образом? Кант объясняет это тем, что человек обладает априорной (доопытной, то есть полученной не в результате накопления опыта или в ходе обучения, а по сути врожденной) способностью организовывать, упорядочивать свои ощущения так, чтобы воспринимать мир в пространстве и времени. Из этого следует, что чувственные восприятия не являются образами вещей, а значит, не дают истинного знания о них. Поскольку же априорная способность воспринимать мир в пространственно-временных формах одинакова у всех людей, возможным оказывается формулирование всеобщих математических законов, а значит, и существование математики как науки.

Рассудок. Благодаря этой способности, по Канту, человек сопоставляет и систематизирует данные чувственного познания. Такая систематизация осуществляется с помощью понятий. Наиболее общие понятия называются категориями. Кант считает, что рассудок обладает 12 априорными категориями (например, единство и множество, причина и следствие, необходимость и случайность). С их помощью человек пытается объяснить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, причинности, закономерности и т.п. Таким образом, рассудок, как и чувственность, не позволяет проникнуть в сущность вещей. То, что мы считает законами природы, на самом деле - связь, вносимая рассудком в мир. В силу же того, что способность мыслить с помощью категорий имеет всеобщий характер, возможно существование естественных наук с их законами.

Разум. С ею помощью человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реальности. Разум обладает тремя априорными идеями: психологической - идеей души, космологической - идеей мира, теологической - идеей Бога. Однако, пытаясь рассуждать на такие темы, разум запутывается в неразрешимых противоречиях. Поэтому философия возможна только как знание, ориентированное на анализ самого познавательного процесса и его границ, а также на постижение человека и этических проблем.

Таким образом, ни одна способность не позволяет человеку познать сущность реальности. Иными словами, человек познает мир не таким, каким он существует на самом деле, а таким, каким он представляется, является людям. Поэтому необходимо различать вещи как они существуют сами по себе - «вещи в себе» и явления вещей - то есть вещи, как они воспринимаются и объясняются человеком. К числу вещей в себе Кант относит Бога, душу и материю, которые, в его понимании, принципиально не познаваемы.

Рис. 5.2. Проблема познаваемости мира в философии Канта.

2. Этика И. Канта

Важной частью учения Канта является этика. Немецкий мыслитель поставил вопрос о том, почему нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми, имеют общеобязательный характер и как они могут обоснованы. Он пришел к выводу, что в каждом человеке существует один и тот же априорный нравственный закон. Такой закон - категорический императив - Кант формулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть принята за основу всеобщего законодательства». Следование нравственному закону является долгом человека, стремление к осуществлению такого долга определяется его доброй волей и контролируется совестью.

Кант был убежден, что каждая личность - абсолютная ценность, что человек никогда не может использоваться как средство, но всегда есть цель, как для самого себя, так и для других. Поэтому суть нравственного долга он усматривал в том, чтобы стремиться к собственному совершенству и способствовать чужому счастью.

Немецкий философ подчеркивал: нравственное (или безнравственное) поведение человека, с одной стороны, и его положение, жизненные успехи - с другой, часто не соответствуют друг другу, что представляется несправедливым. Именно потребность в высшей справедливости требует, с его точки зрения, введения постулатово свободе воли, бессмертии души и существовании Бога как гаранта такой справедливости (Рис.5.3.)

Рис. 5.3. Постулаты практического разума.

3. Философская система и метод Гегеля

Гегель (1770-1831) разработал объективно-идеалистическую философскую систему, предложил целостную картину развития бытия. Важнейшей заслугой Гегеля была разработка диалектического метода, формулирование законов и анализ категорий диалектики.

ДЗ 4. Законы, принципы и категории диалектики

Основой реальности, по Гегелю, является активное духовное начало - мировой разум (мировой дух, абсолютная идея). Деятельность, активность мирового разума заключается в мышлении, са­мопознании. В процессе такого самопознания мировой разум проходит три ступени развития:

вначале он пребывает в стихии чистого мышления, познает себя как духовное начало и выявляет свои возможности («Логика»);

далее мировой разум развивается в форме инобытия (иного бытия) в виде природы, он творит природные явления (механически химические, органические) и одновременно воплощается в них («Философия природы»);

исчерпав свои возможности в природе, мировой разум покидает ее. далее он продолжает свое развитие в истории человечества («Философия духа»), одновременно раскрывая себя познающему человеку. После того, как он реализовал все свои возможности (заранее выявленные еще на первой ступени), развитие прекращается, утверждается абсолютное тождество бытия и мышления. Таким образом, история мира выступает для Гегеля как история развития мирового разума. (Рис. 5.4.).

Рис. 5.4. Система Гегеля.

4. Философия истории Гегеля

Согласно гегелевской философии истории, развитие человечества представляет собой «прогресс в осознании свободы» и включает в себя три этапа. На каждом этапе мировой разум воплощается в духе определенных народов, именно они вершат историю. Когда же такие народы выполняют свое предназначение, мировой разум покидает их, а потому они уже навсегда теряют возможность влиять на развитие человечества. Всего таких этапов три (Табл. 5.2).

Гегель считал, что развитие мирового духа в обществе предполагает человеческую ак­тивность. Действия людей определяются эгоистическими интересами и страстями. Однако именно при их помощи мировой разум достигает собственных целей. Особое значение в этом плане принадлежит выдающимся личностям (Александр Македонский, Цезарь), побуждения которых имеют характер, позволяющий им осуществлять важнейшие цели мирового разума. Таким образом, люди реализуют закономерности общественного развития, не осознавая того. При этом история, по Гегелю, имеет прогрессивный характер. Вершиной и заключительным этапом социального развития он считал современную ему Пруссию.

Таблица. 5.2. Основные этапы истории в философии Гегеля

Этап Степень осознания свободы
1. Древневосточные народы (Китай, Индия, Персия) Свободен один человек - правитель
2. Греко-Римские народы Свободны группы людей (все, кто не есть рабы)
3. Германский народ Свободны все люди

В отличие от Канта, Гегель был убежден в полной познаваемости действительности. Подлинной целью познания он считал постижение мирового разума, раскрывающего себя человеку. Гегель был последовательным рационалистом: мир устроен разумно и доступен рациональному познанию. Немецкий философ выделил три вида познания, которые в разных формах пытаются постичь мировой разум: искусство (в форме образа); религию (в форме представления) и философию (в форме понятия) (Рис. 5.5.). Именно эта последняя форма познания является наиболее адекватной; именно философия, способная ответить на любые вопросы, дает окончательную истину. Науку же Гегель не выделял в качестве особой формы познания, считая, что она изучает лишь материальный мир, а значит, не имеет возможнос­ти объяснять мировой разум.

Рис. 5.5. Гегель о формах познания.

Классическая немецкая философия оказалась вершиной и своего рода итогом развития философской мысли нового времени. Созданные в ее рамках концепции и, особенно учение Гегеля, предлагали завершенную картину мира, систематизированное объяснение существования и эволюции природы, общества и мышления. Идеалистическая диалектика позволила представить мир, базирующийся на духовных основах, как развивающаяся целостность, в которой нет ничего завершенного, застывшего. Способным к бесконечному развитию оказался и человек, рассматривавшийся теперь как автономная личность, активный субъект, конструирующий мир в своей познавательной деятельности и создающий себя в деятельности нравственной.

Казалось бы, философам последующего времени оставалось только комментировать и уточнять идеи, разработанные представителями классической немецкой философии. Однако очень скоро стало очевидным, что в философии, как и в мире, в целом нет ничего застывшего и завершенного. Уже в 30-х годах XIX века появились концепции, принципиаль­но отличающиеся от ранее созданных как в постановке, так и в решении мировоззренческих и методологических проблем.

5. Философская антропология Фейербаха

Л.Фейербах (1804-1872) стал первым последовательным критиком гегелевского идеализма. Рассматривая природу, материальное бытие как основу всей духовной жизни, он тем самым утверждал первичность материи по отношению к мышлению. Фейербах был убежден в познаваемости мира, причем основным источником новых знаний считал чувственные восприятия. В центр же своего внимания Фейербах поставил человека, а потому называл свою концепцию антропологией.

В мировом разуме, о котором писал Гегель, Фейербах усмотрел модифицированные представления о Боге. Между тем религия и философия, с его точки зрения, являются несовместимыми формами мировоззрения. В связи с этим, Фейербах обратился к исследованию сущности религии вообще. Он считал, что она имеет основу в земной жизни, в самом человеке. Причины существования религии Фейербах связывал, во-первых, с чувством зависимости от природных и социальных сил, порождающим страх, а во-вторых, со стремлением человека к счастью. Не находя удовлетворения этому стремлению в реальной жизни, человек, по Фейербаху, ищет утешения в религии, создает для себя иллюзорный мир, наделяет Бога лучшими, идеализированными человеческими качествами. Таким образом, христианский Бог оказывается созданным людьми, он предстает как выражение их собственной, человеческой сущности.

Фейербах считал необходимым отказаться от традиционных религий, от христианства, создать новые формы отношений между людьми. Упразднение религий обусловит повышение общественной активности человека и, следовательно, будет способствовать обретению свободы. И все же, поскольку религия, с точки зрения немецкого мыслителя, связывает людей, следует ввести особую религию - религию любви, религию без Бога, основанную на поклонении любви. Благодаря этому окажется возможной реализация формулы «Человек человеку Бог».

Человек рассматривается Фейербахом как природное существо, обладающее телом и мыслящей головой; как Я, противостоящее Ты и связанное с ним. Стремление человека к счастью врожденно, а потому в своем поведении он должен руководствоваться принципом разумного эгоизма:стремясь к собственному наслаждению, одновременно руководствоваться любовью к другому человеческому существу.

Учение Фейербаха нередко оценивают как завершающую ступень развития классической философии. При этом концепции, сформировавшиеся в более поздние периоды, рассматривают как неклассические, или пост классические.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: