Ответы на контрольные вопросы по теме 6: “Мышление как высшая психологическая функция”

1. Дать определение термину «речь».

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

2. В чём заключается проблема соотношения мышление и речи. Укажите отличия между языком и речью.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского речевое мышление рассматривается как одна из высших психических функций. Т.е. роль слова, знака в продуктивной перестройке человеческих интеллектуальных функций является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических предметов дополняется для него миром мыслимым

Для того, чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях, человеку необходимо осуществлять ряд особых операций:

1. Фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям.

2. Сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности.

3. Иметь для этого сокращённые формы и способы мыслительной деятельности.

Для выполнения этих задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов обретают особую функцию: они становятся обозначениями → знаками.

Системой знаков, а также правил оперирования ими является язык.

1. Язык – это система знаков и правил их преобразования, а речь – это реальный процесс оперирования языком.

2. Язык – достаточно устойчив, стабилен и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь – предполагает динамику: использования языка в живом речевом процессе является расширенным.

3. Язык – это система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь – отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе чего понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4. Язык и речь различаются по способам овладения ими: языком человек овладевает сначала теоретически, осваивая его условные связи, то речью человек владеет сразу практически, не осознавая языковых правил.

3. В чём состоит единство мышления и речи в речевом мышлении.

Речевое мышление как высшая психическая функция обладает 4 основными свойствами, где отводится своя роль языку и речи.

1) Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, т.е. он присутствует в любой трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации.

2) Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе, устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3) В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным и речь выступает как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность.

4) Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.) и именно речь является тем основным "инструментом", с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

4. Перечислите виды речи. Дайте им краткую характеристику.

Существует 2 вида речи: внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь подразделяется на диалогическую и монологическую речь.

1) Внутренняя речь – "речь для себя", это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей. Это словесная оболочка мышления. Она очень сокращена и свёрнута. Всегда сопровождается скрытой артикуляцией. Чаще протекает как монолог, но и бывает диалогом. Внутренняя речь – это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью.

2) Внешняя речь – речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. Она доступна восприятию других людей. Она бывает письменной и устной.

А) Устная peчь – диалог, т.е. разговор 2 человек. Диалог ситуативен, контекстуален (идёт в контексте). Она свёрнута (неполные предложения), н-р, 2 на 3, это может быть 6, это может быть размер чего-либо, а если подойти к кассе, то интерпретация кассира другая (два билета на три часа). Она мало организованная.

Б) Монолог – когда говорит один, а второй слушает. Она развёрнута, т.к. направлена на слушатели, для передачи информации. Она организованна. Монологическая речь протекает с напряжением. В монологической речи выделяют два вида (Бюллер):

1. Драматизация – разыгрывание сообщения. Ярко проявляется на ранних этапах развития ребёнка.

2. Эпос – использование средств языка. Неязыковые средства используются мало.

В) Письменная речь – разновидность монологической речи. Ей свойственны те-же характеристики, но более выраженные. Она более развёрнута. Нет непосредственной обратной связи с собеседником. Это наилучшее средство оформления наших мыслей. Обязательно сочетается с использованием внутренней речи. Это наиболее произвольный вид речи.

Г) Онтогенез. Сначала возникает диалогическая речь, по мере развития ребёнка возникает затем драматизация, потом эпос, далее письменная речь (самая сложная). Внутренняя речь это оболочка мышления. Как только возникает мышление, так и возникает внутренняя речь.

5. Назовите все функции речи.

1) Воздействующая функция заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

2) Обозначающая функция состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

3) Коммуникативная – т.е. речь это средство общения между людьми и средство передачи информации.

4) Мыслительная – т.е. речь это средство мышления.

5) Эмоционально-выразительная – т.е. речь это средство выражения эмоций человека.

6. Дайте определение понятиям «теоретический подход» и «теория». Назовите основные подходы и методы изучения формирования искусственных понятий.

Теоретический подход – это реализация одного или нескольких принципов в определённой, более частной области исследования.

Теория – это совокупность логически связанных предметных утверждений, предполагающих возможность их эмпирической проверки.

Метод формирований искусственных понятий, который позволяет детально изучить процесс формирования понятий, в свое время и для других целей был предложен Н. Ахом, а затем был изменён и в совсем новых формах применен Л.С. Выготским и его учеником Л.С. Сахаровым.

 Именно этот метод впервые раскрыл возможность не только описать те смысловые связи, которые стоят за словом, но и детально изучить психологические процессы, которые скрываются за словом на последовательных этапах развития, и ту «стратегию» психологической деятельности, в результате которой происходит формирование понятия. Метод, предложенный Л.С. Выготским, был направлен на то, чтобы как можно больше освободиться от личного опыта ребёнка и поставить его в такие условия, при которых ему приходилось бы наиболее самостоятельно применять доступные ему формы классификации. Вместе с тем этот опыт был направлен на изучение динамики последовательного формирования понятия через анализ тех приёмов, которые применяются испытуемыми для решения предложенной им задачи.

Этот метод заключается в следующем. Перед испытуемым раскладывался ряд геометрических фигур, которые имели разную форму, цвет и размер. В число этих фигур входили, например, красный маленький и плоский треугольник, зелёный маленький и плоский треугольник, красный маленький и плоский квадрат, жёлтый маленький куб и маленький цилиндр, большой красный треугольник, большой зелёный треугольник, а также и такие объёмные фигуры, как пирамида красного или зелёного цвета, куб красного, зелёного или синего цвета и т.д. Таким образом, предлагаемые геометрические фигуры были разными по форме, цвету, величине и объёму. Все эти фигуры обозначались определёнными искусственными словами, и испытуемый, который брал одну из фигур, мог увидеть на её (ранее скрытой) нижней стороне написанное там слово, например «рас» или «мор» и т.д.

Центральным для этого метода был тот факт, что данное искусственное слово обозначало новое, ранее не существовавшее в опыте понятие, включавшее комбинацию из нескольких признаков (например, маленький и плоский, маленький и высокий, большой и плоский, большой и высокий и т.д.). Легко видеть, что в этих условиях испытуемый не мог воспользоваться готовым понятием, но должен был сформировать новое понятие.

В начале этого опыта испытуемым сообщали, что каждое слово имеет какое-то значение (если опыты ставились с детьми, им говорили, что у папуасов каждое слово имеет какое-то значение) и они должны определить, что именно означает каждое слово, подобрав несколько предметов. Поэтому испытуемому, который взял фигуру с названием «рас», но ещё не мог определить его значение, предлагалось взять другую, затем следующую фигурку, каждая из которых была обозначена новым искусственным словом. Естественно, что на последовательных этапах опыта испытуемому встречались как различные, так и идентичные искусственные слова, и по мере подбора соответствующих фигур у него неизбежно начинали возникать гипотезы о значении искусственных слов. Например, могла возникнуть гипотеза, что все цилиндры называются словом «рас». Следуя этой гипотезе, испытуемый открывал цилиндр другого размера, но оказывалось, что он был обозначен другим словом, например не «рас», а «кун». Тогда его гипотеза терпела крах. После этого ему предлагалось снова высказать какое-нибудь предположение, и он приходил к другой гипотезе, предполагая, что, наверное, «рас» означает или все красные предметы (цвет) или все треугольники (форма). Он открывал далее ещё один предмет, подбирая его согласно своей гипотезе, но оказывалось, что и в данном случае его гипотеза не оправдывалась. Тогда он выдвигал третью гипотезу, например, высказывал предположение, что данное искусственное слово обозначает признак величины, и проверял, соответствует ли эта гипотеза действительности. Трудность этого опыта заключается в том, что искусственными словами обозначаются не простые, а комплексные признаки, например, как уже было сказано, словом «пак» обозначались все маленькие и плоские фигуры, словом «бик» - большие и плоские фигуры, а словом «рас» - все большие и высокие фигуры независимо от цвета и формы.

Таким образом, каждое из тех искусственных слов, которые применялись Л.С. Выготским, имело комплексное значение, и в опыт вводились несуществующие в практике понятия, что уравнивало условия для всех испытуемых.

Внимательное проведение этого опыта позволяло провести анализ того, как испытуемый постепенно, учитывая получаемую им новую информацию, вырабатывает искусственное понятие, какие шаги он делает, какую стратегию применяет и т.д. В этом отношении этот очень трудоемкий и продолжающийся длительное время опыт давал очень богатую психологическую информацию. Наиболее отсталые испытуемые оказались вообще неспособными даже подойти к решению этой задачи, и, как правило, когда им предлагалось найти те предметы, которые обозначены условным термином «цун», они просто складывали все предметы в «одну кучу», не пытаясь анализировать лежащие в её основе признаки.

Л.С. Выготский называл эту стадию «стадией кучи» или «хаоса». Научно её можно назвать «синкретической фазой», когда нет твёрдых принципов, которые лежат в основе организованного объединения предметов.

На следующей фазе можно было наблюдать иную картину: испытуемые включали фигуры в данную категорию по определённому признаку, но этот признак не имел постоянства, и испытуемый относил, например, к маленькому красному треугольнику, обозначенному искусственным словом «рас», и маленький зелёный круг (по признаку размера), и высокую красную пирамиду (по признаку цвета), и большой зелёный треугольник (по признаку формы). В результате создавалась группа, которая была построена не по типу устойчивого обобщенного понятия, а по принципу «комплекса», в который каждая из отобранных фигур входила по своему основанию. Обозначив этот принцип группировки термином «ситуация» или «комплекс», Л.С. Выготский иногда употреблял для обозначения этой стадии фигуральное слово «семья», исходя из того, что члены, входящие в такую семью, включаются в неё по разным основаниям: некто, его отец, его мать, его брат, его сестра, его сын, его внук и т.д. Таким образом, эта стадия психологически характеризовалась тем, что испытуемые, которые пытались найти, что именно обозначает данное им искусственное слово, объединяли предметы не по одному устойчивому признаку, а по разным меняющимся признакам. Иногда решение этой задачи принимало форму того, что Л.С. Выготский обозначал термином «цепной комплекс». Например, когда испытуемым давался зелёный треугольник, обозначенный этим искусственным словом, они сначала брали зелёный круг, потому что он тоже зелёный, затем красный маленький треугольник потому, что предшествующая фигура была треугольником (по принципу формы), затем маленький квадратик (по принципу величины) и т.д. Каждый объект входил в группу на своих собственных основаниях, и устойчивое отвлеченное понятие не формировалось. Таким образом, создавалась не логическая категория, а цепь последовательно упорядоченных элементов, каждый из которых входил в эту цепь на своем собственном основании.

От этого принципа отличался другой, более высокий логический принцип - подлинная классификация предметов, которую можно обозначить как процесс категориальной классификации, или процесс формирования нового понятия в подлинном смысле этого слова. В этом случае стратегия поисков психологически была совершенно иной: испытуемый пытался найти понятия, гипотетически обозначал словом некоторую комбинацию признаков, вырабатывая таким образом новую абстрактную категорию, обозначенную данным искусственным словом.

Естественно, что наблюдаемые при проведении этого опыта процессы носили совсем иной характер: применяемая испытуемым «стратегия» указывала на то, что его операции полностью совершались в вербально-логическом плане и слово получало новое отвлечённое значение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: