Слово учителя
— Исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей ве-
личественности — только часть грандиозного авторского замысла, замысла,
охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не
осуществлённого Л. Н. Толстым.
На разных этапах работы автор представлял своё произведение как широкое
эпическое полотно. Создавая своих полувымышленных и вымышленных геро-
ев, Л. Н. Толстой, как он сам говорил, писал историю народа, искал пути худо-
жественного постижения «характера русского народа». На фоне мас штабного,
эпического повествования Л. Н. Толстой проникает в глубины человеческой
души, показывает читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нрав-
ственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в слу-
чае с семьей Курагиных. Всё это позволило писателю раскрыть свои этические
принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствова-
ния. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринима-
ющего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между
ним и художником, но и между ним и всеми людьми»,— считал Л. Н. Толстой.
Открытия в области человеческого характера идут у писателя рука об руку
с открытиями в народной жизни, в жизни общества. «Как эпический писатель,
Л. Н. Толстой — наш общий учитель»,— говорил Анатоль Франс. Проявляя
354
исключительный интерес к каждому отдельному человеку, Толстой умел орга-
нически включить этого человека вместе с деталями его психологии и судьбы
в события и процессы, захватывающие миллионы людей.
IV. Работа над темой урока
Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)
Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого
1. «Война и мир в кавычках и без кавычек».
2. «Кутузов и Наполеон как “информация к размышлению”».
3. «Любимые страницы романа “Война и мир”».
4. «В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея
Болконского»).
5. «Человек и природа в романе “Война и мир”».
6. «Наташа Ростова на пути к счастью».
Комментарий. Учитель записывает темы на доске и организует из обсу-
ждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
Консультация-объяснение учителя
— Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из
элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выстав-
лении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части иг-
рают в композиции сочинения сходную роль.
Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие све-
дения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключе-
ния — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив
внимание на самое главное.
Распространённые недостатки при написании вступления
И заключения
• Изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
• выражение собственного восторженного отношения к произведению или
автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае
заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на за-
клинание);
• очень длинное, затянутое вступление.
Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформу-
лировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, до-
казать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на
заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в назва-
нии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора ли-
тературного произведения или охарактеризована черта исторического периода,
если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключе-
нию: оно не должно носить чисто формальный характер. Учитель, читающий со-
чинение, не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть
органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно
дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно
если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказа-
тельств.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)
Ошибки при написании сочинения
Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?
Целесообразно составить для себя рабочий план и написать его в чернови-
ке. Если план будет переписан в чистовик, то все ошибки, которые окажутся
в плане, будут учтены при выставлении оценки. Наличие плана в чистовике не
является обязательным.
355
Нужен ли эпиграф?
Сам факт наличия эпиграфа не улучшает оценку, так же как факт его от-
сутствия — не снижает. Всё зависит от того, что представляет собой сочинение
в целом. Если эпиграф приводится, то он должен быть оформлен в соответствии
с существующими правилами.
Можно ли привести цитату не дословно?
Цитата потому и называется цитатой, что является точным воспроизведени-
ем части текста. Если вы не помните цитату точно, то соответствующую часть
текста лучше изложить своими словами. Неточно привёденная цитата является
фактической ошибкой.
Как расставлять в цитате знаки препинания?
Существуют две возможности. Можно расставить знаки препинания так, как
они расставлены у автора. Но можно поступить проще: расставить знаки препи-
нания по современным правилам.
Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов
Сочинений
Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение,
Редактирование, рецензирование учителем
Написание творческих работ
.
Приложение
Ориентировочные развёрнутые планы к сочинениям