III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей ве-

личественности — только часть грандиозного авторского замысла, замысла,

охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не

осуществлённого Л. Н. Толстым.

На разных этапах работы автор представлял своё произведение как широкое

эпическое полотно. Создавая своих полувымышленных и вымышленных геро-

ев, Л. Н. Толстой, как он сам говорил, писал историю народа, искал пути худо-

жественного постижения «характера русского народа». На фоне мас штабного,

эпического повествования Л. Н. Толстой проникает в глубины человеческой

души, показывает читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нрав-

ственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в слу-

чае с семьей Курагиных. Всё это позволило писателю раскрыть свои этические

принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствова-

ния. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринима-

ющего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между

ним и художником, но и между ним и всеми людьми»,— считал Л. Н. Толстой.

Открытия в области человеческого характера идут у писателя рука об руку

с открытиями в народной жизни, в жизни общества. «Как эпический писатель,

Л. Н. Толстой — наш общий учитель»,— говорил Анатоль Франс. Проявляя

354

исключительный интерес к каждому отдельному человеку, Толстой умел орга-

нически включить этого человека вместе с деталями его психологии и судьбы

в события и процессы, захватывающие миллионы людей.

IV. Работа над темой урока

Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого

1. «Война и мир в кавычках и без кавычек».

2. «Кутузов и Наполеон как “информация к размышлению”».

3. «Любимые страницы романа “Война и мир”».

4. «В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея

Болконского»).

5. «Человек и природа в романе “Война и мир”».

6. «Наташа Ростова на пути к счастью».

Комментарий. Учитель записывает темы на доске и организует из обсу-

ждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

Консультация-объяснение учителя

— Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:

вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из

элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выстав-

лении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части иг-

рают в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие све-

дения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключе-

ния — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив

внимание на самое главное.

Распространённые недостатки при написании вступления

И заключения

• Изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

• выражение собственного восторженного отношения к произведению или

автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае

заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на за-

клинание);

• очень длинное, затянутое вступление.

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформу-

лировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, до-

казать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на

заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в назва-

нии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора ли-

тературного произведения или охарактеризована черта исторического периода,

если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключе-

нию: оно не должно носить чисто формальный характер. Учитель, читающий со-

чинение, не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть

органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно

дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно

если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказа-

тельств.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Ошибки при написании сочинения

Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?

Целесообразно составить для себя рабочий план и написать его в чернови-

ке. Если план будет переписан в чистовик, то все ошибки, которые окажутся

в плане, будут учтены при выставлении оценки. Наличие плана в чистовике не

является обязательным.

355

Нужен ли эпиграф?

Сам факт наличия эпиграфа не улучшает оценку, так же как факт его от-

сутствия — не снижает. Всё зависит от того, что представляет собой сочинение

в целом. Если эпиграф приводится, то он должен быть оформлен в соответствии

с существующими правилами.

Можно ли привести цитату не дословно?

Цитата потому и называется цитатой, что является точным воспроизведени-

ем части текста. Если вы не помните цитату точно, то соответствующую часть

текста лучше изложить своими словами. Неточно привёденная цитата является

фактической ошибкой.

Как расставлять в цитате знаки препинания?

Существуют две возможности. Можно расставить знаки препинания так, как

они расставлены у автора. Но можно поступить проще: расставить знаки препи-

нания по современным правилам.

Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов

Сочинений

Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение,

Редактирование, рецензирование учителем

Написание творческих работ

.

Приложение

Ориентировочные развёрнутые планы к сочинениям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: