Культура и культурная коммуникация

Культура представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространенных в обществе и передающихся из поколения в поколение. Если многие черты человека имеют врожден­ный и неизменный характер, то культура является предметом усвоения и в разных обществах может оказываться различной. Наиболее ключе­вые, рано усвоенные ее аспекты мало подвержены переменам: во-первых, в силу того, что для изменения центральных элементов когни­тивной организации взрослого человека необходимо массированное воздействие, и, во-вторых, потому, что самые сокровенные ценности становятся для человека самоцелью и отречение от них порождает неосознанные страхи и утрату уверенности в себе. Конечно, в услови­ях серьезных и постоянных сдвигов социетарного характера преобра­зованиям могут подвергнуться даже ключевые элементы культуры, однако их изменение, скорее, будет происходить с вытеснением одно­го поколения другим, чем путем перестройки сознания взрослых лю­дей, чья социализация уже состоялась.

Культурная коммуникация (от лат. communicatio - сообщение) - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Необходимое условие осуществления культурной коммуникации - наличие общего языка у субъектов коммуникации. Если субъекты коммуникации обладают общим историческим и социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. Однако значения относительны, и результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения до существенного разногласия между субъектами в интерпретации символов.

В культурной коммуникации могут принимать участие индивиды, социальные группы, регионы, нации или страны. По характеру субъектов, участвующих в коммуникации, выделяют межличностную, личностно-групповую, групповую, межгрупповую, межкультурную коммуникацию. Особое место принадлежит массовой коммуникации - процессу трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).

Культурная коммуникация может иметь прямой (через непосредственные контакты между людьми) или косвенный (через воздействие средств массовой коммуникации, потребляемые товары, университеты, научные центры и т.д.) характер.

Необходимое условие осуществления К. к. — наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. Однако значения относительны, и результаты К. к. могут колебаться от полного совпадения до существенного разногласия между субъектами в интерпретации символов.

Критерии типологии культурной коммуникации:

ü характер участвующих субъектов коммуникации (автокоммуникация, межличностная, личностно-групповая, групповая, межгрупповая, межкультурная);

ü формы коммуникации (вербальная — устная, письменная — и невербальная);

ü уровни протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т. д.). Особое место принадлежит массовой коммуникации, к-рая есть процесс трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: