Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс «Храбрый Персей». Часть 1.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Чтение и анализ 1 части мифа Древней Греции «Храбрый Персей»
Тезаурус по теме
Фольклор – это устное народное поэтическое творчество, отражающее жизнь народа. Фольклор возник до появления письменности. Поэтому важная его черта состоит в том, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от письменной литературы. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда.
Сказка – древнейший жанр устного народного поэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира
Предание – жанр устного народного творчества, имеющий установку на достоверность рассказа об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий
Легенда – жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п..
Мифы – древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Сегодня нам предстоит совершить невероятное путешествие на машине времени в прошлое…
Мы попали в другую страну намного тысячелетий назад. Машина времени перенесла нас юго-восток Европы, на Балканский полуостров. Обратимся к карте. В какой древней стране мы оказались?
Да, мы попали в Древнюю Грецию. Чем известна эта страна? Древняя Греция – страна богов и героев. Древних греков называют эллинами, а их страну – Элладой.
Много тысяч лет назад, когда не было письменности, они создали мифы. То, о чем повествуют мифы, сегодня нам кажется сказочным. Но для древних греков миф, в отличие от сказки, не был выдумкой. В мифах эллины рассказывали о происхождении мира, о титанах и богах, которые управляют этим миром, о величайших героях, которые освобождают землю от чудовищ.
Боги, по представлениям древних греков, живут на горе Олимп и оттуда вершат свои дела. Боги, в отличие от простых людей, наделены бессмертием.
Греческие мифы повествуют и о героях. Герои – не простые люди. Они полубоги, дети богов и смертных людей. Какого самого знаменитого героя Древней Греции вы знаете? Да, главный герой древних греков – Геракл. Сегодня мы познакомимся с подвигами еще одного знаменитого героя Древней Греции – Персея…
Вспомните, что такое миф. Миф – это древнее сказание о богах и героях.
Сегодня мы познакомимся с одним из мифов Древней Греции в пересказе К.И. Чуковского и прочитаем о подвигах знаменитого героя Древней Греции – Персея. Узнаем, кого древние греки считали героями. А также что, с их точки зрения, означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, подвиг.
Послушайте 1 часть мифа «Храбрый Персей» (Учебник стр. 190 – 195). Аудиозапись «Храбрый Персей» часть1.
Устно ответьте на вопросы:
1.Кто является главным героем этого мифа? (Персей).
2. Каким он изображается? Найдите подтверждение в тексте? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком: «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…»).
3. С кем пришлось бороться Храброму Персею? (Персей захотел уничтожить Медузу Горгону).
4. Найдите в начале текста описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее. («В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда – то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, тот же миг становился камнем. Вместо волос у Медузы бы длинные черные змеи. Они все время шевелились и шипели. Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тот час же превращался в окаменелую статую»).
5. Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе за ее злые дела: «Но не могу же я сидеть, сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же я отомщу ей за её злые дела»).
6. Как Персей догадался сразиться с Горгоной, не взглянув на нее? («Он поднял свой медный щит — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало»).
7. Какой оказалась Горгона Медуза, когда Персей увидел ее в отражении? Составьте её словесный портрет, используя слова из текста. («Медуза спала на земле, рядом со своими безобразными сестрами, которые были похожи на больших разжиревших свиней. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её»).
8. Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе? (Сестры Медузы проснулись и полетели за ним в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!»)
9. Как этот миф характеризует Персея? (Персей – настоящий защитник города и людей! Он бесстрашно сражается с чудовищем – Горгоной Медузой. Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей).
10. А каким представлен в мифе царь Полидект? (В отличие от Персея Полидект изображен жадным, трусливым и жалким. Вместо того, чтобы защищать своих людей от страшного чудовища, он пирует с вельможами и прячется в подземелье. На его фоне поступок Персея еще больше восхищает).
11.Напоминает ли вам этот миф какие-то русские народные сказания? (Он напоминает былины об Илье Муромце и князе Владимире. В них богатырь тоже сражается с Соловьем-разбойником и побеждает его, а князь прячется и насмехается над героем).
- Русский народ воспевал мужество и подвиги защитников родины и высмеивал жалких князей.
Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали миф о Персее.
Откройте тетради. Запишите «29.04. Храбрый Персей. Древнегреческий миф.»
Письменно выполните задание.
Задание 1. Восстановите последовательность событий. Запишите числа по порядку.
1. Трусливый царь.
2. Персей говорит с царём.
3. В городе случилась беда.
4. Персей побеждает Медузу Горгону.
5. Храбрый Персей узнаёт о колдунье.
Задание 2. Подберите фрагменты мифа к иллюстрациям.
Цитата | Изображение. Изображения даны для примера |
1. В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона. | А. |
2. Выйди из дому в ясную ночь и взгляни на небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. | Б. |
3. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её. | В. |
Задание 3. Образуйте пары из слов текста.
1.Храбрый А. Горгона
2. Медуза Б. Полидект
3. чёрные В. колдунья
4. бессердечная Г. Персей
5. царь Д. змеи.
Сегодня мы узнали, кого в мифах Древней Греции называли героями. Мы также поняли, что и много тысячелетий назад люди ценили и восхваляли мужество, честь, славу, подвиги во имя людей. И высмеивали трусость и жадность. Этим нам и близки сегодня древнегреческие мифы.
Сфотографируйте работу в тетради и вышлите мне.
Урок закончен! Спасибо за работу!