Вопрос №4. Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации

Восприятие одного человека другим (представителями разных культур) определяется стереотипными представлениями об образе жизни, обы­чаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа в данной культуре.

Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению, с тереотипы — это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия.

В конце 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержа­ние стереотипа может быть в той или иной степени истинным. С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкрет­ных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, воз­растных и т.д. Однако, несмотря на разнообразие подходов, большинство западных авто­ров продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации.

Стереотипы формируются благодаря способности чело­веческого сознания закреплять информацию об однородных явлени­ях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований.

Вы­деляя определенные внешние признаки предметов, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, об­разах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким пониманием природы стерео­типа он представляет собой схематический, стандартизированный образ или представ­ление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

В зависимости от ха­рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз­личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ­ные, этнические, возрастные и т.д.

В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так­же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа. Наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на­циональных групп с точки зрения других. Такого рода клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас­пространены.

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания.

Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Во многих случаях они вредят взаимопониманию, а следование им приводит к печальным последствиям. Это касается как отношений между людьми, так и отношений между странами, политических и культурных процессов, экономики и бизнеса.

Восприятие одного человека другим (представителями разных культур) определяется стереотипными представлениями об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа в данной культуре.

Восприятие мира человеком определяется многими факторами: воспитанием, социально-культурной средой, образованием, характером, личным опытом и т.д. Обычно выделяют несколько видов восприятия - обыденное, осознанное, чувственное восприятие (когда речь идёт о том, что человек воспринимает, понимает и познаёт).

Итак, вся информация поступает в мозг через органы чувств в виде ощущений. Эта информация интерпретируется на основании прошлого опыта, мотивации, эмоций. Полученную информацию человек систематизирует и упорядочивает в удобной для себя форме, разделяя вещи на классы, группы, виды и т.д. Э тот процесс называется категоризация и позволяет сделать действительность понятной и доступной, а также справиться с растущим объектом информации. Между классами и группами устанавливаются связи, благодаря которым возможно сравнение разных объектов.

Если явление или предмет не поддаются категоризации, то у человека чувство неопределённости и тревоги, следовательно, чтобы справиться с меняющейся действительностью, границы между категориями должны быть гибкими.

 

Функции стереотипов.

Отрицательные:

- могут влиять на неверное толкование поведения собеседника;

- повторяют и усиливают ошибочные представления.

Положительные

✔ объясняют человеческие поступки путем предоставления готовой и простой информации;

✔ позволяют предвидеть различные формы поведения партнеров по ком­муникации;

✔ формируют основы собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам (в стереотипы необходимо вносить коррективы исходя из собственного опыта);

✔ защищают традиций, обычаев, привычек, своей культуры, делят мир на своих и чужих (что русскому хорошо, то немцу – смерть, незванный гость – хуже татарина и тд.);

Выделяют четыре главных фактора, влияющих на восприятие одного человека другим: фактор первого впечатления, фактор «превосходства», фактор привлекательности и фактор отношения к нам.

Фактор первого впечатления. Первое впечатление помогает выбрать стратегию дальнейшего общения. Важным является вопрос о его верности или неверности. Первое впечатление часто бывает обманчивым, иногда его бывает трудно изменить.

Фактор «превосходства». Первое впечатление создаёт только основу для дальнейшего общения, но его оказывается недостаточно для постоянного и длительного общения. В этой ситуации начинает действовать фактор «превосходства», в соответствии с которым происходит определение статуса партнёра по коммуникации.

Фактор привлекательности. Существуют объективные основания для восприятия и понимания человека по его внешности. Детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональном состоянии, отношения к окружающим людям, о его отношении к себе, состоянии его чувств в данной ситуации общения.

У каждого народа существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или неодобряемые обществом типы внешности. Привлекательность или красота субъективны, зависят от существующего в данной культуре идеала.

Фактор отношения к нам. Совершенно очевидно, что также важен вопрос об отношениях к нам партнёра при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Фактор отношения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или несогласии с нами.

Вопрос №5. Предрассудки в межкультурной коммуникации

Результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Предрассудок – это психологиче­ская установка предвзятого и враждебного отношения к че­му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Объектом предрассудка обычно являются люди или общности, резко отличающиеся от своей собственной.

Главным фактором возникновения является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз­ни различных этнических общностей. Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен­ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.

Если стереотип это обобщенный, собирательный образ представителей со­ответствующей группы, который, содержит возможность позитивных суждений, то для предрассудков характерно бездумное негативное отно­шение ко всем членам группы или большей ее части.

Наиболее известны­ми формами предрассудков являются ксенофобия (неприязнь к иностранцам), расизм, дискриминация по возрастному, половому признаку и т.д.

Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их возникновению способствуют социально-психологиче­ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей.

Одна из этих причин — попытка представителей до­минирующей этнической группы найти источник психического удов­летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со­циальной лестницы из-за сложного материального положения. От­сутствие действительного престижа при низком социальном поло­жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей Расе». В про­цессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней.

Одной из теорий происхождения предрассудков является теория фрустрации и агрессии. Негативные эмоции создают психологическое состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль.

✔ Заставляют видеть определенные группы в "черном цвете", затмевая объективные положительные черты.

✔ Вызывают необоснованное чувство тревоги и страха перед объектом предрассудка.

Предрассудки с трудом поддаются корректировке, так как информация, которая их поддерживает более устойчива, чем та, которая их опровергает (негатив помнится дольше).

Изменению предрассудков могут способствовать средства мас­совой информации (годы) и личное общение. Пред­рассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его мож­но лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: