Релейная централизация для средних и крупных станций

На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с маршрутным управлением стрелками и светофорами (МРЦ). Если в централиза­ции используют блочный монтаж аппаратуры, то ее называют блоч­ной маршрутно-релейной централизацией (БМРЦ).

На крупных и средних станциях производится большая поезд­ная и маневровая работа. Все передвижения по станции маршрутизи­руются и осуществляются по централизованным маршрутам со вза­имным замыканием стрелок и сигналов. Поэтому на таких станциях готовится много маршрутов и большинство из них приобретает сложную конфигурацию и большую протяженность.

Для более эффективного использования путевого развития круп­ных станций сложные маршруты делят на простые, так называе­мые элементарные маршруты, представляющие собой изолирован­ную стрелочную секцию, в которую входит не более трех стрелок, или бесстрелочную секцию в горловине станции. Элементарный маршрут благодаря релейной аппаратуре обладает всеми свойства­ми самостоятельного маршрута, т. е. свойствами контроля, замы­кания и размыкания.

При электрическом соединении элементарных маршрутов в раз­ных комбинациях по схеме станции получаются любые сложные поездные и маневровые маршруты. Порядок соединения элементар­ных маршрутов, входящих в сложный маршрут, определяется поло­жением стрелок, участвующих в установке маршрута.

Размыкание сложного маршрута в процессе движения по нему поезда производится по мере освобождения элементарного маршру­та, т. е. по частям. Каждая секция размыкается после освобождения ее поездом. Такой принцип размыкания маршрута называется посек­ционным. Посекционный принцип размыкания маршрута на стан­циях позволяет увеличить пропускную способность станции, так как разомкнутую секцию можно уже использовать при установке друго­го маршрута, не ожидая, пока ранее установленный маршрут полно­стью разомкнется.

На крупных и средних станциях применяют ЭЦ с центральными зависимостями и центральным питанием. В такой системе центра­лизации схемы установки, замыкания и размыкания маршрутов строят по плану станции отдельно для каждой стрелочной горло­вины В целях управления стрелками применяется двухпроводная или пятипроводная схема (см рис. 9.7). Для установки маршрута используется маршрутный способ управления

На крупных станциях для ускорения установки маршрутов при­меняют маршрутное управление. Задание маршрутов производит­ся с помощью кнопок, обозначающих начало и конец маршрута. При нажатии двух или нескольких кнопок в течение 5..7 с осуще­ствляются одновременный перевод всех стрелок, входящих в мар­шрут, и открытие светофора Действия ДСП по нажатию кнопок на пульте называются набором маршрута. Маршрутное уп­равление позволяет сократить время на установку маршрута и по­высить пропускную способность горловины станции на 15.. 20 %.

Для маршрутного управления применяют пульт МРЦ, шкаф с кнопками для искусственной разделки секций маршрутов и для вспо­могательного перевода стрелок в случае ложной занятости стрелоч­ной секции (эти кнопки могут располагаться и на самом пульте МРЦ) и пульт-манипулятор с выносным табло Для отражения кон­троля свободности путей, стрелочных секций, положения стрелок и сигналов пульты МРЦ имеют табло желобкового типа

Пульт-табло (рис. 9.11) имеет схему путей станции, составлен­ную из световых ячеек с белыми и красными светофильтрами, на которой располагаются поездные, маневровые и вариантные кноп­ки. Ячейки табло, расположенные у повторителей светофоров (вход­ного, выходного, маневрового), имеют еще зеленые светофильтры: при наборе маршрута правильность действий контролируется зе­леным светом, а установленный маршрут — белым.


 

 

Поездные начальные кнопки располагают у основания повтори­телей входных и выходных светофоров. У каждого повторителя ма­неврового светофора по оси пути устанавливается одна кнопка, ко­торая может работать как начальная и как конечная. Кнопки повторителей маневровых светофоров с приемо-отправочных пу­тей являются одновременно конечными для поездных маршрутов.

Вариантные кнопки размещают в тех местах пути, где по путево­му развитию станции можно получить дополнительный вариант передвижения. Вариантная кнопка получает обозначение по но­мерам стрелок, между которыми она расположена. На пульте-таб­ло рис. 9.11 установлена вариантная кнопка 7/17К, позволяющая получить вариантный маршрут по минусовому положению стре­лок 5/7 и 17/19.

Все маршрутные кнопки обозначаются по литерам светофоров, к которым они относятся. Поездные кнопки обозначают с добавле­нием буквы Н (светофор Н-кнопка НН, светофор 44-кнопка Ч4Н), а кнопки по управлению маневровыми светофорами — только по литеру светофора (Ml, М3, ЧН, 44). Конечная поездная кнопка для маршрутов отправления обозначается номером пути перегона 1ГП (НГП) или литерой дополнительного светофора НД (ЧД).

При установке маршрутов достаточно знать начало и конец мар­шрута и нажать установленные в этих точках маршрутные кнопки: сначала кнопку начала маршрута, затем кнопку конца маршрута. При этом установка стрелок в соответствующее задаваемому маршруту положение и открытие светофора происходят автоматически. После установки маршрута на пульте-табло загораются белая полоса по конфигурации устанавливаемого маршрута и зеленая лампочка в повторителе светофора.

Контроль категории устанавливаемого маршрута фиксируется загоранием ячейки в указателе «Установка маршрутов»: зеленым светом установка поездного маршрута приема или отправления, белым — маневрового маршрута.

Световая ячейка у кнопки начала маршрута с момента нажатия кнопки до открытия светофора горит мигающим зеленым светом. Также мигающим зеленым светом горят световые ячейки у осталь­ных кнопок по пути устанавливаемого маршрута. Эта индикация означает, что ДСП начал набор маршрута. С открытием светофора эти световые ячейки горят ровным зеленым светом до появления белой полосы на светосхеме, контролирующей установку и замы­кание маршрута, и с ее появлением гаснут. Если при наборе марш­рута ДСП нажимает не ту кнопку, то набор можно отменить нажа­тием кнопки «Отмена набора».

На пульте-табло показания входного светофора Н контролиру­ются тремя контрольными лампочками: красной — при запрещаю­щем его показании, зеленой — при разрешающем и белой — при включении пригласительного сигнала. В случае неисправности лам­пы красного огня на входном светофоре в его повторителе на пульте-табло гаснет контрольная красная лампочка.

Открытое положение выходных и маневровых светофоров кон­тролируется на пульте-табло горением зеленой контрольной лам­почки в повторителе выходного светофора для поездных маршру­тов и белой — для маневровых. При перегорании лампы запрещающего показания маневрового светофора начинает мигать белая лампочка.

При наличии на выходном светофоре ЧН пригласительного сиг­нала (мигающий лунно-белый) контроль его горения осуществля­ется миганием зеленой лампочки в его повторителе. Включение при­гласительных огней осуществляется нажатием кнопок со счетчиком Н или ЧН.

Контроль состояния прилегающего к станции перегона осуществляется световыми ячейками удаления (2УП, 1УП). Белым све­том ячейки горят при свободности соответствующего блока-участ­ка, красным — при занятости. При двустороннем движении по перегону дополнительно устанавливаются лампочки направления движения П и О и световая ячейка КП «Контроль перегона», кото­рая при свободном перегоне горит белым светом, а при занятом красным. Изменение направления движения на перегоне осуществ­ляется нажатием кнопки «Смена направления».

На пульте-табло установлены ключи-жезлы для хозяйственных поездов и подталкивающих локомотивов, отправляемых на перегон с последующим возвращением на станцию. Изъятие ключа-жезла из аппарата контролируется зажиганием белой контрольной лампочки.

Кроме маршрутного управления стрелками на пульте-табло пре­дусматривается и раздельное (индивидуальное) управление стрел­ками. Для этого установлены стрелочные коммутаторы на каждую одиночную и две стрелки. Над коммутатором размещаются три лампочки: зеленая и желтая — для контроля соответственно плю­сового и минусового положения стрелки, красная — для контроля перевода и взреза стрелки. При переходе на маршрутный режим управления все стрелочные коммутаторы устанавливаются в сред­нее положение и лампочки над ними не горят.

Для включения индикации положения стрелок на светосхеме и над коммутаторами нажимается кнопка «Контроль стрелок». При длительной потере контроля стрелки звонит звонок, который мо­жет быть выключен кнопкой «Звонок взреза». При восстановлении контроля стрелки и нажатой кнопке вновь включается звонок. Кноп­ку следует привести в нормальное положение.

Перевод стрелки при повреждении рельсовой цепи стрелочного путевого участка может осуществляться без контроля свободности участка нажатием соответствующей кнопки в группе «Стрелки». Эти кнопки двухпозиционные, без фиксации нажатого положения и нор­мально опломбированные.

Передача стрелок на местное управление производится нажати­ем кнопки МК-1, которая имеет наименование маневровой колон­ки с указанием номера варианта. При нажатии кнопки загорается мигающим светом красная лампочка над трафаретом с номером стрелки «Стр. 31», что указывает на начало передачи стрелки на местное управление. Затем загорается красная лампочка в шильди­ке маневровой кнопки МК-1, контролирующая восприятие манев­ров на колонке. По окончании передачи стрелки на местное управ­ление красная лампочка над трафаретом «Стр. 31» переходит на непрерывный режим горения. При возврате стрелок на централь­ное управление эта лампочка вновь загорается мигающим светом до приведения кнопки в нормальное положение. Для вызова руко­водителя маневров имеется кнопка включения гудка «Гудок».

При неисправности схемы маршрутного набора можно приме­нить вспомогательный режим управления. В этом случае каждую стрелку маршрута переводят индивидуально с помощью стрелоч­ных коммутаторов, затем нажимают кнопку «Вспомогательное уп­равление» и, не отпуская этой кнопки, нажимают кнопки начала и конца маршрута. При нажатии кнопки «Вспомогательное управле­ние» включается красная контрольная лампочка, расположенная ме­жду стрелками указателя «Установка маршрутов».


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: