Доходы и расходы молодежи: где берем и на что тратим?

 

Структура источников дохода среди разных социально-демографических групп в составе молодежи неоднородна. По данным опроса, в структуре доходов молодежи лидирующие позиции занимает помощь родителей, а именно зарплата матери или отца (70,1%). Этот вид доходов гораздо более распространен среди городской молодежи (76,6%), а также среди младшей и средней групп молодежи (85,2% и 72,2%), учащейся и неработающей (84,7% и 80%) молодежи. На социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) указали треть молодых людей, преимущественно городских жителей (44%), относящихся к категории учащейся молодежи (40,8%), как правило, в возрасте 14-19 и 20-24 лет (33,7% и 37,1% соответственно). Заработную плату по основному месту работы рассматривает как один из основных источников доходов также треть молодежи, причем это преимущественно сельская работающая молодежь в возрасте 25-29 лет (согласно структуре опрошенных). Пятая часть опрошенных молодых людей получают помощь других родственников (19,9%) и имеют дополнительные заработки (19,4%). Эти виды доходов больше распространены среди городской молодежи (22,3% и 23,4% соответственно). В разрезе дифференцированных по возрасту групп респондентов помощь других родственников преобладает в качестве источника дохода у 14-19-летней молодежи, а дополнительные заработки – у 20-29-летней. Неработающая молодежь чаще пользуется помощью других родственников (в 36,7% случаев), а студенты и учащиеся – дополнительными заработками (21,4%). Случайные заработки имеет каждый шестой молодой человек, преимущественно городской житель, относящийся к категории неработающих граждан. Остальные источники доходов и средств существования молодежи (помощь друзей, займы и кредиты, доходы от собственности, доходы от предпринимательской и коммерческой деятельности, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от ценных бумаг и банковских вкладов) занимают в структуре доходов молодежи менее 6% (рис. 2.12 – рис. 2.15).

 

Рис. 2.12. Структура личных доходов молодежи Республики Карелия, %

 

Рис. 2.13. Источники личных доходов молодежи Республики Карелия в региональных подвыборках, %

 

Рис. 2.14. Источники личных доходов в возрастных группах молодежи Республики Карелия, %

 

Рис. 2.15. Источники личных доходов в разных по статусу группах молодежи Республики Карелия, %

 

 

Дополнительной характеристикой социально-экономического положения современной молодежи выступают жилищные условия, тип жилья, в котором они проживают. Так, подавляющее большинство опрошенных молодых людей (63,3%) проживают в собственном доме или благоустроенной квартире (родительской, личной, бабушкиной), комнате. Каждый седьмой респондент (14,3%) арендует квартиру, комнату или частный дом. В служебных квартирах или общежитиях проживает 14,8% молодежи и только около 2% респондентов проживает в квартирах, находящихся под ипотекой (рис. 2.16). При этом городская молодежь чаще проживает в собственных благоустроенных квартирах, а сельская – в собственных домах.

 

Рис.  2.16. Жилищные условия молодежи Республики Карелия, %

 

 

Важным показателем, характеризующим материально-экономическое положение современной молодежи, является структура расходов молодых людей, которая в данном исследовании весьма разнородна. Так, 86,2% опрошенных ежемесячно тратят личные доходы на приобретение продуктов питания, 69,5% – на непродовольственные товары для личного потребления. На третьем месте в структуре расходов стоит оплата услуг связи, включая телефон и Интернет (69,2%). Покупка одежды или обуви занимает четвертую позицию в ежемесячных расходах современной молодежи (61,7%). На пятом месте расположилась оплата услуг пассажирского транспорта – 47,5% опрошенных имеют в своем списке данную статью расходов. Менее распространенными, но не менее характерными для разных групп молодежи являются расходы на «развлекательные» услуги (кафе, бары, рестораны, клубы) для 43,3% респондентов. Седьмую позицию в структуре расходов молодежи занимает оплата жилищно-коммунальных услуг (41,9%). Треть молодежи ежемесячно оплачивает медицинские услуги и лекарственные средства (32,7%), почти четверть покупают табачные изделия (22,4%), примерно пятая часть молодых людей ежемесячно оплачивает бытовые услуги (19,7%), покупает алкогольные напитки (19,3%), оплачивает образовательные услуги (18,8%) и почти столько же (17,9%) выплачивают кредиты. Около 3% молодежи ежемесячно обращаются за юридическими услугами, а вот социальными услугами (сиделка, няня) пользуется 1,1%. Вопреки нашим ожиданиям, на азартные игры ежемесячно тратят свои личные доходы лишь 2% молодежи (рис. 2.17).

 

Рис. 2.17. Структура расходов молодежи Республики Карелия, %

 

 

Несколько отличается структура расходов у городской и сельской молодежи: у горожан на второе место после покупки продуктов питания поднялась (по сравнению с общей выборкой) оплата услуг связи (телефон, Интернет) – 71,5%, а покупка непродовольственных товаров для личного пользования опустилась на третье место – 69,8%. Покупка одежды, оплата услуг пассажирского транспорта, развлекательные услуги и оплата услуг ЖКХ занимают те же позиции, что и в общих оценках молодежи (67,4%, 65,1%, 59,9%, 39,5% соответственно). В структуре расходов сельской молодежи первые четыре позиции занимают те же расходы, что и у городской молодежи, а вот на пятое место поднялась оплата жилищно-коммунальных услуг – 67,6%, на шестое – выплата кредитов (48,6%), на седьмое – оплата медицинских услуг (43,2%) (рис. 2.18).

 

Рис. 2.18. Структура расходов молодежи Республики Карелия, в разрезе территориальных групп, %

 

Как правило, отличается структура расходов и в разных возрастных группах молодежи. Так, ежемесячные расходы старшей молодежной группы в возрасте 25-29 лет преобладают практически по всем статьям, кроме оплаты услуг пассажирского транспорта, покупки одежды и обуви, оплаты «развлекательных» услуг (кафе, бары, рестораны, клубы) и юридических услуг. Эти статьи расходов преобладают в группе 20-24-летней молодежи. Азартные игры – единственная статья ежемесячных расходов, по которой преобладает младшая группа молодежи в возрасте от 14 до 19 лет. По результатам опроса можно дифференцировать структуру расходов и в отличающихся по статусу занятости группах молодежи. Студенты и учащиеся чаще, чем другие, тратят ежемесячно свои средства на пассажирский транспорт (50,8%), кафе, бары, рестораны, клубы (48,5%) и азартные игры (2,5%) (рис. 2.19 – рис. 2.20).

 

Рис. 2.19. Структура расходов молодежи Республики Карелия, в разрезе возрастных групп, %

 

Рис. 2.20. Структура расходов молодежи Республики Карелия, в разрезе статусных групп, %

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: