Перечислите виды речи. Дайте им краткую характеристику

Дать определение термину «речь». 

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь – это особый способ общения людей между собой посредством языка.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе. Речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у Животных нет ни языка, ни речи.

 Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью. В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

В чём заключается проблема соотношения мышление и речи. Укажите отличия между языком и речью.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского речевое мышление рассматривается как одна из высших психических функций. Т.е. роль слова, знака в продуктивной перестройке человеческих интеллектуальных функций является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических предметов дополняется для него миром мыслимым.

Для того чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях, человеку необходимо осуществлять ряд особых операций:

1. Фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям.

2. Сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности.

3. Иметь для этого сокращённые формы и способы мыслительной деятельности.

Для выполнения этих задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов обретают особую функцию: они становятся обозначениями → знаками.

Системой знаков, а также правил оперирования ими является язык. Но между языком и речью существуют различия:

1. Язык – это система знаков и правил их преобразования, а речь – это реальный процесс оперирования языком.

2. Язык – достаточно устойчив, стабилен и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь – предполагает динамику: использования языка в живом речевом процессе является расширенным.

3. Язык – это система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь – отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе чего понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4. Язык и речь различаются по способам овладения ими: языком человек овладевает сначала теоретически, осваивая его условные связи, то речью человек владеет сразу практически, не осознавая языковых правил.

В чём состоит единство мышления и речи в речевом мышлении.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Речь способствует отделению познаваемого объекта от его различных свойств, фиксированию и закреплению представления о нем за специальным словом.. Любая мысль, возникающая и развивающаяся в мозгу человека, связана с речью. Чем более глубоко и основательно человеком продумываются мысли, тем более понятно они выражаются в его словах. Это также работает и в другую сторону, чем больше отточено отражение в слове какой-либо мысли, тем более отчетливо и понятно становится непосредственно эта мысль. Весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется.

Речевое мышление как высшая психическая функция обладает 4 основными свойствами, где отводится своя роль языку и речи.

1. Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, т.е. он присутствует в любой трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации.

2. Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе, устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3. В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, и речь выступает как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность.

4. Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.) и именно речь является тем основным "инструментом", с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Перечислите виды речи. Дайте им краткую характеристику.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внутренняя речь – "речь для себя", это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей. Это словесная оболочка мышления. Она очень сокращена и свёрнута. Всегда сопровождается скрытой артикуляцией. Чаще протекает как монолог, но и бывает диалогом. Внутренняя речь – это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью.

Внешняя речь – речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. Она доступна восприятию других людей. Она бывает письменной и устной.

Устная peчьдиалог, т.е. разговор 2 человек. Диалог ситуативен, контекстуален (идёт в контексте). Она свёрнута (неполные предложения), н-р, 2 на 3, это может быть 6, это может быть размер чего-либо, а если подойти к кассе, то интерпретация кассира другая (два билета на три часа). Она мало организованная.

Монолог – когда говорит один, а второй слушает. Она развёрнута, т.к. направлена на слушатели, для передачи информации. Она организованна. Монологическая речь протекает с напряжением. В монологической речи выделяют два вида (Бюллер):

1. Драматизация – разыгрывание сообщения. Ярко проявляется на ранних этапах развития ребёнка.

2. Эпос – использование   средств языка. Неязыковые средства используются мало.

Письменная речь – разновидность монологической речи. Ей свойственны те-же характеристики, но более выраженные. Она более развёрнута. Нет непосредственной обратной связи с собеседником. Это наилучшее средство оформления наших мыслей. Обязательно сочетается с использованием внутренней речи. Это наиболее произвольный вид речи.

Онтогенез. Сначала возникает диалогическая речь, по мере развития ребёнка возникает затем драматизация, потом эпос, далее письменная речь (самая сложная). Внутренняя речь это оболочка мышления. Как только возникает мышление, так и возникает внутренняя речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: