Выделяются три основные функции речи: коммуникативная, регулирующая и программирующая.
1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь является средством общения людей и «выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим. Таким образом, речь служит обеспечению всесторонней реализации общения людей, выполняя коммуникативную функцию на уровнях сообщения, выражения и воздействия.
2. Мыслительная функция речи. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития. Данная функция позволяет речи «быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Коммуникативная и мыслительная функции речи выступают в неразрывном единстве: «речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Р ечь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна функция через другую и функционируют одна в другой. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
|
|
3. Эмоционально-выразительная функция речи. Данная функция речи принадлежит к генетически первичным функциям и проявляется до овладения человека языком (у новорожденного ребенка в его первом крике, в котором с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста). Когда при афатических заболевания «интеллектуальная» речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, «эмоциональная» речь иногда сохраняется. Следовательно, эмоциональная функция речи может быть реализована до овладения языком и вне сознательной деятельности, т.е. экспрессивная функция речи может существовать отдельно от мыслительой ее функции. Большую роль в регулировании экспрессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, речью. Эмоциональная функция речи не служит одним только целям общения, напротив, в целях общения люди иногда могут ограничивать проявления данной функции речи. Специфика речевого процесса и его основная функция – создание вербального продукта, адекватного семантическому содержанию, и его экстериоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой психический процесс, содержащий такого рода семантический компонент. Таким процессом может быть не только мышление и восприятие, но и эмоциональное переживание.