Вероятность равновозможных событий.
Цели урока:
Обучающая: дать определение частоты и вероятности случайного события, познакомить с формулой вероятности события. Научить понимать вероятностный характер случайного события.
Развивающая: развивать умения решать задачи.
Воспитательная: воспитывать умение работать самостоятельно.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Для вычисления классической вероятности нужно лишь знать все возможные исходы события и благоприятные исходы. Однако в жизни чаще встречаются события, сравнить и оценить которые, основываясь только на интуиции, невозможно и трудно.
Классическое определение вероятности применимо только к событиям с равновозможными исходами, что ограничивает область его применения.
Великий французский философ и математик Даламбер вошел в историю теории вероятностей со своей знаменитой ошибкой, суть которой в том, что он неверно определил равновозможность исходов в опыте всего с двумя монетами!
|
|
Подбрасываем две одинаковые монеты. Какова вероятность того, что они упадут на одну и ту же сторону?
Опыт имеет три равновозможных исхода:
1) на обе монеты выпадет «орёл»;
2) на обе монеты выпадет «решка»;
3) на одну из монет выпадет «орёл», на другую «решка».
Из них благоприятными будут два исхода:
Правильное решение:
Опыт имеет четыре равновозможных исхода:
1) на обе монеты выпадет «орёл»;
2) на обе монеты выпадет «решка»;
3) на одну из монет выпадет «орёл», на другую «решка»;
4) на одну из монет выпадет «решка», на другую «орёл».
Из них благоприятными будут два исхода.
Даламбер допустил одну из самых распространенных ошибок: он объединил два элементарных исхода в один, тем самым, сделав его не равным по вероятности оставшимся исходам.
Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий эту ошибку.
Опыт «Выбор перчаток». В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки. Выберите правильный вариант решения.
1 вариант: 3 исхода:
1) «обе перчатки на левую руку»;
2) «обе перчатки на правую руку»;
3) «перчатки на разные руки».
2 вариант: 4 исхода:
1) «обе перчатки на левую руку»;
2) «обе перчатки на правую руку»;
3) «первая перчатка на левую руку, вторая на правую руку»;
4) «первая перчатка на правую руку, вторая на левую руку».
Правильный второй вариант.
Чтобы не повторять эту ошибку, помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы.