Тема 1.4 Стрелочные переводы

Цель: Ознакомить с назначением стрелочного перевода и основными его элементами, видами.

 

План:

1. Назначение стрелочного перевода

2. Составные элементы стрелочного перевода

3. Виды стрелочного перевода

 

           Стрелочные переводы предназначены для перевода подвижного состава с одного пути на другой.

           Стрелочный перевод состоит из трех основных частей: стрелки (I), соединительных путей (II) и крестовины с контррельсами (III).

 

 

 

Рисунок 42 – Обыкновенный стрелочный перевод:

1 – рамные рельсы; 2 – остряки; 3 – переводная кривая; 4 – контррельсы; 5 – сердечник; 6 – усовики; 7 – переводная прямая; 8 – переводной механизм

 

           Стрелка направляет движущийся подвижной состав с прямого пути на ответвленный боковой и обратно. Стрелка включает:

- два рамных рельса;

- два остряка;

- переводной механизм.

           Рамные рельсы – это часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки.

           С помощью остряков изменяют направление движения подвижного состава. Передний конец остряка называется острием, а задний – корнем. Для пропуска подвижного состава остряки устанавливают так, что один из них плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведен от своего рамного рельса на определенное расстояние, называемое шагом остряка. Стрелочный остряк в рабочем положении надежно запирается с плотным прижатием его к рамному рельсу.

           Перевод стрелки из одного положения в другое производится при помощи переводного механизма, включенную в централизацию стрелок (централизованная стрелка) и ручного действия (нецентрализованная стрелка).

           На середине междупутья, где расстояние между осями расходящихся путей, соединенных стрелочным переводом, достигает 4100 мм, устанавливают предельный столбик. Он указывает границу, в которой может находиться подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседнему пути.

           Крестовина с контррельсами обеспечивает проход колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути. Основная часть крестовины – сердечник с двумя усовиками. Точка пересечения рабочих граней сердечника называется математическим центром крестовины, а угол между рабочими гранями сердечника – углом крестовины α. Самое узкое пространство между усовиками в их изгибе называют горлом крестовины, а самая широкая часть сердечника – корнем или торцом крестовины. Промежуток между боковыми гранями усовика и сердечника представляет собой желоб для прохода гребней колес.

Контррельс направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает так называемое вредное пространство – расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм.

           Крутизну крестовины стрелочного перевода характеризуют маркой или тангенсом угла α, определяемым как отношение ширины сердечника в корне крестовины к его длине. Марка крестовины выражается в виде дроби 1/N=tgα, где N – целое число, показывающее, во сколько раз длина сердечника больше его ширины в хвостовой части, измеренной перпендикулярно к одной из рабочих граней. Угол α выражается в градусах, минутах и секундах.

           Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок: 1/22, 1/18, 1/11, 1/9 и 1/6. Чем больше знаменатель, тем положе стрелочный перевод и выше допустимая скорость движения по нему. Стрелочные переводы марки 1/11 укладываются на главных и приемоотправочных путях по маршрутам следования пассажирских поездов. На приемоотправочных путях для грузового движения применяются стрелочные переводы марки 1/9. Стрелочные переводы марки 1/6 применяются на прочих путях.

           Соединительные пути – это два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины. Чем меньше стрелочный угол, т.е. чем больше марка крестовины, тем больше радиус переводной кривой и выше допускаемая скорость движения по переводу.

           Стрелочные переводы укладывают на специальных удлиненных шпалах – переводных брусьях.

           Точка пересечения осей прямого и бокового путей называется центром стрелочного перевода (ЦСП).

           Стрелочные переводы подразделяются на следующие виды:

1. одиночные (когда от основного пути отклоняют один боковой путь):

- обыкновенные (правосторонние – боковой путь отклоняется вправо, левосторонние - боковой путь отклоняется влево);

- симметричные – основной и боковой пути отклоняются на одинаковые углы от направления основного пути;

- несимметричные - основной и боковой пути отклоняются на разные углы от направления основного пути.

2. двойные (из одной точки отклоняют два боковых пути).

 

Рисунок 43 – Схемы одиночных стрелочных переводов:

а – обыкновенный правосторонний; б – обыкновенный левосторонний; в – симметричный; г – несимметричный

 

           Стрелочные переводы должны лежать на прямых участках пути. Движение по стрелочному переводу в направлении от крестовины к его острякам называют пошерстным, а от остряков к крестовине – противошерстным.

           Длина обыкновенных стрелочных переводов 30-70 м. Стрелочные переводы укладывают на переводных брусьях длиной 2,75-5,50 м.

 

Контрольные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: