Путевая автоматическая блокировка

Автоблокировка является основной системой для регулирования движения поездов на двухпутных и однопутных линиях магистральных железных дорог. Она обеспечивает более высокую, чем все другие средства СЦБ, пропускную способность и безопасность движения поездов. При автоблокировке межстанционный перегон делят на блок-участки длиной от 1000 до 2600 м и каждый блок-участок ограждают проходным автоматически действующим светофором. Открытие и закрытие, а также смена сигнальных показаний каждого светофора происходят автоматически при движении поезда по перегону. Исключением являются выходные и входные светофоры: ими управляют дежурные по станциям, поэтому они относятся к категории полуавтоматически действующих сигналов.

В зависимости от условий регулирования интервала, попутного следования поездов автоблокировка бывает двухзначной, трехзначной и четырехзначной. На магистральных железных дорогах применяют трёх- и четырёхзначную АБ.

Двухзначная автоблокировка находит применение только на линиях метрополитена, где необходимо обеспечить возможно малые интервалы между поездами. На магистральных железных дорогах из-за большой скорости движения, большой массы поездов и значительной длины тормозных путей применяют только трех- и четырехзначную автоблокировку.

При трехзначной автоблокировке поезда движутся с разграничением тремя блок-участками. Каждый проходной светофор является предупредительным по отношению к следующему. Длина блок-участка должна быть не менее расчетного тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении, но не меньше 1000м.

При четырехзначной автоблокировке на каждом проходном светофоре добавляется сигнальное показание в виде одновременно горящих желтого и зеленого огней. Это позволяет обеспечить минимальный интервал попутного следования поездов с любой скоростью.

Двухзначная АБ: Зеленый огонь – блок-участок свободен. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Трёхзначная АБ: Зеленый огонь – свободны два или более блок-участка. Желтый огонь – свободен один блок-участок. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Четырёхзначная АБ: Зеленый огонь – свободны три или более блок-участка. Желтый и зеленый огни – свободны два блок участка. Желтый огонь – свободен один блок-участок. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Автоблокировку с кодовыми рельсовыми цепями называют кодовой автоблокировкой. Для связи проходных светофоров друг с другом при такой автоблокировке не требуются линейные провода вместо них используются кодовые рельсовые цепи. При помощи кодовых рельсовых цепей показания путевых светофоров передаются в будку машиниста движущегося поезда и осуществляется автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС).

 

 

 2 Путевая полуавтоматическая блокировка

 

Путевую полуавтоматическую блокировку применяют на двухпутных и однопутных линиях с небольшой интенсивностью движения. При этой системе на межстанционный перегон может быть выпущен только один поезд. При ПАБ блок-участком является весь перегон между соседними станциями. Для увеличения пропускной способности наиболее длинные межстанционные перегоны делят на два межпостовых перегона (блок-участка) и в месте раздела устраивают путевой блок-пост. Разрешением на занятие поездом перегона служит разрешающее показание выходного или проходного сигнал. Полуавтоматическая блокировка не должна допускать открытия выходного или проходного сигнала до освобождения ограждаемого ими перегона или блок-участка.

На станциях, ограничивающих перегон, установлены блокировочные аппараты и релейные приборы, которые связаны между собой электрически двухпроводной линейной цепью. Блокировочные аппараты разрешают открытие выходного (проходного) светофора только один раз при свободном перегоне; дают возможность вторично открыть светофор и отправить на освободившийся перегон поезд только после того, как поезд, отправленный ранее, прибудет на соседнюю станцию, полностью освободит перегон и дежурный станции приема подаст блокировочный сигнал прибытия на станцию отправления.

Устройства релейной ПАБ запрещают открытие выходного светофора встречного направления после отправления поезда на однопутный перегон с соседней станции. После прибытия поезда дежурный по станции должен лично или через стрелочника (сигналиста) убедиться в полном прибытии поезда и затем подать сигнал прибытия на станцию отправления.

 

 

 3 Автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы

Основным средством регулирования движения поездов на магистральных линиях является АБ. Однако и при АБ из-за плохой видимости светофоров, невнимательности или потери бдительности машиниста не исключается проезд светофоров с желтым огнем с недопустимой скоростью. Для повышения безопасности движения устройства АБ дополняются устройствами автоматической локомотивной сигнализации и автостопами.

Устройства автоблокировки дополняют устройствами, при помощи которых показания путевых светофоров при приближении к ним поезда передаются на локомотивный светофор, установленный в кабине машиниста. Устройства АЛС дополняются автостопами, которые автоматически тормозят поезд перед закрытым светофором в случае, если сам машинист не примет для этого мер. Автостоп установлен на локомотиве, с его помощью приводятся в действие автотормоза и осуществляется экстренное торможение поезда.

Автоматическую локомотивную сигнализацию и автостопы применяют совместно. В зависимости от того, как передаются сигнальные показания с пути – только в определенных точках или непрерывно, АЛС разделяют на систему точечного типа АЛСТ и непрерывного типа АЛСН.

Автоматическая локомотивная сигнализация точечного типа с автостопом АЛСТ используется только на участках с полуавтоматической блокировкой на подходах к станциям.

Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом АЛСН применяется на дорогах, где скорость движения грузовых поездов не превышает 120 км/час. С помощью электрических рельсовых цепей показания путевых светофоров при приближении к ним поезда непрерывно передаются на локомотив. Для повышения безопасности движения поездов, предупреждения проезда запрещающих сигналов и увеличения пропускной способности участков устройства АЛСН дополняют системой автоматического торможения (САУТ) и комплексом локомотивных устройств безопасности (КЛУБ). Устройства САУТ и КЛУБ взаимосвязаны, что позволяет более точно определить расстояние до препятствия, используя спутниковую навигационную связь.

 

Рисунок 69 - Схема автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа: ЛС – локомотивный светофор; ДШ – дешифратор; Г – генератор; У – усилитель; Ф – фильтр; СВ – свисток; РБ – рукоятка бдительности; ЭПК – электропневматический клапан; ТМ – тормозная магистраль; ПК – приемные катушки

 

Система АЛСН позволяет проезжать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч. В случае превышения скорости автостоп останавливает поезд, причем при нажатии на рукоятку бдительности автостоп не выключается. Фактическое значение скорости измеряет скоростемер. Для контроля за действиями машинистов применяют скоростемеры, которые записывают на ленте фактическую скорость движения и регистрируют горение красного или желтого огня на локомотивном светофоре.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: