Средства формирования экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте изучаются преимущественно конкретные объекты и явления окружающего мира. В младшем школьном возрасте мышление детей достаточно конкретно, поэтому роль материальной базы особенно велика. «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».

На качество знаний учащихся и их умственное развитие существенно влияют средства обучения, которыми оборудован школьный класс. По мнению С.А. Павловича, в оборудование кабинета естествознания должны входить пособия для двух ступеней познавательного процесса – эмпирической и логической [9].

Под средствами обучения понимается совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся.

К средствам обучения естествознанию можно отнести следующие группы учебно-методических пособий:

Вербальные:

1) учебные программы;

2) учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя;

3) рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дневники наблюдений, хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители.

Наглядные:

1) изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;

2) натуральные объекты неживой и живой природы;

3) аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, видеофильмы и т.д.).

Вспомогательные:

1) средства для проведения лабораторных опытов: приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности;

2) технические средства обучения (по С.Г. Шаповаленко) [7].

Средства обучения, входящие в состав системы для преподавания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи определяются, прежде всего, содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительную автономность системы (Голов В.П.).

Наша страна обладает богатейшими традициями в области разработки теории создания школьных учебников и другой дидактической и методологической литературы. Одна из лучших в мировой научно-педагогической литературе книг, посвященных школьному учебнику, создана Д.Д. Зуевы [7].

Кроме учебных пособий учитель должен привлекать к работе научную, научно-популярную и справочную литературу, периодические издания. Перед каждой новой темой рекомендуется устраивать в классе выставки дополнительной литературы, которая есть в школьной и домашних библиотеках. Работа с дополнительными источниками не только расширяет и углубляет знания детей, но и формирует умения самообразования, развивает интерес к предмету.

Большое значение применению наглядных пособий в обучении естествознанию придавал В.Ф. Зуев. В предисловии к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке» [8].

Наглядные средства обучения естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения.

Искусственные и изобразительные наглядные пособия - это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы или описывающие их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.

Модели (макеты) – «это материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальной действительности. В процессе познания они занимают промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.д., способствуя формированию представлений…»[7].

Модели обычно не передают точную величину предмета.

В начальной школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.

К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.

Действующие модели помогают увидеть движение объекта или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия [8].

Учебные таблицы используются почти на каждом занятии для формирования у младших школьников обобщенных образов природных тел или ландшафтов, таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.

Таблицы для начальных классов должны соответствовать следующим требованиям:

    - любая таблица – это монографическое изображение, поэтому на ней должен быть один объект, процесс или явление;

    - объекты, изображенные на таблице, должны быть достаточно крупные, пропорции их выдержаны в одинаковом масштабе;

    - рисунки, текст и цифровые обозначения располагают в определенной дидактической последовательности, чтобы таблица была «читаемая»;

   - таблица должна отвечать эстетическим требованиям.

Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Географические объекты на карте обозначены при помощи определенных знаковых символов, т.е. обладают высокой степенью абстракции.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников по формированию экологических знаний в природе является работа по экологической тропе. «Учебная экологическая тропа - это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который пролагается так, чтобы на нём были места и естественной природы и антропогенный ландшафт». Это позволяет сравнивать знания о естественной и приобретённой среде, учить детей оценивать характер деятельно человека в природе [9].

С недавнего времени в начальной школе стали использоваться полевые практикумы. Проведение полевых практикумов предполагает закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценку её состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению её состояния. Работа в период проведения полевых практикумов предполагает собой применение знаний и проверку усвоения учащимися знаний об окружающей среде [7].

Процесс формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальной школе.

Таким образом, отметим, что «процесс формирования знаний - это сложный процесс восприятия, абстрагирования и обобщения, образование понятий, раскрытие закономерных связей и явлений и т.д.».

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного раннее, можно сказать, что современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Формирование экологических знаний - важнейшая задача школы в настоящее время [10].

Экологические знания в развитом виде формируются на основе познания людьми законов целостности среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения природы. Для этого необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям. Экологическое воспитание младших школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры и экологических знаний[10].

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей[7].

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Воспитание чувства любви к природе должно начинаться в младших классах на уроках окружающего мира. Нужно чтобы учащиеся имели общение с самой природой. Этого не могут заменить никакие практические занятия и уголки живой природы в школе. Необходимы частые вылазки, экскурсии, походы, дальние поездки на природу. Еще большое значение имеет самостоятельное практическое участие учеников в охране природы: посадка деревьев, подкормка птиц, работа на огороде, в лесу, поле, и т.д.

Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сторону дошкольника [11].

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

 

Список литературы:

1. Барышникова Г.Б. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников//Воспитательная работа в школе – 2012г. – №1. – с. 58.

2. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003г. – №6.

3. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа – 2005г. - №4 – с. 21

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: А.Я. Данилюк – Москва, 2009г. – 26с.

5. Краеведение: М.А. Никонова – Москва, 2014г. – 251 с.

6. Красачева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания//Начальная школа. – 2002г. - №5 – с. 57

7. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Р.А. Петросова – Москва, 2001г. – 176 с.

8. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Г.Н. Аквилева и др. – Москва, 2001г. - 240 с.

9. Методика преподавания естествознания: Е.В. Григорьева – Москва, 2008г.- 236 с.

10.  Общая экология: К. М. Петров – СПб, 2016г. – 352 c.

11.  Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998г. - №5 – с. 10

12.  Педагогика дополнительного образования: М.А. Брутова –Архангельск, 2014г. – 218 с.

13.  Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников // Молодой ученый. – 2016г. – №9. – с. 181-186.

14.  Философия воспитания: Б.Т. Лихачев – Москва, 2010г. – 336с.

15.  Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе: Л.И. Бурова – Череповец, 1995г. – 241 с.

16.  Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы: Н.Ф. Виноградова//Начальная школа – Москва, 2012г. – 215с.

17.  Экологическое образование и воспитание детей: Н.В. Лаврентьева – Москва, 2010г. – 120с.

18.  Юркина С.В. Экологическое образование младших школьников//Начальная школа – 2011г. – №7. – с. 15.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: