Коллективизация и ее итоги

Конспект урока истории

 Дата 18.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Советская модернизация экономики. Становление советской культуры»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать представление о модернизации экономики и оборонной системы страны в 1930-е годы, охарактеризовать политику власти в области культуры.

  Основные понятия:

Модернизация - осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающийся изменениями в характере общественных отношений, социальной структуре общества и быте людей.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018

Интернет – ресурсы:

1.Вдеоурок. Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг. История России 11 класс. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 17.04.2020.

Презентация к уроку по теме: «Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930 годы.»

Ход урока

...Двадцатый век...

...Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

А.Блок.

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Как вы думаете, о каких переменах идет речь?

Мы можем сказать о многих переменах в России, которые произошли в начале XX
века. Но нас сейчас интересуют те, которые произошли после Гражданской войны и
установления в стране Советской власти, образования СССР. Сегодня
поговорим о модернизации экономики и оборонной системы в стране в 1930-е годы, а также о произошедшей культурной революции.


Цель нашего урока:  определить цели модернизации советского периода, ее источники и методы проведения; способствовать усвоению сущности коллективизации и индустриализации, проследить их социально-экономические и политические последствия; охарактеризовать модернизацию Красной Армии; назвать основные составляющие культурного строительства 1930-х годов и его итоги.

 

2. Объяснение нового материала.

Как вы думаете, какие нужно было решить задачи руководству СССР в связи с процессом модернизации?

- обеспечить полную экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран;

- создать базу развития Вооруженных сил, оснащенную самой передовой техникой;

-  добиться роста численности промышленного рабочего класса;

- повысить уровень жизни населения.

Согласно традиционным взглядам большевиков, социализм можно построить лишь на базе крупной индустрии. Необходимость скорейшей индустриализации Сталин мотивировал лаконично: «Если мы за 10 лет не пробежим путь, на который другие страны затратили 50—100 лет, нас сомнут!» Но возникла проблема источников накопления индустриального развития страны. Невозможность использования внешних источников накопления (неурегулированность вопросов с долгами царского и Временного правительств, напряженность в отношениях с западными государствами) оставляла единственную возможность - получить средства для индустриализации за счет мобилизации внутренних ресурсов. В этой связи встал вопрос о распределении бремени индустриального развития между отдельными секторами экономики. С точки зрения наиболее решительных сторонников индустриализации единственно реальным источником получения средств являлись "досоциалистические формы хозяйства", к которым, прежде всего, они относили аграрный сектор.

Итак, мы определили основные задачи модернизации. Но, чтобы эти задачи выполнить, стране необходимо было иметь достаточно и материальных и людских ресурсов. Где их взять?







Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1. Коллективизация и ее итоги.

2. Индустриализация: основные результаты.

3. Модернизация армии.

4. Культурная революция и культурные достижения.

 

Коллективизация и ее итоги.

Антикулацкий плакат

Причины коллективизации состояли в том, что аграрная революция и индустриализация в СССР проходили одновременно. Деревня рассматривалась как источник получения средств для развития промышленности. Сделать это было легче, контролируя несколько сотен колхозов. Кроме того колхозы укрепляли социальную опору Советской власти в деревне, превращая крестьян-единоличников в класс социалистического общества.

Прием в колхоз

В 1929 г. в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома», и был взят курс на создание колхозов и ликвидацию кулака как класса. В январе 1930 г. постановление ЦК устанавливало предельные сроки коллективизации для регионов. В целом по стране эта задача должна была быть решена к концу первой пятилетки. Но о средствах коллективизации и о судьбе кулаков ни чего не говорилось. Поэтому местные власти стали прибегать к насилию.

Ликвидация кулачества имела своей целью обеспечение колхозов материальной базой. В 1-й половине 1930 г. было раскулачено 320 тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество отошло к колхозам. Все кулаки делились на 3 категории – те, кто боролся с Советской властью, подлежали расстрелу, наиболее богатые выселялись в отдаленные территории СССР, а остальные расселялись на участках за пределами колхозных земель.

Выселение кулаков

Точного определения кулака не было дано, поэтому очень часто к ним относили середняков, имевших несколько коров или лошадей и т.д. Все районы получили планы по раскулачиванию. Власти использовали эту компанию для того, чтобы расправляться и с неугодными бедняками. Для них придумали специальный термин - «подкулачники». В итоге был уничтожен слой наиболее предприимчивых крестьян, составлявших основу производительных сил деревни.

В ряде районов крестьяне оказали массовое сопротивление раскулачиванию - они отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот и инвентарь, поднимали восстания.

Весной 1930 г. стало ясно, что коллективизация грозит катастрофой. 2 марта Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой обвинил в неудачах местных руководителей и осудил «перегибы». В ответ начался массовый выход крестьян из колхозов.

 

Политика сплошной коллективизации привела к провалу. Производство зерна снизилось на 10%, поголовье скота уменьшилось в 2 раза. В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод, от которого погибло ок. 3 млн. человек. Власти запретили упоминать о голодающих в газетах, не оказали им ни какой помощи и не только не прекратили продажу зерна за границу, но и довели ее до рекордного уровня.

Сталин перед микрофоном

Но Сталин торжествовал - несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Коллективизация создала условия для проведения индустриализации. В город ринулась масса крестьян, пополнившая ряды рабочего класса. Кроме того была создана система снабжения населения продовольствием и уничтожены остатки рыночной экономики.

В жизни сельского населения прошли серьезные социальные изменения. Исчезли кулаки, середняки, бедняки, появились колхозники. Деревня рассматривалась как поставщик дешевого продовольствия, и источник рабочей силы. При этом закупка зерна осуществлялась по твердым ценам, а стоимость промтоваров выросла в 10 раз. Оплата труда колхозников осуществлялась на основе трудодней и не превышала прожиточного минимума.

Плакат середины 30-х гг.

В процессе проведения индустриализации в деревне были созданы МТС, стала использоваться техника, появились кадры – агрономы, механизаторы, ветеринары и т.д., подготовку которых начали вести специализированные ВУЗы. В сер 30-х положение в деревне стабилизировалось. Крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, определенное количество скота и птицы. Но с юридической точки зрения колхозники оказались бесправны, т.к. они в отличие от горожан не получили паспорта и оказались «прикрепленными» к земле.

2. Индустриализация: основные результаты.

В середине 20-х гг. проблема индустриализации вышла на 1-й план. Это объяснялось необходимостью: создания материально-технических благ социализма, достижения экономической независимости страны, укрепления ее обороноспособности. Сталин объявил о «наступлении социализма по всему фронту». На первый план вышло ускоренное развитие базовых отраслей промышленности (топливно-сырьевая, металлургия, машиностроение и др.), от которых зависело общее состояние экономики.

Американское оборудование

На Западе индустриализация проводилась за счет средств, полученных от развития сельского хозяйства и легкой промышленности. Но в СССР не было времени на осуществление данного подхода. Поэтому индустриализация осуществлялась за счет ограбления села и продажи за границу сырья, хлеба, культурных ценностей. В условиях ограниченности ресурсов руководство перешло к их централизованному распределению и к плановости всей экономики.

В 1927 г. началась разработка 1-го пятилетнего плана. В 1929 г. он был утвержден. Предусматривалось увеличить промышленное производство на 180%, сельскохозяйственное - на 55%. Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами - 230% за 5 лет. Сталин в это время выдвинул идею «Великого скачка» - чтобы за 5-10 лет догнать Запад, ушедший вперед в своем индустриальном развитии на 50-100 лет.

Плотина Днепрогэс

На призыв Сталина с энтузиазмом откликнулись миллионы людей. Выполнить пятилетний план не удалось, но в идустриализации страны был сделан огромный шаг вперед. Продукция тяжелой промышленности выросла в 2,8 раза, были возведены индустриальные гиганты - Днепрогэс, Магнитка, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб, появились авиационная, химическая электротехническая отрасли промышленности и др. СССР сократил ввоз иностранного оборудования.

Огромный масштаб экономических преобразований потребовал огромного количества рабочей силы. В 1930 г. В СССР была закрыта последняя биржа труда. Но основная масса рабочих была неквалифицированна. Для решения этой проблемы в СССР открываются высшие и средние специальные учебные заведения, открываются вечерние факультеты и заводы ВТУЗы. За 5 лет было подготовлено 130 тыс. специалистов, в основном из рабочих

В. Дени, Н. Долгоруков «Первый пятилетний план»

В то же время наблюдались недостатки в социальной сфере - и без того низкая заработная плата съедалась налогами, ростом цен и инфляцией. Репрессии, начатые Сталиным против своих оппонентов, привели к созданию в 1930 г. Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Дешевая рабочая сила заключенных позволила осуществить такие грандиозные проекты, как строительство Беломорканала и канала Москва-Волга.

 

В 1932 г., объявив об успехе 1-й пятилетки, Сталин заметил, что теперь нет необходимости «подхлестывать страну», и 2-й пятилетний план предусматривал снижение темпов прироста промышленной продукции с 30 до 16 %, при этом рост легкой промышленности должен был быть выше, чем рост тяжелой. План предусматривал создание опорных индустриальных баз на Урале, в Сибири, Средней Азии.

Выполнение заданий 2-й пятилетки привело к превращению СССР из аграрной страны в мощную индустриальную державу. Рост промышленности составил 2,2 раза. 80% прироста было достигнуто за счет вновь построенных предприятий. В намеченный Сталиным 10-летний срок страна смогла преодолеть путем неимоверных усилий, и СССР вышел на 1 место в Европе по объему промышленного производства.

2-я пятилетка не привела к повышению уровня жизни населения. Отменялись карточки на продовольствие, но общий уровень цен повысился. Рабочие вынуждены были подписываться на государственные займы. Жилищные условия не улучшались, т.к. число жителей в городах росло.

В это время возникло стахановское движение. В 1935 г. А.Стаханов превысил норму добычи угля в 14 раз. Его почин распространился и на другие отрасли. Стахановцы получали до 2000 руб. в месяц получали награды.

Это привело к расслоению в обществе. Вскоре нормы выработки были повышены на 20%, и упала зарплата основной массы рабочих. Они часто меняли место работы, нарушали трудовую дисциплину. В ответ были введены трудовые книжки, необходимые при приеме на работу, объем социальных благ ставился в зависимость от непрерывного стажа работы на одном месте. В к. 30-х гг. эти меры были еще более ужесточены.

По темпам роста промышленности СССР обогнал царскую Россию почти в 3 раза. Он вышел на 2-е место в мире по общим показателям и лидировал по темпам прироста промышленного производства. СССР стал экономически независим от Запада, который в тот период так же, как и наша страна, находился на стадии индустриального общества. Но эти успехи были достигнуты за счет перенапряжения экономики и не пропорционального ее развития, в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства.

 

Модернизация армии.

Важнейшим звеном социалистической индустриализации была модернизация Вооруженных сил и развитие их экономической базы — военно-промышленного комплекса (ВПК) страны. Руководство отдавало приоритеты сухопутным войскам и авиации, а потом флоту.

В 1931 г. была принята концепция модернизации, предложенная Михаилом Николаевичем Тухачевским, который считал важнейшей задачей обеспечение армии бронетанковой и авиационной техникой. Тухачевский  был инициатором организации предприятий двойного назначения, выпускавших на одних поточных линиях и гражданскую, и военную технику, в частности, сочетался выпуск тракторов и танков. С 1934 заместитель, с 1936 1-й заместитель наркома обороны СССР. В 1937 командующий войсками Приволжского ФО. Труды Тухачевского оказали значительное влияние на развитие советской военной науки и практику военного строительства. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Ксередине 1930-х гг. модернизация армии и военно-промышленного комплекса была в основном завершена — сформированы многочисленные бронетанковые и авиационные силы, создана мощная индустриально-техническая база. Одновременно быстрый численный рост армии, ее насыщение военной техникой обострили проблему профессиональной подготовки личного состава Результаты модернизации армии усилили политическую роль Вооруженных сил и лично М.Н. Тухачевского. Это явилось одной из предпосылок массовых репрессий в Красной Армии во второй половине 1930-х гг.

4. Культурная революция и культурные достижения.

 

Еще в 1919 г. правительство РСФСР приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке.

В городах и селах создавались ликбезы и рабфаки. Ликбезы -пункты ликвидации неграмотности, рабфаки - рабочие факультеты. Они готовили молодежь к поступлению в вузы. В достаточно короткие сроки был повышен уровень грамотности населения.

Однако количество грамотных людей в стране все еще был недостаточным. В середине 1920-х гг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

С началом индустриализации большой проблемой стало недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженеров. В 1930 г. повсеместно было введено обязательное четырехлетнее образование, а для городов и промышленных районов — семилетнее, с профессионально-техническим (фабрично-заводским) уклоном. На развитие образования выделялись значительные средства. В городах и рабочих поселках открылось 3,6 тыс. новых школ. В сельской местности — около 15 тыс. В результате к 1939 г. 81 % граждан СССР в возрасте от 9 лет и старше владели грамотой.

Значительной реорганизации подверглась система высшего образования. К началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4500 вузов. С 1928 по 1940 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным образованием — с 288 тыс. до 1,5 млн. Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 1930-х гг. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивавшие новые направления науки, такие, как органическая химия, геофизика, микрофизика, физика полупроводников, атомного ядра. Достижения советских ученых П.Л. Капицы, А.Ф. Иоффе приобрели мировую известность. Во многих районах РСФСР и союзных республиках создавались филиалы Академии наук СССР.

Но на фоне успехов в развитии образования, резко возросла идеологизация всей системы образования и воспитания. Должен победить принцип социалистического реализма, т.е. искусство должно служить народу и революции. Каганович: «...на каждом частном авторе должна быть узда пролетарской диктатуры». А один из английских обществоведов А. Тойнби так выразился об этом периоде: «Мы видим, как марксизм превращается в эмоциональную и интеллектуальную замену православного христианства с Марксом вместо Моисея, Лениным вместо Мессии и собраниями их сочинений вместо писания этой новой атеистической церкви».

Послушная воле правящей партии литература стала мощным идейным оружием. Она формировала у населения СССР ложное представление о советском обществе и его прошлом, о зарубежных странах. Далеко не все советские писатели оказались готовы стать послушным орудием правящей партии. Многие из них пытались поделиться с читателем своими размышлениями.

Итак, в культуре 30-х годов можно сказать, что переплелись два процесса – развитие культуры и ее идеологизация, подчинение политическим целям советского руководства. Это подлинная драма, которая отразилась и в судьбах отдельных людей, и на российской культуре в целом.

Вывод:

Модернизация страны имела серьезные издержки: сложилась система бюрократического управления экономикой, усилились диспропорции в развитии отдельных отраслей, резко усилилось экономическое и политическое давление государства на крестьянство, был разрушен традиционный уклад сельской жизни.

Вместе с тем, тысячи ударных строек преобразили СССР: из страны, ввозившей станки и машины, он превратился в страну, производящую самое современное оборудование. Был создан ВПК – база одержанной победы в Великой Отечественной войне. По объему производства продукции страна в результате вышла на первое место в Европе и второе – в мире.

Домашнее задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: