СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ.. 3
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УЧЕТА УЧЕБНИКОВ.. 6
1.1. Основные понятия по объекту и предмету проектирования. 6
1.2. Обзор подобных приложений. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 18
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА УЧЕБНИКОВ.. 19
2.1. Этапы реализации системы учета учебников. 19
2.2. Описание приложения и инструкции пользователя для системы учета учебников 19
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
АННОТАЦИЯ
Объем курсовой работы – …стр. (количество страниц до приложения)
Количество иллюстраций – … шт.
Количество таблиц – … шт.
Количество приложений – … шт.
Количество использованных источников – … шт.
Перечень ключевых слов: …
Полученные результаты: ….
ВВЕДЕНИЕ
Задача автоматизации учета учебников, художественной и вспомогательной литературы возникает в библиотеках учебных заведений довольно часто. Она актуальна для тех организаций, которые осуществляют учет литературы и электронных аналогов книг «на руках» и доступной для изучения в данный момент. При организации данных работ библиотека учебного заведения обычно сталкивается с такими проблемами как учет распределения по сотрудникам, преподавателям и студентам, координация работы отдела библиотечного фонда и информационных технологий, информационное обеспечение процесса предоставления учета и т.д.
Цель проекта: разработать информационную систему учета учебной литературы для библиотеки.
Объектом проекта: разработка системы учета учебников.
Предмет проекта: Microsoft Access 2019 как средство разработки системы учета учебников.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть учебную и учебно-техническую литературу по теме КР.
2. Рассмотреть понятия информационная система, описать современные типы и компоненты баз данных.
3. Выполнить обзор подобных приложений.
4. Разработать техническое задание по реализации системы учета учебников.
5. Описать этапы проектирования, разработки и реализации системы учета учебников.
Программные средства: Microsoft Access 2019, ERwin Data Modeler, Microsoft Visual Studio 2019.
Область применения: городские библиотеки и библиотеки учебных заведений.
Целевая аудитория: сотрудники и читатели библиотеки.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УЧЕТА УЧЕБНИКОВ
Основные понятия по объекту и предмету проектирования
Информационные системы – это комплекс средств, предназначенных для хранения, упорядочивания и анализа больших объёмов информации.
Проект представляет собой информационную систему. Рассмотрим ее виды.
Информационные системы бывают электронными и не электронными. К неэлектронным информационным системам относятся:
1. Каталог в библиотеке;
2. Регистратура в больнице;
3. Библиотека.
К электронным информационным системам относятся:
1. База данных отдела кадров предприятия;
2. Записная книжка в мобильном телефоне;
3. Сеть Интернет.
Существует три вида информационных систем.
1. База данных - система для хранения больших объёмов структурированной информации (информации, которая вводится по шаблону) определённого типа. К базам данных относятся следующие информационные системы:
- каталог библиотеки;
- регистратура больницы;
- записная книжка мобильного телефона;
- база данных отдела кадров.
2. База знаний – система для хранения большого объема неструктурированной информации различных типов. К базам знаний относятся следующие информационные системы:
- библиотека;
- сеть Интернет.
3. Информационно-аналитическая система - система, предназначенная как для хранения, так и для анализа хранимой информации
- Exсel;
- STATISTICA;
- SPSS;
- 1С бухгалтерия;
- 1C предприятие.
Так как проект подразумевает под собой непосредственное использование баз, следует рассказать какие современные типы баз данных существуют.
I. Простейшие типы баз данных
1. Простые структуры данных
Первый и простейший способ хранения данных – текстовые файлы. Метод применяется и сегодня для работы с небольшими объёмами информации.
2. Иерархические базы данных
В отличие от текстовых таблиц, в следующем типе БД появляются связи между объектами. Это создаёт древовидную структуру, в которой записи классифицируются по их отношениям с цепочкой родительских записей.
3.Сетевые базы данных расширяют функциональность иерархических: записи могут иметь более одного родителя. А значит, можно моделировать сложные отношения.
II. Реляционные БД.
1. SQL базы данных – старейший тип до сих пор широко используемых БД общего назначения. Данные и связи между данными организованы с помощью таблиц. Каждый столбец в таблице имеет имя и тип. Каждая строка представляет отдельную запись или элемент данных в таблице, который содержит значения для каждого из столбцов.
III. NoSQL базы данных
1.NoSQL – группа типов БД, предлагающих подходы, отличные от стандартного реляционного шаблона. Говоря NoSQL, подразумевают либо «не-SQL», либо «не только SQL», чтобы уточнить, что иногда допускается SQL-подобный запрос.
5. В базах данных «ключ-значение» для хранения информации вы предоставляте ключ и объект данных, который нужно сохранить. Например, JSON-объект, изображение или текст. Чтобы запросить данные, отправляете ключ и получаете blob-объект.
6. Документная база данных (также документоориентированные БД или хранилища документов), совместно используют базовую семантику доступа и поиска хранилищ ключей и значений. Такие БД также используют ключ для уникальной идентификации данных. Разница между хранилищами «ключ-значение» и документными БД заключается в том, что вместо хранения blob-объектов, документоориентированные базы хранят данные в структурированных форматах – JSON, BSON или XML.
7. Вместо сопоставления связей с таблицами и внешними ключами, графовые базы данных устанавливают связи, используя узлы, рёбра и свойства.
Графовые базы представляют данные в виде отдельных узлов, которые могут иметь любое количество связанных с ними свойств.
8. Колоночные базы данных (также нереляционные колоночные хранилища или базы данных с широкими столбцами) принадлежат к семейству NoSQL БД, но внешне похож на реляционные БД. Как и реляционные, колоночные БД хранят данные, используя строки и столбцы, но с иной связью между элементами.
В реляционных БД все строки должны соответствовать фиксированной схеме. Схема определяет, какие столбцы будут в таблице, типы данных и другие критерии. В колоночных базах вместо таблиц имеются структуры – «колоночные семейства». Семейства содержат строки, каждая из которых определяет собственный формат. Строка состоит из уникального идентификатора, используемого для поиска, за которым следуют наборы имён и значений столбцов.
9. Базы данных временных рядов созданы для сбора и управления элементами, меняющимися с течением времени. Большинство таких БД организованы в структуры, которые записывают значения для одного элемента. Например, можно создать таблицу для отслеживания температуры процессора. Внутри каждое значение будет состоять из временной метки и показателя температуры. В таблице может быть несколько метрик.
IV. Комбинированные типы
NewSQL и многомодельные БД являются разными типами баз данных, но решают одну группу проблем, вызванных полярными подходами SQL или NoSQL-стратегии.
10. NewSQL базы данных наследуют реляционную структуру и семантику, но построены с использованием более современных, масштабируемых конструкций. Цель – обеспечить большую масштабируемость, нежели реляционные БД, и более высокие гарантии согласованности, чем в NoSQL. Компромисс между согласованностью и доступностью является фундаментальной проблемой распределённых баз данных, описываемой теоремой CAP.
11. Многомодельные базы данных – базы, объединяющие функциональные возможности нескольких видов БД. Преимущества такого подхода очевидны – одна и та же система может использовать различные представления для разных типов данных.
Системы управления базами данных – это программа, с помощью которой реализуется централизованное управление данными, хранимыми в базе, доступ к ним, поддержка их в актуальном состоянии. Их можно классифицировать по способу установления связей между данными, характеру выполняемых ими функций, сфере применения, числу поддерживаемых моделей данных, характеру используемого языка общения с базой данных и другим параметрам.
Классификация СУБД:
- по выполняемым функциям СУБД подразделяются на операционные и информационные;
- по сфере применения СУБД подразделяются на универсальные и проблемно-ориентированные;
- по используемому языку общения СУБД подразделяются на замкнутые, имеющие собственные самостоятельные языки общения пользователей с базами данных, и открытые, в которых для общения с базой данных используется язык программирования, расширенный операторами языка манипулирования данными;
- по числу поддерживаемых уровней моделей данных СУБД подразделяются на одно-, двух-, трехуровневые системы;
- по способу установления связей между данными различают реляционные, иерархические и сетевые базы данных;
- по способу организации хранения данных и выполнения функций обработки базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.
Рассмотрим компоненты базы данных более подробно: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
Таблица – фундаментальная структура системы управления реляционными базами данных. В Microsoft Access таблица – это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). При этом каждое поле содержит отдельную часть записи (например, фамилию, должность или инвентарный номер). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу (например, о сотрудниках или заказах).
Запрос – вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкция на отбор записей, подлежащих изменению.
Перечислим типы запросов, которые могут быть созданы с помощью Microsoft Access:
- запрос-выборка, задающий вопрос о данных, хранящихся в таблицах, и представляющий полученный динамический набор в режиме формы или таблицы без изменения данных. Изменения, внесенные в динамический набор, отражаются в базовых таблицах;
- запрос-изменение, изменяющий или перемещающий данные. К этому типу относятся запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы или запрос на ее обновление;
- перекрестные запросы, предназначенные для группирования данных и представления их в компактном виде;
- запрос с параметрами, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса;
- запросы SQL, которые могут быть созданы только с помощью инструкций SQL в режиме SQL: запрос-объединение, запрос к серверу и управляющий запрос. Язык SQL (Structured Query Language) – это язык запросов, который часто используется при анализе, обновлении и обработке реляционных баз данных (например, Microsoft Access).
Форма – это объект Microsoft Access, в котором можно разместить элементы управления, предназначенные для ввода, изображения и изменения данных в полях таблиц.
Отчет – это объект Microsoft Access, который позволяет представлять определенную пользователем информацию в определенном виде, просматривать и распечатывать ее.
Макрос – одна или несколько макрокоманд, которые можно использовать для автоматизации конкретной задачи.
Макрокоманда – основной строительный блок макроса; самостоятельная инструкция, которая может быть объединена с другими макрокомандами для автоматизации выполнения задачи.
Модуль – набор описаний, инструкций и процедур, сохраненных под одним именем. В Microsoft Access имеется три типа модулей: формы, отчета и общий. Модули форм и отчетов содержат локальную программу для форм или отчетов. Если процедуры общего модуля явным образом не объявлены личными для модуля, в котором они появляются, значит, они распознаются и могут вызываться процедурами из других модулей этой базы данных.
Вернемся к информационным системам и подробнее рассмотрим ее элементы. Составляющие элементы ИС:
- люди,
- компьютеры,
- компьютерные сети,
- программные продукты,
- базы данных.