Противоречия европейской интеграции

Сближение стран Европы в рамках ЕЭС принесло им значительные выгоды. Товаропроизводители участвующих в интеграции государств, зная, какое количество продукции они могут выпустить и гарантированно реализовать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счёт ускоренной модернизации производства. Свобода перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы привела к сближению уровней развития и жизни в странах Западной Европы. Общеевропейские программы развития отсталых регионов также выступали фактором ускоренного экономического роста.

В то же время решение о присоединении к европейской интеграции было сложным выбором для многих стран. Например, Норвегия в 1972 и в 1994 г., по итогам проведённого в ней референдума, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления в неё отказались Швейцария и Финляндия. Швеция, присоединившаяся к объединённой Европе в 1995 г., испытала серьёзные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства с отличающимися экономическими системами (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, чем принятый в ЕС, иные параметры социальной политики и т.д.) неизбежно сталкивались с большими трудностями. Так, из Швеции начался отток капитала в страны ЕС с меньшим уровнем налогообложения. Государству пришлось столкнуться с притоком иммигрантов, желающих пользоваться плодами социально ориентированной экономики.

Фактически проведение особой социальной и экономической политики в отдельной стране, участвующей в интеграции, становится невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнёрами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает поле социально-экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы, безотносительно к их идейно-политическим особенностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: