Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

С действием нормативных правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц.

Действующие нормативные правовые акты по кругу лиц означают применимость к определённым категориям субъектов права. Здесь идёт речь об определенном круге лиц, на которые распространяется юридическая сила правовых норм, в которых содержатся соответствующие нормативные правовые акты.

Нормативные акты, принимаемые в государстве, действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории.

В первую очередь это касается:

— граждан данного государства;

— лиц с двойным гражданством;

— граждан иностранных государств;

— лиц без гражданства (апатридов);

— всех организаций, функционирующих на территории государства [19, c. 98].

В связи с тем существуют некоторые особенности, связанные, как уже упоминалось, с распространением действия нормативных правовых актов на всех граждан, данного государства, которые находятся независимо от места их пребывания. В частности, эти действия относится к уголовным законам, в соответствии с этими действиями граждане несут наказание за преступление, которое свершили за границей и неважно понесли ли они это наказание по законам страны, где совершили преступление. Так же особенности связанны с тем, что они не всегда эти акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории.

Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённую категорию лиц, на государственные органы и других организаций.

Конечно же есть исключение, которые существуют из общего правила в отношении граждан из иностранных государств и лиц, которые без гражданства, находятся на территории этого государства. Так, в соответствии с законодательством, существующим на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства будут пользоваться правами и свободами и исполнять обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь.

Во-первых, эти категории лиц не могут участвовать в некоторых видах правоотношений Белорусского государства.

Во-вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и другие), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом на экстерриториальность, то есть они наделены дипломатическим иммунитетом. А действия этого иммунитета состоят в том, что выше упомянутые лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой-никакой бы то ни было имеющейся форме [15, c. 330].

В ряде актов законодательств, существующих в Республике Беларусь, акцентируется внимание на особенностях правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства, и в особенности иностранцев, обладающих дипломатическим статусом, эти законодательные акты должны учитываться сотрудниками правоохранительных органов в своей сфере деятельности. Так, в Законе «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г. № 263-З (ст. 25) сдержится специальная оговорка о том, что ряд действий, которые имеют право совершать сотрудники этих органов при исполнении служебных обязанностей, не могут осуществляться в отношении организаций и граждан, которые в соответствие с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом. К ним относятся, например, осуществление личного обыска, досмотра вещей, досмотра транспортных средств, беспрепятственное вхождение в жилые помещения, иные законные владения граждан, изъятие имущества, документов и другие неправомочные действия [10].

Высокий уровень знания всех требований права и касающихся пределов действия нормативных правовых актов, является необходимой профессиональной чертой сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Без знания этих положений невозможно обеспечить требуемую законность в сфере реализации права. Недостаточная осведомлённость в направлении действии законов может привести к ошибочным решениям и к серьёзным негативным последствиям.

Право исполняющие органы в этих случаях обязаны безошибочно определять сферу тех общественных отношений, которые регулируются соответствующим нормативным правовым актом, учитывать все аспекты его действия во времени, в пространстве, по кругу лиц.

С параметрами действия нормативных правовых актов связаны самые разнообразные правовые последствия. Например, признание или непризнание субъективного права, возможность обращения в суд с иском или с жалобой в вышестоящий орган, многие вопросы, относящиеся к наследованию имущества, касающиеся освобождения от уголовной ответственности и наказания в связи с истечением сроков давности, определением характера противоправного деяния, применением положений об обратной силе закона, установлением места совершения преступления, административного проступка, определением круга лиц, на которых распространяются соответствующие законоположения и т. д.

Все указанные и многие другие аспекты, связанные с положениями законодательства о действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве, в отношении лиц, требуют от сотрудников правоохранительных органов и органов внутренних дел, детальной осведомлённости, предельной точности, высочайшего уровня профессионализма в вопросах, касающихся выполнения законодательства государства. 

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.

Существуют некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов на граждан, данного государства, которые находятся независимо от места их пребывания. В частности, эти действия относится к уголовным законам, в соответствии с этими действиями граждане несут наказание, за преступление которое совершено за границей, независимо от того, понесли ли они это наказание по законам страны места его совершения. Особенности связанные и с тем, что они не всегда эти акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории.

 Так, например, права избирать и быть избранными не имеют права следующие лица: граждане, которые признаны судом недееспособными и лиц, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы или лиц, в отношении которых в порядке, где оно установлено в уголовно-процессуальным законодательстве, была избрана мера пресечения – содержание под стражей [21, c. 198].

В соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств Республики Беларусь и Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом на экстерриториальность, т.е. они наделены дипломатическим иммунитетом. Действия этого иммунитета состоят в том, что выше упомянутые лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было существующей форме.

Вопрос об уголовной и административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и административных проступков на территории страны пребывания разрешается только дипломатическим путём.

 Говоря о России, то действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Таким образом, заканчивая данную главу, я бы хотела отметить, что установление пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение, поскольку в значительной степени обеспечивает эффективность правового регулирования. А также с пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей во всех сферах общественных отношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было рассмотрено действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц с учётом реальностей в Республике Беларусь, а кроме того с некоторым сравнением с Российской Федерации.

Для изучения данного вопроса, о применении нормативных правовых актов необходимо было дать ответ на три основных вопроса:

— с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

— на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве);

— каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Утверждение данных рамок-границ имеет немаловажное значение, потому что с ними связана и ими обусловлена возможность, а в соответствующих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Как определение, нормативные правовые акты, определяют взаимосвязь права с государством, так как именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

Нормативный правовой акт действует бессрочно до прекращения его действия, если в тексте нормативного правового акта не оговорено другое.

Временный период действия может быть установлен для всего правового акта или его структурных элементов. В данном случае в правовом акте должны быть указаны период воздействия правового акта или событие, при наступлении которого правовой акт утрачивает силу. Согласно истечении указанного срока или при наступлении указанного в правовом акте события правовой акт (его структурный элемент) автоматически утрачивает силу.

Действие правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено в случаях:

 — установленных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами;

— по решению нормотворческого органа (должностного лица) на определенный срок или до наступления определенного события;

— до принятия специального решения по данному вопросу путём принятия (издания) правового акта соответствующего вида.

 Согласно истечению указанного времени или при наступлении указанного в правовом акте события действие правового акта автоматически восстанавливается.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Придание обратной силы правовому акту не допускается, в случае если он предусматривает введение или укрепление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, какие в период их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Прекративший собственную деятельность правовой акт (его структурный элемент) используется к отношениям, возникшим в период его действия до утраты им юридической силы, в случае если другое не установлено прекратившим его действие правовым актом.

Нормативные правовые акты либо их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу в порядке, определяемом законодательными актами.

В правовом акте, предусматривающем отмену прав и свобод граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц либо возложение на них обязанностей или другим способом ухудшающем их положение, обязан определяться порядок применения такого акта к отношениям, которые возникли на его основе, и определяться момент возникновения (прекращения) соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Правовые акты Республики Беларусь обладают неукоснительной силой, на всей территории Республики Беларусь, в случае если деятельность правовых актов в пространстве не ограничено этими правовыми актами, правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов – на соответствующей территории.

Действие правовых актов распространяется на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и другие организации Республики Беларусь. А также на иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иные организации, на которые распространяется юрисдикция Республики Беларусь, находящиеся на территории Республики Беларусь международные организации, межгосударственные образования, если иное не установлено этим правовым актом и международными договорами Республики Беларусь.

Вопрос о «Пределах действия нормативных правовых актов» действительно оказался многогранным. Тема является актуальной в настоящие дни, потому что каждый день выходят десятки, сотни нормативных правовых актов и во многие вносятся изменения, дополнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: