Нормативных правовых актов

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ …………………………………….5

 

1.1 Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов…………………………………………………. …………………...……....5

1.2 Систематизация нормативных правовых актов……………………...…8

ГЛАВА 2 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ ………………...…….13

 

2.1Действие нормативных правовых актов во времени ……………........13

2.2Действие нормативных правовых актов в пространстве..................... 19

2.3Действие нормативных правовых актов по кругу лиц ………….........22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………28

 

                                                                                    

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый день Национальное Собрание, Президент, Правительство, вся линия власти в Республики Беларусь издают большое число нормативных правовых актов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Нормативный правовой акт – это основной источник права большинства современных государств, который характеризуется следующими признаками:

• принимается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и представляет собой их одностороннее волеизъявление;

имеет внешнюю форму в виде конкретного письменного документа;

• содержит новые нормы права или изменяет, отменяет действующие;

• принимается согласно четко определенной процедуре;

• имеет юридическую силу, отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системах законодательства и правового регулирования;

• придает воле народа официальный характер.     

Нормативные правовые акты формируются с целью урегулировать установленные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, оказать помощь их современному формированию.

Использование данного большого массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката подразумевает понимание функционирующего законодательства о порядке введения в силу нормативных правовых актов.

С увеличением количества законов и нормативных правовых актов появился вопрос о систематизации законодательства. Для того чтобы изучить один вопрос требуется прибегать к немалому числу источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

В разных государствах данную задачу пытались решить, и в итоге были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. Однако данная задача остаётся актуальной и в наши дни.

Все нормативные правовые акты функционируют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

Установление данных рамок обладает очень важным значением в правоприменительной практике. Так как, для того чтобы правильно применять норму права, следует обязательно определить, работает ли данная норма в момент разрешения дела, распространяется ли её сила на ту территорию, где рассматривается дело и распространяется ли её действие на лиц, в отношении которых осуществляется право применение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать юридическое действие нормативных правовых актов;

• с какого времени нормативный правовой акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);

• на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

• каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Для того чтобы осуществить своё предназначение, нормативный правовой акт должен соблюдать такими свойствами, качествами, которые точно обещали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические результаты. В этом и заключается фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной регулятивной реальности.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет существенное практическое значение, поскольку в значительной степени гарантирует эффективность правового регулирования. С пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных необходимостей и интересов людей во всех сферах общественных отношений. 

Целью курсовой работы является углубить и систематизировать знания в отношении пределов действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц, отметить особенности их пределов действия для Республики Беларусь.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере действия нормативных правовых актов.

Предмет исследования — законодательство Республики Беларусь, учебная литература, научные труды белорусских и зарубежных ученых.

Разработан комплексный подход к исследованию, в котором постараемся отобразить проблематику этого вопроса, а также обозначить основные моменты.

При написании работы была использована различная литература, но наиболее основательно исследовались труды: А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатка, В.А. Кучинского, Н. А. Глыбовской и другие.

Объём и структура работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Понятие, характеристика и классификация нормативных правовых актов

 

 

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Нормативные правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

Нормативные правовые акты исходя конкретно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (то есть уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения содержание нормативных правовых негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

Основное содержание нормативных правовых актов составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

Нормативные правовые акты имеют строго конкретную документальную форму (закон, указ, постановление и тому подобное), обладают установленными знаками и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

Нормативные правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

Реализация нормативных правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Все нормативные правовые акты существуют и работают как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные правовые акты общественных объединений;

— совместные акты государственных и негосударственных организаций;

— нормативные правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от срока действия различают:

— акты неопределённо длительного действия;

— временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты делят на:

— законы;

— подзаконные акты [24].

Законы Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые законодательными органами и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают ключевое место в системе нормативных правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

1)Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом в порядке референдума.

2)Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех других нормативных правовых актов не должно возражать законам, никто не вправе отменить или поменять закон, кроме органа, который его издал.

3)Законы регулируют наиболее значимые основные общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, главные права и свободы граждан.

4)Законы содержат нормы начального характера. Все другие нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

5)Законы принимаются в определенном процессуальном порядке [12, c. 294].

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано ранее, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая общенародным голосованием. Являясь законом, Конституция — правовая база законодательства. Все остальные законы и другие правовые акты, принимаемые, не должны возражать Конституции.

Они, в свою очередь, ещё разделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и ещё имеют иерархическую структуру. Основная роль в системе подзаконных актов принадлежит актам Парламента.

Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут возражать Конституции и законам. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут возражать Конституции, законам, актам Президента. Правительственные акты имеют большую силу по отношению к актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений [22].

В современных цивилизованно-развитых государствах имеется значительное количество нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество некогда не останавливается на каком-либо определенном этапе, а всё время пребывало в интенсивном движении, развитии, в связи с активно-развивающимися социальными связями, возникновение новых потребностей общества, требующих правового регулирования. В Республики Беларусь одним из основных правотворческих органов считается Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание, состоящий из двух палат, который в свою очередь ставит перед собой одной из задач — воплощение систематизации законодательства.

Каждый день изменяющаяся правовая система, ее преобразование и совершенствование, а также принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших актов всё это даёт вероятность объективно смотреть на весь комплекс действующего законодательства, приводит к его укреплению, объединяет в определенную обоснованную систему.

Юридическая наука, выработала особый способ для облегчения задачи поиска и использования нужных нормативных правовых актов, а также создала юридическую технику, которая помогает сводить воедино ранние принятые нормы, преобразовывать их и квалифицированно решать юридические трудности. О нём мы поговорим в следующем разделе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: