Принципы проектирования внутренних двориков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА/ПРОЕКТ

                           

Проектирование внутреннего дворика в ландшафтном дизайне.

                     

ПМ.01 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ САДОВО-ПАРКОВОГО И          ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МДК.01.01 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ САДОВО-ПАРКОВОГО                  СТРОИТЕЛЬСТВА

35.02.12 САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Обучающийся                        подпись                                Д.Р.Усов

00.00.0000 г.

Оценка выполнения курсовой работы (проекта)                                  _____________

 

Руководитель                                          подпись                             А.В.Одиноков

 

00.00.0000 г.

 

Серпухов, 2020г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………..3-5

1.Внутренние дворики: история создания, виды конструктивные особенности. 1.1 История возникновения. Первое упоминание о внутренних двориках (виридарии, патио, атриуме) ………………………………………..5-12

1.2 Разновидности внутренних двориков ………………………………………..13-20

1.3 Отдельные образцы вил с внутренними двориками ………………………………………..21-23

Принципы проектирования внутренних двориков.

 Конструктивно-архитектурные элементы внутренних дворико в………………………….23-31

1.5 Стили внутренних двориков ………………………………………..31-36

 

 

                          

 

 

                           ВВЕДЕНИЕ

    В жизни многим людям приходиться разъезжать по другим городам или странам, будь - то это работа или путешествие, но везде человек ищет место, где можно будет провести время в чарующе комфортной обстановке, тишине и покое, и насладиться природными шедеврами. Именно поэтому при создании отелей или гостиниц не последнюю роль отводят и ландшафтному дизайну, который будет окружать данное строение.               

   Актуальность заключается в том, что внутренний дворик имеет в жизни человека большое значение, особенно когда он живёт в мегаполисе, и хочет изолироваться от ритма большого города, от его суеты и шума.  Внутренние дворики  нужны для отдыха, прогулок, игр, развлечений и других мероприятий. Там обычно делают скамейки, терраски, цветники, и многое другое. Он служит в основном для отдыха в тёплые сезоны – лето и весна. Так как в эти сезоны можно расслабиться и отдохнуть. Внутренние дворики предают уникальную красоту, они могут быть как большими, так и маленькими, камерными или  парадными.

     В последнее время разработка внутренних двориков, патио, виридариев,  антриумов стала очень модной и актуальной. Внутренний дворик может быть разной формы и вида, например: квадрат, прямоугольник, круг и т.д. Но проектирование внутренних двориков очень многогранная и серьёзная работа, которая совмещает в себе совокупность различных знаний и навыков: какие необходимы цветы, какая почва, какой преобладает климат и т. п, поэтому для создания такого ландшафтного дизайна необходимо довериться профессионалам.

Цель исследования: Раскрыть и разработать особенности проекта внутреннего дворика.

Задачи:

Изучить историю развития дизайн-проекта внутреннего дворика.

Провести анализ работы при проектировании внутреннего дворика.

Определить пути и направления в проектировании внутреннего дворика.

Изучить почву и климат, преобладающие в данной местности.

Разработка проекта: решить какие нужны материалы, изучить

Разработка проекта внутреннего дворика.

Подготовка материалов.

Объект исследования - процесс проектирования в ландшафтном дизайне внутреннего дворика в Подмосковье.

Предмет исследования - оборудования и материалы для проектирования внутреннего дворика.

Методы исследования: анализ территории перед проектированием внутреннего дворика, метод мышления над проектированием внутреннего дворика, метод создания искусства, метод разработки проекта и создания чертежей.

Структура

Структура работы - курсовая работа включает в себя: введение,1 главу, которая раскрывает теоретическую часть и 2 главу в которой описывается практическая часть, а также заключение, список литературы и приложения, которые содержат визуальный ряд. 1.Внутренние дворики: история создания, виды конструктивные особенности

1.1 История возникновения. Первое упоминание о внутренних двориках (виридарии, патио, атриуме)

Идея атриума значится одной из древних и ведет свою историю со времен Месопотамии, где в XII веке до н.э. появились первые жилые здания с центральными внутренними дворами. В этот период, ограниченный в конструктивных и технических средствах и эстетических воззрениях, хозяин дома при строительстве руководствуется функцией, интуитивно перенимая форму, сложившуюся с первобытных времен, когда вокруг очага находилось жилище. Между V и II веками до н.э. на территории Древней Греции появляются первые атриум - открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами. Классическая концепция атриума сложилась в архитектуре римлян в III веке до н.э. (Приложение 1, рис. 1-2)

Атриум представлял собой центральную часть жилого дома с проемом в крыше прямоугольной формы, вокруг которого строилась композиция жилища. Стоявший у главного входа в здание атриум окружали помещения преимущественно общественного назначения - торговые лавки, мастерские, главная гостиная. Первоначально в центре атриума находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма), затем - четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювиум). Атриум tuscanicum или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посредине; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды, а отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Атриум tetrastylum, или четырехколонный, имел крышу, которая опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей. В эпоху поздней республики и империи атриум становится одним из парадных помещений римского дома. Вода в имплювии, охлаждаясь ночью, передавала прохладу внутренним стенам атриума во время жаркого

 

полуденного зноя, а свет и воздух, попадая в него из открытой кровли, распространялись в окружающие помещения.

По материалам раскопок в Древнем Риме были сделаны выводы, что вначале существовало два типа италийского дома: дом-особняк и хижина.

Городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы. Эта усадьба представляла собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Над всеми строениями - над жильем, над хлевами и сараями - шел, по обычаю южных стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал от непосредственного воздействия дождя и солнца. Переселившись в город, сельский житель, принёс туда и привычную планировку жилья, но условия городской жизни предъявили ему свои требования. Так как город был окружены тесным поясом стен, то естественно в нём был дорог каждый клочок земли, и с этой земельной ограниченностью приходилось считаться каждому новому жителю города. И если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник - (италийцу трудно было жить без цветов и зелени) - он должен был экономить на жилой площади. Внешне жилые дома в городах имели незамысловатые фасады, в которых не было окон. Отсутствие окон со стороны улицы объясняется стремлением охранить от вмешательства посторонних частную жизнь. Свет проникал в комнаты через просветы в стене дома, выходящей во двор, но эти отверстия в стене перистиля были небольшими, потому что солнце зачастую палило слишком сильно.

В глубине атриума находится центральная комната, таблинум, где живут хозяин с хозяйкой. Вокруг атриума находятся другие, в основном служебные помещения. Наконец, за домом находится маленький огород. Подобное строение дома значилось ничем иным, как деревенским домом, фермой. Атриум - это внутренний двор, где домашние животные могут утолить жажду в центральном бассейне.

Знакомство с Грецией и ее культурой очень сильно повлияло на жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, заботливо приумножающим свои средства,

мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Старый италийский дом был мало приспособлен для личной домашней жизни: он весь на людях. Ни хозяину, ни его домашним негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укоренится убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища. Старый дом остается в полной неприкосновенности, но к нему прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой второй половины выходят в портики, которые с двух или трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Вокруг перистиля находятся помещения для пиров, на которых могли присутствовать только мужчины (андрон), помещение для собраний, помещение в котором хранились живописные картины (пинакотека), столовая-сад, библиотека и другие помещения, предназначенные для гостей. Сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу, которым так дорожили римляне. Атриум имел непосредственное сообщение с улицей, от которой в бедных жилищах он был отделен лишь дверью, а в самых богатых домах ещё и прихожей (когда дверь была открыта, проходившие по улице могли видеть то, что делается внутри.) Позднее с изменением жизни изменился и обычай - дверь стали запирать, открывая её только тогда, когда кто-нибудь приходил. В богатых домах к дверям был приставлен особый раб - привратник. Двери были деревянные, двухстворчатые и открывались внутрь. Надпись над дверью помогала отличить один дом от другого. Чаще всего, писалось имя хозяина дома, и к этому прибавлялась, ещё какая-нибудь надпись, имевшая значение доброго предзнаменования. В праздник двери украшались зелеными ветками и цветами.

В обыкновенных жилищах посетитель, переступив порог, оказывался в атриуме. В больших домах стоял коридор между дверью и атриумом. Этот коридор, был замкнут с обоих концов, имел представление собой переднюю, где клиенты ждали, когда их допустят к патрону, здесь в случае траура выставлялся кипарис.

                                                      

Время шло, поменялись нравы, изменился фасад дома и назначение

его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атриума. Когда к дому построили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в новой половине. Любимой частью дома после того, как он изменился, стал перистиль - внутренний двор вытянутой прямоугольной формы. Вся внутренняя жизнь семьи сосредоточилась теперь в перистиле. Это было большое открытое пространство, которое окружали со всех сторон портики с колоннадой. Изначально крышу поддерживало четыре колонны, по одной на каждом углу бассейна. Потом отверстие в крыше увеличилось и возросло число колонн. Пространство, оставшееся открытым, было превращено в садик и цветник. Посредине помещался виридарий (лат. "viridarium" - древесные насаждения, сад, парк, роща - небольшой садик, обычно в пределах перистиля двора монастыря или жилого дома, часто украшенный скульптурой и фонтанами или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывали фресками с изображением фантастических садов) с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами в которых держали дорогую рыбу. Раскрашенные или покрытые штукатуркой под мрамор колонны, фонтаны, ниши, выложенные мозаикой или раковинами, мраморные, бронзовые и терракотовые статуэтки - всё это украшало маленький благоуханный садик, куда не проникал взгляд непрошенного посетителя. В глубине перистиля располагалось роскошно убранное помещение, служившее одновременно гостиной и местом отдыха, а во время больших празднеств парадным залом - называлось оно ойкос. Здесь часто сидел хозяин дома, в тени широких штор, который уединялся от нескромных и докучливых посетителей. Коридор, шёл вдоль ойкоса, который вёл в сад. Сад был украшен портиками и верандами, на которых были поставлены скамейки.

В жизни древних римлян цветы играли большую роль. Без венков цветов и гирлянд не мог быть не один праздник, общественный или семейный. Цветы сажали на клумбах, в ящиках и горшках. Иногда вверху низенькой балюстрады, соединявшей колонны перистиля, проделывали широкое углубление, которое засыпали землей:

получалась узенькая грядочка для цветов. В Помпеях из декоративных растений сажали: аканф, алое, плющ, тамариск, мирт, тростник и папирус, а из цветов: маргаритки, красный мак, простой и махровый, лилии, нарциссы, ирисы, розы. Самым прекрасным в природе, по мнению античного человека, было соединение воды и зелени: без этих двух элементов не обходился ни литературный, ни живописный пейзаж. Без воды перистиль немыслим - она бьёт фонтанами, течёт в канавках, каскадом скатывается с лестничек, нарочно устроенных для маленьких искусственных водопадов. Делают несколько фонтанов, причём часто водопроводные струи скрывают в статуях. Вилла богатого римлянина была показателем его статуса. Её обустройство стоило громадных средств, но к тому же важный человек должен был быть владельцем не одной, а нескольких вилл. Следование моде стоило дорого. По всей Италии Галлии, Испании, Африке - по всей империи возникали виллы, все они строились и украшались почти одинаково, с небольшими изменениями, которые обусловливались местными обычаями, традициями, а также климатом.

 

 

1.2 Разновидности внутренних двориков.

Римская империя.

Рим - внутренние дворики с садами при домах, дворцах и виллах - это неотъемлемая часть римского дома. Возле дома располагался внутренний двор-сад вечнозеленых растений для вечерних пиршеств-виридариум. В непосредственной близости к вилле размещали регулярные прогулочные сады. Дорожки, обсаженные стриженными деревьями и кустарниками проходили между газонами и цветниками. Много цветов, фонтанов, каскадов. Перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи, фонтаны. Большой ассортимент растений. Прогулочные сады были площадкой для обзора окрестностей. Формировались террасы на склонах соединенные лестницами, пандусами. На террасах находились регулярные сады. Вода использовалась в каскадах, фонтанах, бассейнах. Вилла Ариадна, вилла Лаурентинуме. (Приложение2, рис.3)

Феодализм

Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, находились внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые

аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-- 1258 гг.) в Нюрнберге и королевский сад Карла V (1519--1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз. Европейское средневековье- сады уменьшились в размерах и оказались внутри стен феодальных замков, использовались, в основном, для разведения плодовых и лекарственных растений. В садах делались небольшие фонтаны где отдыхали дамы и кавалеры. В основном преобладали сады в монастырях.

Монастырские сады располагались в монастырских дворах и делились по назначениям -плодовые, огороды, виноградники, сады цветов для церковных служб, аптекарские сады, виридарии. При регулярной структуре размещались они в квадратных или в прямоугольных двориках, как правило, окруженные аркадами. Более других был распространен прием размещения сада или (клойстера) в центре квадратного двора. На пересечении двух перпендикулярных дорожек стоял колодец или большое плодовое дерево, на юге апельсиновое дерево.

Активно развивалось зодчество и ремесло, строилось искусство садоводов, филигранная техника украшения декоративных элементов сада - фонтанов, скамей, мозаичных мощений. На рыночных площадях можно увидеть красивые колодцы. Крепостной дворец в Будапеште, Сад в Кордовской мечети, Севильский соборный сад, Сады замка Амбуаз во Франции, монастырь Святого Галена в Швейцарии, монастырь Сан-Лоренцо во Флоренции. (Приложение 2, рисунок 4)

Древняя Русь (Приложение 3 Рисунок 5)

Древняя Русь - усадьбы с сельскохозяйственными угодьями, природный ландшафт был активен, природа сама являлась активной составной частью и в город и в монастырь. Сад был непременной частью города, располагался на крутых откосах кремлевских холмов. Монастырские сады (в Греции и Риме их также называли виридариями) делили декоративные и хозяйственные функции, занимали 25-30% территории внутри стен, их обязательными элементами были плодовые деревья, огороды, ягодники, пруд для разведения рыб.

Ближний Восток

 Ближний Восток (мусульманство, Испания)(Приложение 3 Рисунок 6) - особенность консерватизм форм художественного мышления. Суровая и прямолинейно-простая идеология ислама нашла отражение в композиции садов, ассоциировавшихся в исламе с раем. Прежде всего это отчетливая геометричность их планов. Основу их составляют, так называемые, «чор-бак» - сада. План здесь формируется из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат делится на четыре более мелких, которые в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие. Эти членения делают не только с помощью дорожек и растений, но и с помощью мелких и не широких канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или размещаются бассейны с крохотными фонтанчиками, питающие систему влагой. Лиричные тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую интимную атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, павлины и золоченые клетки птиц. К воде относились как к драгоценности, оправляя мрамором ложе бассейнов и каналов. В многоцветие садов, Гранада с крепостью Альгамбра и дворцом Генералиф 14в (Приложение 4 Рисунок 8)

Средняя Азия, Иран, Индия(Приложение 4 Рисунок 7)

Средняя Азия, Иран, Индия - масштаб сада был другой, раскидывались между постройками. Композиции, варьировавшие прием чор-бака (Приложение4 Рисунок9)вписывались в квадраты и прямоугольники дворов, образовывали самостоятельные ансамбли. Естественно здесь было множество внутренних двориков и укромных местечек. Про некоторые места не знал никто кроме хозяина. Вода служила основой композиционных построений. Наиболее законченно и полно идея чор-бака воплотилась в репрезентативных гробницах. Принцип их планировки предельно прост: квадрат плана делится проходящими по его осям каналам на четыре меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше. Главные оси обсаживают кустарниками и деревьями. Сады дворов Агры(Приложение 5 Рисунок 10), (, ФатехпурСикри, Шахджаханабада, Шалимар-бак, Нишат-бак, сад Мавзолея Хумаюна, гробница Тадж-Махал.

Европа. Мавританский тип садов(Приложение 5 Рисунок 11)В начале VII столетия в Европе строились мавританские сады. Они похожи на древне-арабские, но приобретали в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады делились на наружные и внутренние. Наружные сады схожи  роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада ставился фонтан. Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф.

Китай(Приложение 6 Рисунок 12)

В Китае насчитывается шесть типов садов: при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады. Сады ученых или сады литературы. Они могли разлиться своими размерами, системами своих планов но при этом всем им свойственны устойчивые общие черты. В большинстве типов садов есть несколько характерных элементов: водоемы с берегами из ноздреватого серого камня, композиции скал из того же камня, мостики, вздымающиеся крутой дугой или лежащие плоско над самой водой, беседки с характерными гибкими крышами на кирпично-красных столбах, протяженные галереи фигурные проемы в стенах, в которых как в раме, открываются живописные виды, изысканное мощение дорожек, деревья причудливой формы. Эти и другие элементы создают устойчивый иконографический ряд, который позволяет безошибочно узнать китайский сад. Мостики обычно окрашены в яркие цвета: красный, изумрудно-зеленый, желтый и другие. По свидетельствам самих китайцев, философия китайского сада лучше всего воплощена в садах ученых, или садах литературы. Их элементами были небольшие озера с изящными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня.

Сад являющийся продолжением жилых покоев и отдельный от всего                  окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины, покоя и красоты природы.

Любопытной чертой средневековой ландшафтной архитектуры Китая была своеобразная канонизация особенно выразительных ландшафтов. Было и высоким мастерство китайцев в создании архитектуры парковых сооружений в открытых пространствах -мостов беседок. Скульптурных элементов, часто в виде камней причудливой формы. Цепочка парков Трех озер-Бейхай, Чжунхай, Нанхай, Ихэюань, район Сучжоу:сады- Лююань(сад медленно текущего времени(Приложение 6 Рисунок 13), Ваншиюань сад мастера сетей) (Приложение 7 Рисунок 14), Чжоужэньюань(сад скромного администратора),)(Приложение 7 Рисунок 15)пейзаж реки Лиянг близ Гуйлина(самое красивое место в мире).

Япония(Приложение 8 Рисунок 16)

Япония - МакотоНакамура: «Красота японского сада были соединены с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. С помощью миниатюризации можно сделать огромный ландшафт в рамках небольшого сада. В то же время зритель должен возможно полнее и непосредственнее воспринимать природную красоту такого сада с помощью пяти своих чувств. С этой целью сад должен объединять два качества: художественность и природную достоверность. Миниатюризация в японском саду основывается на врожденном символизме, эти качества развивались а Японии на протяжении многих веков».

Японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы в заданных, заранее обусловленных масштабах. Здесь существует уникальное искусство изготовления «старых» камней и садовых элементов-ламп, скамей, и т.п. из «старого» камня. Делают

«древние» скульптуры, плиты с надписями, разводят декоративных рыб для водоемов и, конечно, бесконечное число кустарников, цветов и других растений, как материал для создания искусственной природы. В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной группы зданий. Порой такие садики сделаны на площади в несколько квадратных метров. Традиции Киото различают три типа таких садиков: «ке» предназначен для внутренних домашних нужд, сад «харе» служит для формальных традиционных церемоний,

сады «суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции ке и харе или харе и суки. Дзито-дзи(сад серебряного повилона), Кинкаку-дзи(Сад золотого повильона), Сайхо-дзи(Сад мхов), сад камней в парке Рьеан-дзи.(Приложение 8 Рисунок 17)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: