Факторы, влияющие на отбор языковых средств и их организацию в тексте

§ 7. Соотношение единиц языка, речи, текста и единиц лингвистическ&го анализа текста

Проблема языковых единиц относится к остродискуссион­ным вопросам языкознания*. Учитывая специфику соотношения языка и речи, иерархию единиц языка, три их свойства — «выде-лимость в качестве самостоятельного объекта, воспроизводи­мость и вариантность» (32, с. 218), можно представить опреде­ленное соотношение между такими единицами языка, как фоне­ма, морфема, лексема, словосочетание, предложение и парал­лельными единицами речи—звуком (аллофоном), морфом, словом, словосочетанием и предложением.

' См описание сущности данной проблемы в трудах по общему языко­знанию (например, 31, с. 14—24)


Текст (художественный)—это произведение речи, обла­дающее информационной (смысловой) и эстетической целостно­стью, законченностью, поэтому элементарная единица текста должна обладать признаком смысловой законченности. Такой единицей, как уже отмечалось, является предложение (в иерархии единиц языка оно занимает самую высокую ступень).

Предложение комбинируется из других единиц речи — сло­восочетаний, слов, морфов, звуков. Последние не считаются са­мостоятельными единицами текста, так как не обладают призна­ком смысловой законченности.

Более высокая, чем предложение, единица текста—слож­ное синтаксическ.ое целое является лишь принад­лежностью текста, но не языка (оно не обладает признаком воспроизводимости, которым отмечены все языковые единицы). Сложное синтаксическое целое как единица отдельного текста выделяется на основании тематической, интонационной, синтак­сической объединенности предложений

Такие композиционные единицы, как параграф, глава. часть также являются лишь принадлежностью отдельного текста.

В курсе ЛАТ необходимо определить и единицы анализа текста. Выделение последних зависит от задач анализа.

В роли единицы анализа текста может выступать любая са­мостоятельная единица текста: предложение, сложное синтаксическое ц&лое (аспекты смыслового анализа предложения представлены в трудах Н Д. Арутюновой — см. 33, аспекты анализа сложного синтаксического целого — в трудах Л М. Лосевой и Г. Я. Солганика, см. 34 и 35).

В роли единицы анализа текста может выступать и несамо­стоятельная единица текста, реализованная в нем как в произ­ведении речи (звук, морф, слово).- Анализ должен прово­диться в обязательной опоре на элементарную законченную по смыслу единицу текста — предложение. Иначе лингвистический анализ потеряет свою функциональную направленность, так как содержание текста — основа его образно-языкового строя.

В роли единицы анализа гекста могут выступать и нелиней­ные единицы: ударение (при исследовании ритмической организации текста), интонация.

В роли единицы анализа текста могут выступать и компози­ционно-графические единицы, например: строка, строфа, абзац1, глава (целостный анализ главы см., например, в работе В. Н. Шороховой—36, с. 117—122).

' Границы сложного синтаксического целого и абзаца не всегда совпа­дают




Задание

27. Заполните таблицу.

Единицы языка   Единицы речи   Единицы отдельного текста   единиц'] лингвистического анализа lOnCTa  
               

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: