§ 7. Соотношение единиц языка, речи, текста и единиц лингвистическ&го анализа текста
Проблема языковых единиц относится к остродискуссионным вопросам языкознания*. Учитывая специфику соотношения языка и речи, иерархию единиц языка, три их свойства — «выде-лимость в качестве самостоятельного объекта, воспроизводимость и вариантность» (32, с. 218), можно представить определенное соотношение между такими единицами языка, как фонема, морфема, лексема, словосочетание, предложение и параллельными единицами речи—звуком (аллофоном), морфом, словом, словосочетанием и предложением.
' См описание сущности данной проблемы в трудах по общему языкознанию (например, 31, с. 14—24)
Текст (художественный)—это произведение речи, обладающее информационной (смысловой) и эстетической целостностью, законченностью, поэтому элементарная единица текста должна обладать признаком смысловой законченности. Такой единицей, как уже отмечалось, является предложение (в иерархии единиц языка оно занимает самую высокую ступень).
|
|
Предложение комбинируется из других единиц речи — словосочетаний, слов, морфов, звуков. Последние не считаются самостоятельными единицами текста, так как не обладают признаком смысловой законченности.
Более высокая, чем предложение, единица текста—сложное синтаксическ.ое целое является лишь принадлежностью текста, но не языка (оно не обладает признаком воспроизводимости, которым отмечены все языковые единицы). Сложное синтаксическое целое как единица отдельного текста выделяется на основании тематической, интонационной, синтаксической объединенности предложений
Такие композиционные единицы, как параграф, глава. часть также являются лишь принадлежностью отдельного текста.
В курсе ЛАТ необходимо определить и единицы анализа текста. Выделение последних зависит от задач анализа.
В роли единицы анализа текста может выступать любая самостоятельная единица текста: предложение, сложное синтаксическое ц&лое (аспекты смыслового анализа предложения представлены в трудах Н Д. Арутюновой — см. 33, аспекты анализа сложного синтаксического целого — в трудах Л М. Лосевой и Г. Я. Солганика, см. 34 и 35).
В роли единицы анализа текста может выступать и несамостоятельная единица текста, реализованная в нем как в произведении речи (звук, морф, слово).- Анализ должен проводиться в обязательной опоре на элементарную законченную по смыслу единицу текста — предложение. Иначе лингвистический анализ потеряет свою функциональную направленность, так как содержание текста — основа его образно-языкового строя.
|
|
В роли единицы анализа гекста могут выступать и нелинейные единицы: ударение (при исследовании ритмической организации текста), интонация.
В роли единицы анализа текста могут выступать и композиционно-графические единицы, например: строка, строфа, абзац1, глава (целостный анализ главы см., например, в работе В. Н. Шороховой—36, с. 117—122).
' Границы сложного синтаксического целого и абзаца не всегда совпадают
Задание
27. Заполните таблицу.
Единицы языка | Единицы речи | Единицы отдельного текста | единиц'] лингвистического анализа lOnCTa |