Покидова Ирина ОБ-ИО-11
Волжская Булгария по археологическим данным.
Волжская Булгария - историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век.
Еще с VII в. н.э. на Средней Волге и в низовьях Камы появились тюркоязычные кочевые племена булгар. Они пришли из Приазовья - места своего первоначального обитания. Осевшие в Поволжье булгары смешались с местным населением, создали яркую материальную культуру и образовали раннефеодальное государство - Волжскую Булгарию, которое стало одним из культурных центров на востоке средневековой Европы и сыграло немалую роль в процессе этногенеза современных народов Поволжья.
Образование с X в. Государства Волжская Бугария стал ключевым моментом в истории региона. Волжская Булгария являлась культурнообразующим центром Волго-Камья, которая определила приоритеты в торговле, экономике, политике и культуре более чем на два столетия.
К середине XIв. ислам стал религией подавляющего большинства населения Волжской Булгарии, сыграв важную роль в становлении экономических и политических основ государства.
Территориальные границы.
Северная граница Волжской Булгарии проходила по реке Казанка, западная – по Свияге, частично заходя на ее левый берег, восточная – по Шешме, а южная достигала Жигулевских гор. Вне этой государственной территории в местах расселения поволжских и пермских финнов зафиксированы поселения, где концентрируются предметы булгарского производства или их копии. Такие поселения, являются внешними булгарскими колониями в XI-XIIвв., зафиксированы в Прикамье и Посурье.
Соседи Булгарии. На юге Булгария соседствовала с кочевьями гузов, печенегов и половцев.
В формировании Болгарского государства участвовали многие тюркоязычные и угроязычные племена. Археологический материал позволяет утверждать, что в состав государства вошли потомки племен раннего железного века - тюркоязычные болгары, ираноязычные алано-сарматы и угорские племена. Антропологи насчитывают шесть - семь этнических групп, составивших население Волжской Болгарии, которые занимали территорию по нижнему течению Камы и Поволжье до Самарской Луки.
Погребальный обряд. Большой материал по этногенезу булгар дали Большетарханский (Средняя Волга) и Танкеевский (Татария) могильники. Большетарханский могильник VIII-IX вв. содержит около 400 захоронений кочевников, погребенных в вытянутом положении головой на запад. Рядом с погребенными находились кости лошадей и овец, изогнутые сабли, серпы, сделанные на гончарном круге сосуды и монеты-дирхемы. Почти половина их исследована. Погребальный обряд свидетельствует о различной этнической принадлежности погребенных. По-разному устроены могильные ямы. На части погребенных были тонкие серебряные лицевые маски, аналогичные найденным в погребениях на Верхней Каме и в Венгрии. В инвентаре много железных топоров, наконечников стрел, ножей, предметов конской сбруи. Из украшений были найдены так называемые шумящие подвески из бронзовых и серебряных фигурок, прикрепленных к налобному обручу или повязке, серебряные ромбические накладки, височные кольца, бусы, браслеты. К более позднему времени существования Великой Булгарии относятся могильники Тарханский, Тиганский, Бабий Бугор.
Архитектура. До IX в. Волжская Булгария входила в состав Хазарского каганата. Города Булгар, Биляр, Керменчук и др. сохранили название племен, в землях которых они возникли.
Особенно быстро рос Булгар на Волге, занимавший выгодное географическое положение на торговых путях. Город хорошо изучен археологически. Он был защищен валами и рвом. За главным валом, на его южной оконечности был расположен так называемый Малый городок, окруженный еще одним валом и рвом. На площади городка найдены остатки древних каменных сооружений. Считают, что здесь располагалось военное поселение, своего рода форпост. Расцвет города относится к X-XI вв. Тогда были построены каменные и деревянные дома, мостовые, водостоки из желобчатых плит и водопровод из керамических труб.
Некоторые памятники архитектуры сохранились до сих пор. Среди них две бани, остатки мечети, так называемая черная палата, также служившая мечетью и усыпальницы при ней. Как образец культуры интересна белая палата-баня. Основу ее составляло квадратное в плане помещение размером 12 х 12 м. В здании находились выложенные камнем бассейны. Одна из комнат с фонтаном служила раздевалкой и местом отдыха. Горячая и холодная вода подавалась по трубам. В центре города открыты остатки каменных и деревянных домов. В городе устраивались ярмарки, на которые съезжались русские, хазарские, хорезмийские и армянские купцы. Во время раскопок были открыты отдельные кварталы - так называемые колонии, в которых проживали греки, армяне и русские.
Известен еще один большой город Булгарии - Сувар. Здесь строили глинобитные дома и деревянные рубленые избы с иолом и подпольем. Около стены находилась печь. Стены дома делали в виде плетня из прутьев, обмазанных с обеих сторон глиной.
В центре города находился большой архитектурный комплекс, который неоднократно перестраивался. Обнаружены остатки двухэтажного здания, по-видимому, дворца, сооруженного из сырцовых и обожженных кирпичей. Вокруг него шла кирпичная стена, внутри был мощеный дворик.
Экономика и хозяйство. Со второй половины Xв. Анклавы булгарских постоянных поселений (Сеновские, Измерское, Старокуйбышевское, II Билярское поселения) занимают экологические ниши, пригодные как для земледелия, так и для ведения кочевого хозяйства. Болгарское «экономическое чудо» IX-Xвв. Базировалось на нескольких основаниях: 1)традиции оседлой жизни прикамского населения. 2) бысрый рост населения и освоение новых экологических зон, удобных для ведения оседло-земледельческого хозяйства. 3)транзитная, а затем посредническая и собственная торговля, которая стимулировала развитие ремесленного и земледельческого укладов. 4) превращение соседних кочевых племен гузов и печенегов в течение второй - третьей четверти X в. в силу, противостоящую булгарской оседлости.
Основой поселенческой структуры Волжской Булгарии, сформировавшейся в X веке стали неукрепленные поселения – селища. Они, как правило, располагались на берегах рек или оврагов, поблизости от воды.
Возникновение деревень и сел в X-XII вв. происходило разными путями: 1)торгово-ремесленные поселения (Измерское, Семеновское, Криушское, Ага-Базар селища), в дальнейшем превратившиеся в преимущественно аграрные селения; 2) основание поселения несколькими семейно-родственными коллективами (Мурзихинское селище); 3) военное поселение (Остролоповское селище); 4) ремесленно-торговая слобода (Лаишевское селище); 5) село на месте временной стоянки при непрочной оседлости населения (Малоиерусалимское поселение в Болгарах); 6)образование владельческих сел в округе укрепленной сельской усадьбы или малого городка (VI Алексеевское селище); 7) перенесение села на новое место после военного разгрома или пожара (I Рождественское); 8) поселение прилегающее к крепости или усадьбе.
Формирование территорий государства, сопровождавшиеся активным освоением залесенных, целинных и залежных земель в разных природных зонах, требовало разных типов орудий обработки почвы. Начиная с конца X в. в Булгарии получают распространение соха с железным наконечником, рало, несколько позже появляется плуг-сабан. При обработке небольших участков использовались железные мотыги. Из орудий сбора урожая известны серпы, косы.
Основу агрокультуры составляло подсечное земледелие в сочетании с перелогом в лесной и лесостепной зоне, на подзолах, а также пашенное земледелие – на черноземных почвах. Из сельскохозяйственных культур выращивали ячмень, просо, полба, тыква, возможно бобы. Из археологических материалов известны находки овса, мягкой пшеницы, гороха, ржи, конопли. Все эти культуры выращивались на территории Волжской Булгарии.
В булгарском животноводстве преобладало мясо-молочное направление. Развивалось животноводство: разводились крупный и мелкий рогатый скот, лошади и др.
Основу социальных отношений в деревне составляло общинное земледелие, где отдельные участки пашни и угодий находились в пользовании отдельных семей. Отдельная семья состояла из 5-9 человек., а с учетом родственников, селившихся поблизости, общее число составлявших родственный коллектив достигало 20 человек.
Развитие частной собственности в деревне подтверждают находки дверных замков, накладок и небольших замков на ларцы и сундуки и т.п.
Укреплению новых социальных отношений в деревне служило и широкое распространение мусульманской религии. К середине XI в. ислам стал религией подавляющего большинства населения Волжской Булгарии. На этой стадии происходит правовое закрепление земельной собственности и зависимости крестьянства, возникновение иммунных прав на землю и т.п.
Огромную роль в экономике страны играло и внеэкономическое принуждение в виде рабства. Это подтверждается находками на городищах и сещах характерных украшений, принадлежащим соседним с булгарами народам, определяющих их этническую и профессиональную принадлежность. Об этом свидетельствуют находки этнических украшений и амулетов-оберегов, на типичных для Булгарии, а также элементов материальной культуры, характерных для района первоначального проживания этих людей. Как правило, можно четко определить комплекс женских украшений. Это прежде всего для XI-XII вв. славянские височные кольца: вятичские, кривичские. Новгородско-словенские, амулеты-ложечки. Единичные находки таких украшений позволяют предполагать наличие подневольного населения. В то время как наличие археологически полного хозяйственно-культурного комплекса на поселениях, включающего постройки, традиционную керамику, украшения, характерные элементы традиционной культуры (например разведение свиней) и т.п позволяет говорить об этнических отношениях не связанные с рабством.
Ремесло Волжской Булгарии явление сложное и противоречивое. Так, заимствованный из Сибири прием таушировки в Булгарии получает ограничение в металле для инкрустации (преобладает медь, а не золото и серебро) и предметном комплексе, ограничиваясь конской упряжью и воинским снаряжением. Следы сетчатой насечки четко фиксируются на железных ключах, точечная насечка хорошо заметна на мелких железных изделиях – накладка, пряжка, в одном случае – на стремени. Если кузнечная продукция достаточно унифицирована, то изделия из цветных металлов более традиционны.
Раскопки показали, что города Волжской Булгарии были крупными ремесленно-торговыми центрами. Их окружали большие пригороды, населенные ремесленниками. В ходе раскопок были найдены сотни предметов ремесленного производства: сыродутные горны, тяжелые массивные кувалды для проковки криц, наковальни разных размеров и типов, кузнечные молотки, чугунные котлы, железные сошники и мотыги для земледельческих работ. Часто встречаются различного типа топоры: одни использовались для выкорчевывания кустарника, другие - в плотницком деле, а третьи были боевыми. С особой тщательностью отделывали боевые топоры: им придавали узкую, удлиненную форму и покрывали чеканкой - растительным орнаментом и изображениями животных. Значительную часть предметов вооружения составляли железные наконечники стрел: плоские, треугольные, многогранные, вильчатые с черешком и втулкой. Для защиты в бою служили кольчуги.
Заслуживают внимания изделия медников, ювелиров, плотников, гончаров, камнетесов. Медники делали большие бронзовые котлы, отливали зеркала, бронзовые украшения и оригинальные висячие бронзовые замки в виде животных, украшенные орнаментом и арабскими надписями. Из ювелирных изделий были найдены пластинки для украшения сбруи, поясов, седел, перстни, бусы.
Посуда была разнообразной по форме. В ее исполнении и манере украшать сосуды чувствуется влияние культуры Средней Азии. Булгарские гончары кроме посуды делали множество других поделок, например фигурки животных и погремушки из глины. Особо следует отметить так называемую строительную керамику - изготовление керамических водопроводных труб, кирпичей, изразцов, которыми украшали стены зданий, и производство маленьких мозаичных плиток различного цвета, которые шли на отделку помещений.
В целом сельское ремесло домонгольского периода характеризуется следующими чертами: 1) наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободного типа, кустарного и домашнего (ориентация на рынок). 2) микрорегиональной специализацией ремесла и его отдельных отраслей (варка железа, получение уклада, производство изделий) – в основном для вотчинного и слободского производства; 3) преобладание на селе производств с простым технологическим процессом, не требовавшим высокопрофессиональных навыков, таких как стеклоделие, техника скани и зерни, амальгамирование, напайка золотой или серебряной фольги и т.п; 4)сочетание кустарного ремесла с занятием сельским хозяйством; 5) слабой дифференцированностью кустарного деревенского ремесла (кузнец, он же слесарь – универсал и одновременно ювелир – литейщик).
С X в. в Волжской Булгарии чеканили монеты с арабскими надписями, внешне похожие на арабские дирхемы. В XI в. выпуск монет прекратился и был возобновлен золотоордынскими правителями Булгара в XIV в. Было установлено, что болгары поддерживали устойчивые торговые связи с арабами, Хорезмом, с русскими княжествами и Арменией, также были найдены вещи из Ирана и Византии.
Предметы вооружения. С XI появляютно новые типы оружия и защитного вооружения: сабли, дротики чешуйчатый панцирь; модифицируется состав наступательного вооружения, и прежде всего – оружия дальнего боя. В употребление входит сложносоставной лук с костяными накладками; набор стрел пополняется новшеством – гранеными наконечниками. Встречаются и плоские наконечники типа срезней. Получают распространение костяные пулевидные наконечники. Этот набор включал также колчан и налучье с костяными накладными петлями. Кочан украшался костяными накладками. Наряду с костяными на деревянных колчанах использовались железные крепежные петли. Для Булгарии его распространение совпадает с появлением и развитием азиатских изделий в регионе. Это легкая уздечка, украшенная железными накладками, пряжками, с тройными накладками –распределителями ремней и характерными удилами; детали упряжи и снаряжения; колчанные крючки, портупейные распределители ремней, мелкие аксессуары седла.
Таким образом, можно сделать вывод, что Волжская Булгария к X веку стало самостоятельным государством, со своей экономикой, развитым ремеслом, сельским хозяйством и т.д
Список использованной литературы:
1. Археология: учебник для бакалавров/ А. И. Мартынов – 7-е изд., перераб. И допю – М., 2013-460с.
2. К. А. Руденко. – История Волжской Булгарии в свете археологический исследований – научная статья №2, 2013г






