Особенности управления автомобилей в сложных дорожных условиях

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях (при дви­жении в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, в зимнее время года, а также при движении по грунтовым и горным дорогам) требует от водителя повышенного внимания, а также при­обретения соответствующих знаний и навыков для обеспечения бе­зопасности движения.

В Правилах дорожного движения даются четкие определения по­нятий «темное время суток» и «недостаточная видимость».

Темное время суток — это промежуток времени от конца вечер­них сумерек до начала утренних сумерек. Под вечерними и утренни­ми сумерками понимается соответственно переходный период от свет­лого к темному времени суток и наоборот.

Недостаточная видимость — это видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобное, а также в сумерки.

Управление автомобилем в темное время суток существенно ос­ложняется в связи с ухудшением видимости дороги и расположен­ных на ней объектов. В ночное время теряется цветовое ощущение объектов и они различаются лишь по яркости, причем яркость и контрастность их относительно дороги резко уменьшается. Кроме того, фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги и объекты появляются в освещенной зоне внезапно. Все это приводит к тому, что расстояние, на котором водитель может опознать объект ночью значительно уменьшается, а время его реакции возрастает в среднем в 2 раза. Расстояние, на котором обнаруживаются транспор­тные средства на дороге в темное время суток, сокращается почти вдвое по сравнению со светлым временем суток, причем ночью во­дителю гораздо труднее правильно оценить истинное расстояние до приближающегося транспортного средства, чем днем. Человек в тем­ной одежде может быть замечен водителем при ближнем свете фар примерно с 65 м, а при дальнем свете — примерно со 110 м.

Видимость при движении по дороге в ночное время также сильно ухудшается из-за ослепления водителя фарами встречных транспорт­ных средств.

Поэтому при движении в темное время суток водитель должен прежде всего выбрать соответствующую условиям движения скорость и правильно пользоваться осветительными приборами.

Скорость движения в темное время суток почти всегда должна быть меньше, чем в светлое время, за исключением случаев движения по автомагистралям с хорошим искусственным освещением, по которым и в темное время суток можно двигаться практически так же безопасно и с такой же скоростью, как и днем. Величина скорости движения в темное время суток зависит от многих факторов — состояния дорожного полотна, погодных условий, от качеств автомобиля и опыта водителя, поэтому дать какие-либо конкретные рекомендации по выбору оптимальной скорости движения автомобиля в темное время суток невозможно.

Вместе с тем, существует одно общее правило, которое должен усвоить каждый водитель: для обеспечения относительной безопасности движения в темное время суток необходимо поддерживать такую скорость, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости. Если это правило не соблюдается, то наезд на возникшее в зоне видимости препятствие предотвратить будет весьма сложно или даже невозможно. Но даже при соблюдении данного правила безопасность движения в темное время суток, как подчеркивалось выше, будет все же относительной, поскольку всегда существует возможность внезапного появления объектов в зоне видимости, например, вышедший на проезжую часть невнимательный пешеход или переходящее дорогу дикое животное и т.п. Основная опасность движения в темное время суток как раз и состоит во внезапном возникновении препятствий на дороге в зоне видимости. Поэтому каждый водитель должен сам для себя определять оптимальную скорость движения в темное время суток с учетом дорожных и погодных условий, качеств своего автомобиля и собственного опыта и должен проявлять повышенное внимание и быть постоянно готовым при необходимости применить экстренные меры по управлению автомобилем (экстренное торможение, маневрирование), чтобы избежать возможного дорожно-транспортного происшествия.

Основной ошибкой малоопытных водителей при управлении автомобилем в темное время суток является превышение предела безопасной скорости движения. Такой водитель, дезориентируемый отсутствием других транспортных средств на ночной дороге развивает недопустимо высокую скорость, забывая о возможном внезапном возникновении препятствий на дороге. По этой причине в темное время суток гораздо чаще, чем днем, совершаются наезды на пешеходов и животных, а также на случайные посторонние предметы и препятствия на дороге (камни, колодцы, выбоины и т.п.), приводящие к тяжелым последствиям.

Правильное использование приборов освещения автомобиля в темное время суток является важнейшим условием обеспечения безопасности его движения.

Правилами дорожного движения предусмотрено, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги должны быть включены фары ближнего света и габаритные огни. Дальний свет должен быть переключен на ближний в населенных пунктах, если дорога освещена; при встречном разъезде на расстоянии не менее, чем за 150 м до транспортного средства, а также при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого; в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств (рис. 31). При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

В темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар могут использоваться противотуманные фары.

При небольшой скорости движения (примерно до 30 км/ч) целесообразно использовать ближний свет фар, при котором лучше освещается участок дороги непосредственно перед автомобилем, а при более высокой скорости следует включать дальний свет.

 

Рис. 31. Дальний свет фар необходимо переключать на ближний:

а — при встречном разъезде; б — при следовании за другим транспортным сред­ством; в — перед переломом профиля дороги; г — перед поворотом дороги и перекрестком

При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Основными ошибками малоопытных водителей при пользовании приборов освещения в темное время суток являются несвоевременное переключение дальнего света фар на ближний, а также выключение габаритных огней при остановке и стоянке на обочине дороги.

Несвоевременное переключение дальнего света на ближний особенно опасно при встречном разъезде. В этом случае ослепленный водитель встречного транспортного средства, как правило, может следить за неизменностью положения рулевого колеса, но оказывается не в состоянии скорректировать траекторию движения автомобиля, которая может изменяться в некоторых пределах самопроизвольно, без участия водителя, что может привести к выезду за пределы дороги (рис. 32). Кроме того, ослепленный водитель может неправильно оценить динамические габариты движущихся навстречу друг другу автомобилей, что в лучшем случае приведет к необходимости экстренного маневрирования, а в худшем — к возникновению дорожно-транспортного происшествия. При встречном разъезде очень важно не только переключить дальний свет на ближний, но и своевременно произвести обратное переключение с ближнего на дальний. Малоопытные водители часто слишком торопятся побыстрее включить дальний свет и делают это до того как поравняются со встречным транспортным средством и тем самым ослепляют водителя этого транспортного средства.

Рис. 32. Схема опасной ситуации при ослеплении водителя светом фар при встречном разъезде

Другой ошибкой, которую часто допускают малоопытные водители, является слишком позднее переключение дальнего света на ближний при подъезде сзади к транспортному средству, движущемуся в попутном направлении. Такое переключение следует производить также не менее, чем за 150 м до движущегося впереди транспортного средства (см. рис. 31,6), поскольку водитель этого транспортного средства в данной ситуации не может показать вам, что дальний свет фар вашего автомобиля ему мешает и затрудняет управление. Если при подъезде к движущемуся впереди транспортному средству вы своевременно не переключите дальний свет на ближний, то усложните ситуацию не только другому водителю, но и себе самому, особенно, если вы намерены совершить обгон. В этом случае ослепленный водитель движущегося впереди транспортного средства окажется не в состоянии выдержать правильную траекторию его движения и при его обгоне вам придется экстренно маневрировать или тормозить, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

При обгоне также нельзя переходить с ближнего света на дальний до того момента, когда ваш автомобиль поравняется с обгоняемым транспортным средством, поскольку и в этом случае можно ослепить его водителя. Не исключено также, что ваши ошибочные действия (слишком поздний переход с дальнего света на ближний при подъезде к движущемуся впереди транспортному средству и слишком ранний переход с ближнего света на дальний при его обгоне) могут быть восприняты водителем обгоняемого транспортного средства как оскорбление и он отплатит вам той же монетой, «влепив» вам сзади по глазам дальним светом.

Так что будьте взаимно предупредительны и вежливы на дороге и не создавайте лишних сложностей себе и другим неаккуратным применением дальнего света фар. Помните, что от этого зависит не только настроение и утомляемость при управлении автомобилем, но и безопасность движения.

При возникновении необходимости остановки автомобиля для отдыха или ремонта в темное время суток рекомендуется съехать с полотна дороги за обочину или кювет, где нет движения транспортных средств. А если такой возможности нет, то следует съехать на обочину как можно дальше от проезжей части и оставить включенными габаритные или стояночные огни. Необходимо помнить, что автомобиль, оставленный не обочине дороги беспечным водителем без включенных габаритных огней в темное время суток представляет для движущихся по дороге транспортных средств реальную угрозу.

Большую опасность в темное время суток представляет движение транспортных средств с неисправными и загрязненными приборами освещения, а также с нарушенной регулировкой света фар, поэтому эксплуатация таких транспортных средств запрещена Правилами дорожного движения.

Если при движении по дороге в темное время суток к вам навстречу приближается транспортное средство с одной горящей фарой, то не следует думать, что это обязательно мотоцикл. В таком случае нужно всегда быть готовым к тому, что это движется автомобиль с несправной фарой, причем следует рассчитывать на худший случай, когда у него не горит левая фара, и оставить между своим автомобилем и встречным транспортным средством коридор шириной около полуторной ширины грузового автомобиля, а при недостаточной ширине проезжей части следует притормозить и принять, по возможности, вправо или даже съехать на обочину.

При движении по неосвещенной дороге в темное время суток существует возможность потери ориентации и заезда на левую полосу встречного движения или съезда на правую обочину. Удобнее и проще всего ориентироваться на дороге по линиям продольной разметки, ограждениям по краям дороги (ограждающим столбикам) со светоотражателями, а также по зеленым насаждениям, расположенным справа в зоне света фар. При этом надо иметь в виду, что ограждения или столбики со светоотражателями обычно предупреждают о том, что в данном месте имеется опасность — поворот, насыпь, мост и т.п. По характеру света фар встречных автомобилей можно судить о профиле дороги впереди. Периодическое появление и исчезновение света фар встречных автомобилей свидетельствует о наличии уклонов дороги, а мигание фар — о том, что впереди на дороге имеются неровности.

Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости — во время тумана, сильного дождя, снегопада, а также в сумерки значительно затрудняется. При движении в условиях недостаточной видимости рекомендуется ограничить скорость движения (в километрах в час) до величины, не превышающей половины расстояния видимости (в метрах), т.е., например, при видимости 20 м скорость должна быть не более 10 км/ч.

При движении в тумане, помимо ухудшения видимости ориентиров на дороге (дорожной разметки, знаков, ограждений и т.п.), изменяется восприятие лучей всех цветов, кроме красного. Желтый свет в тумане становится красноватым, а зеленый — желтоватым. Поэтому при подъезде к перекрестку со светофором необходимо проявлять особую осторожность и осуществлять его проезд лишь при полной уверенности в правильности восприятия сигнала светофора и отсутствии помех движению.

В тумане свет обычных фар белого цвета сильно рассеивается, поглощается и отражается. Поэтому при тумане нужно пользоваться противотуманными фарами с желтыми рассеивателями. Причем наибольший эффект дают противотуманные фары, установленные на автомобиле как можно ниже, ближе к поверхности дороги (рис. 33). При отсутствии противотуманных фар следует пользоваться ближним светом фар, поскольку дальний свет из-за сильного отражения не только не улучшает, но даже ухудшает видимость на дороге, создавая перед автомобилем как бы световую завесу.

Рисунок 33. Низкая установка противотуманных фар дает наибольший эффект

При сильном тумане следует двигаться, по возможности, ближе к правому краю проезжей части, воздерживаться от обгона и выезда из занимаемого ряда и держать открытым окно водительской двери, чтобы лучше слышать звуковую информацию о приближающихся транспортных средствах. Следует также периодически подавать звуковые сигналы и отвечать на звуковые сигналы других водителей.

При движении во время дождя и снегопада, помимо ухудшения видимости, управление автомобилем дополнительно осложняется из- за того, что дорога становится скользкой. При движении по скользким дорогам, как отмечалось выше, особенно важно воздерживаться от резких поворотов руля и резких нажатий на педаль тормоза и «газа», не допускать движения автомобиля с выключенной передачей (накатом) и чаще применять торможение двигателем, а также способ прерывистого торможения, чтобы избежать движения юзом и не допустить потери управляемости и устойчивости автомобиля. При движении в дождь необходимо учитывать, что в самом начале дождя дорожная пыль превращается в жидкую грязь и сцепление колес с дорогой резко уменьшается, а при дальнейшем продолжении дождя грязь с дороги постепенно смывается и сцепление несколько повышается. Поэтому с началом дождя необходимо сразу же уменьшить скорость движения, а затем по мере адаптации к новым условиям движения можно будет ее несколько увеличить.

Встречаемые на пути лужи следует по возможности объезжать, либо снижать перед ними скорость движения. При проезде даже неглубокой лужи на большой скорости может возникнуть эффект аквапланирования, когда шины автомобиля теряют контакт с покрытием дороги и он начинает как бы планировать на водяной подушке, теряя при этом управляемость.

При проезде больших и глубоких луж нужно проявлять особую осторожность, так как под водой могут скрываться неровности дороги, камни и другие препятствия. Кроме того, при проезде глубокой лужи вода может попасть на приборы системы зажигания, что приведет к остановке двигателя и соответственно автомобиля. Поэтому при подъезде к большой луже, особенно при движении по незнакомой дороге лучше остановиться и посмотреть как ее будут преодолевать другие транспортные средства, чтобы правильно оценить ее глубину и возможность ее преодоления.

Перед въездом в большую лужу следует пропустить встречные транспортные средства, чтобы образующиеся от них волны и брызги не попали на приборы зажигания двигателя. Преодолевать большую лужу нужно на малой скорости (на I—II передаче), чтобы также уменьшить волнообразование и избежать попадания воды на приборы системы зажигания двигателя и тем самым предотвратить его остановку посреди лужи. Если все же при проезде лужи произошла остановка двигателя и он не запускается, то необходимо некоторое время (10—15 мин) подождать, чтобы дать возможность попавшей на приборы зажигания воде испарится, и только после этого продолжить попытки запуска двигателя. Если лужа глубокая и образующиеся от проезжающих мимо транспортных средств волны и брызги могут попадать снизу на двигатель, следует на буксире или вручную выкатить автомобиль из лужи и также выждать некоторое время для испарения воды с приборов системы зажигания. Для ускорения просушки приборов системы зажигания можно протереть сухой чистой ветошью крышку распределителя зажигания (датчика-распределителя), катушку зажигания и провода высокого напряжения с наконечниками.

После проезда глубокой лужи необходимо сделать на ходу несколько интенсивных нажатий на педаль тормоза, чтобы просушить трущиеся рабочие поверхности тормозов (колодок, дисков, барабанов) и обеспечить тем самым восстановление эффективности ее работы.

При движении в сумерки вечером и на рассвете видимость на дороге также значительно снижена, поскольку естественного освещения не хватает, а фары не дают необходимого эффекта. Контуры предметов в это время становятся расплывчатыми и сливаются с фоном и покрытием дороги, в свете фар искажается видимость предметов и неровностей дороги. Поэтому в данное переходное время суток также необходимо двигаться с пониженной скоростью и быть очень внимательным.

Управление автомобилем в зимнее время года осложняется в связи с затрудненным запуском холодного двигателя при низких температурах и необходимостью движения по скользким заснеженным и обледенелым дорогам.

Для подготовки автомобиля к эксплуатации в зимних условиях перед наступлением зимнего периода производится так называемое сезонное обслуживание, которое обычно приурочивается к очередному техническому обслуживанию автомобиля. При сезонном обслуживании помимо обычных работ по техническому обслуживанию осуществляется ряд дополнительных мероприятий, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации автомобиля в зимних условиях, а также сохранности его кузова.

Для обеспечения надежного пуска двигателя в зимних условиях необходимо тщательно проверить и обеспечить полную исправность приборов систем пуска, зажигания и питания двигателя, а также залить в двигатель масло с пониженной вязкостью при низких температурах.

Производится тщательная очистка, проверка и регулировка приборов системы зажигания двигателя — проверка состояния контактов и величины зазора между ними в распределителе зажигания (на автомобилях с контактной системой зажигания), а также отсутствие трещин на крышке распределителя, проверка состояния проводов высокого напряжения и их колпачков, проверка зазоров между электродами свечей, регулировка угла опережения зажигания, проверка состояния аккумуляторной батареи.

Контакты распределителя зажигания зачищают надфилем и устанавливают требуемый зазор между ними с использованием специального калибра, а при сильном износе контактов заменяют контактную группу или распределитель в сборе.

Растрескавшиеся колпачки на проводах высокого напряжения, а также провода с поврежденной изоляцией заменяют на новые.

На зимний период свечи зажигания лучше заменить на новые, даже если старые свечи еще не отработали положенного им срока. При оставлении на зиму старых свечей их следует вывернуть, тщательно зачистить электроды на специальной пескоструйной установке или вручную наждачной шкуркой, продуть сжатым воздухом и отрегулировать зазор между электродами с помощью специального калибра (щупа).

После выполнения указанных выше работ производится регулировка угла опережения зажигания, которая должна выполняться каждый раз после регулировки зазора между контактами распределителя зажигания.

Надежность пуска двигателя при низких температурах в значительной степени зависит от состояния аккумуляторной батареи, поэтому осуществляется проверка ее состояния и степени заряженности по плотности электролита и величине ЭДС на ее выводах и при необходимости производится ее подзаряд, либо замена на новую.

В системе питания двигателя заменяют на новый фильтр тонкой очистки топлива, прочищают и продувают топливные фильтры в топливном насосе и в карбюраторе, а при необходимости производят прочистку, продувку жиклеров и регулировку карбюратора (регулировку уровня топлива в поплавковой камере и оборотов холостого хода). Кроме того, производится перевод воздухозаборника воздушного фильтра на прием подогретого воздуха путем изменения положения специальной заслонки, положения корпуса фильтра, либо установки специального воздухозаборного патрубка в зависимости от конструкции автомобиля.

Для облегчения прокручивания коленчатого вала двигателя стартером во время пуска двигателя при низких температурах рекомендуется произвести замену масла в двигателе на менее вязкое при низких температурах, как уже отмечалось выше в разделе «Пуск и прогрев двигателя», в котором также приведен порядок пуска и прогрева двигателя в зимних условиях. При замене масла в двигателе на новое другой марки, особенно при переходе с минерального масла на полусинтетическое или синтетическое или с отечественного на импортное следует промыть масляную систему двигателя специальным моющим маслом типа ВНИИНП-ФД, или МСП-1, МПТ-2М, либо другим специальным моющим составом для того, чтобы избежать ухудшения свойств вновь заливаемого масла в результате его химического взаимодействия с остатками отработавшего масла.

Для обеспечения сохранности кузова автомобиля в зимних условиях эксплуатации применяются меры по его противокоррозионной защите. Особенно пагубное влияние на кузов автомобиля оказывают соли, которые интенсивно используются зимой для удаления снега и льда с поверхности дорог и, попадая на кузов автомобиля, значительно ускоряют процессы коррозии его элементов. Поэтому при подготовке автомобиля к зиме следует проверить и обновить противокоррозионное покрытие днища автомобиля, проверить и при необходимости заменить подкрылки, произвести противокоррозионную обработку скрытых полостей, а также использовать специальные составы для защиты лакокрасочного покрытия кузова, которые желательно также наносить на лакокрасочное покрытие после каждой мойки автомобиля зимой.

Для повышения безопасности управления автомобилем на скользких заснеженных и обледенелых зимних дорогах рекомендуется устанавливать на автомобиль на зиму специальные шипованные шины с зимним рисунком протектора. Установка таких шин обеспечивает улучшение сцепления их со скользкой поверхностью дороги и тем самым повышает управляемость и устойчивость автомобиля. Однако необходимо иметь в виду, что никакие даже самые дорогие и хорошие шины не спасут излишне самонадеянного и недостаточно умелого водителя от неприятностей на зимней дороге.

Главное условие безопасности управления автомобилем в зимних условиях — прочное усвоение и грамотное применение описанных выше приемов управления автомобилем. Каждый водитель при наступлении зимнего периода должен как можно быстрее адаптироваться к изменившимся условиям движения или: как иногда говорят, перейти от «летней» манеры управления автомобилем к «зимней». «Зимняя» манера управления автомобилем при движении по скользким зимним дорогам характеризуется следующими основными особенностями:

увеличиваются дистанции между автомобилями и уменьшается общая скорость их движения, чаще используются пониженные передачи;

трогание с места осуществляется на пониженных оборотах или с включением повышенной (второй) передачи;

увеличиваются плавность и осторожность поворота рулевого колеса, а также нажатия на педали тормоза, «газа» и сцепления;

уменьшается интенсивность использования рабочей тормозной системы и одновременно более часто и интенсивно используется торможение двигателем;

при использовании рабочей тормозной системы более часто применяется способ прерывистого торможения;

ограничивается движение автомобиля с выключенной передачей (накатом).

Все отмеченные выше особенности «зимней» манеры управления автомобилем направлены на сохранение им управляемости и устойчивости и на предотвращение блокировки колес, движения их юзом и заноса автомобиля.

Занос автомобиля на скользкой дороге обычно происходит в результате следующих ошибочных действий водителя: слишком резкий поворот рулевого колеса при повороте автомобиля, слишком сильное нажатие на педаль тормоза при торможении или на педаль «газа» при разгоне, либо излишне резкое включение сцепления после перехода на пониженную передачу при торможении двигателем.

При заносе автомобиля с классической схемой компоновки с задними ведущими колесами необходимо отпустить педаль «газа» и выжать сцепление, чтобы прекратить движение задних колес юзом, а в случае заноса из-за слишком резкого торможения — отпустить педаль тормоза, после чего выводить автомобиль из заноса с помощью руля. При возникновении заноса следует как можно быстрее и до конца повернуть рулем колеса в сторону заноса причем скорость поворота колес должна опережать скорость вращения автомобиля, чтобы в результате их поворота они расположились под углом к направлению движения автомобиля, как показано на рис. 34, поз. I, и создали необходимый реактивный момент, препятствующий заносу. В противном случае остановить занос не удастся, он станет неуправляемым и автомобиль перейдет во вращение.

После прекращения поворота автомобиля в результате заноса (рис. 34, поз. II) по мере его выравнивания (рис. 34, поз. III, IV) необходимо производить плавный возврат управляемых колес в нейтральное положение, а при окончании выравнивания повернуть их под обратным углом к направлению движения (рис. 34, поз. IV, V), чтобы предотвратить занос автомобиля в обратную сторону. Причем поворот колес при их возврате также должен опережать обратное вращение автомобиля.

Окончательная стабилизация траектории движения автомобиля после вывода его из заноса осуществляется быстрым поворотом руля туда и обратно (рис. 34, поз. VI). После вывода автомобиля из заноса водитель может продолжить осуществление неправильно выполненного приема управления автомобилем (слишком резкого поворота, торможения или разгона), приведшего к заносу, естественно, делая это более плавно и осторожно, чтобы избежать повторения ошибки.

При заносе автомобиля с задними ведущими колесами в результате слишком резкого включения сцепления после перехода на пониженную передачу при торможении двигателем следует выключить сцепление, чтобы прекратить движение задних колес юзом, и после вывода автомобиля из заноса рулем, опять, но уже более плавно перейти к торможению двигателем, а при необходимости применить способ комбинированного торможения, совместив торможение двигателем с использованием прерывистого торможения рабочим тормозом. В случае заноса автомобиля с задними ведущими колесами из-за слишком резкого нажатия на педаль «газа» при разгоне нужно отпустить педаль «газа», и после вывода автомобиля из заноса рулем производить разгон более плавно.

Техника управления переднеприводным автомобилем при заносе несколько отличается. Переднеприводный автомобиль выводится из заноса, соответствующим поворотом управляемых колес рулем при одновременном плавном нажатии на педаль «газа», при котором передние ведущие колеса как бы вытягивают автомобиль из заноса.

Переднеприводный автомобиль при резком нажатии на педаль «газа» при разгоне в отличие от автомобиля с задними ведущими колесами практически не заносит. При возникновении пробуксовки передних ведущих колес в этом случае необходимо отпустить педаль «газа» и повторное нажатие на нее производить более плавно.

Основные приемы, используемые при управлении автомобилем на скользких дорогах при его трогании, повороте, торможении и разгоне, описаны выше.

При движении по заснеженной дороге следует по возможности использовать колею, образованную ранее проходившими автомобилями.

Если на дороге встречаются небольшие снежные заносы, их преодолевают с разгона под прямым углом, не поворачивая руль, не меняя передачи и не уменьшая оборотов двигателя. Заснеженные участки дороги протяженностью более 5 м следует преодолевать на пониженной передаче при средних оборотах коленчатого вала двигателя

 

Рис. 34. Вывод автомобиля из заноса:

I — начало заноса, водитель гасит занос быстрым поворотом колес в сторону заноса; II — дальнейший поворот автомобиля в результате заноса прекратился, начало его обратного вращения; III — обратное вращение автомобиля, начало плавного возврата колес в положение «прямо»; IV — окончание заноса, выравнивание колес; V — автомобиль вышел из заноса, траектория его движения выравнилась, поворот колес в обратную сторону для предотвращения обратного заноса; VI — стабилизация траектории движения автомобиля быстрым поворотом руля туда и обратно

При застревании автомобиля в снегу недопустимо продолжительное буксование колес, так как при этом под ними образуются обледенелые лунки, а кроме того, происходит повышенный износ шин. В этом случае следует подать автомобиль по колее на несколько метров назад и попробовать преодолеть заснеженный участок с разгона. При буксовании на заснеженной дороге следует расчистить снег возле колес, подсыпать под ведущие колеса песка или подложить под них ветки или другие подручные материалы, увеличивающие сцепление колес с дорогой, а при невозможности самостоятельно преодолеть заснеженный участок воспользоваться посторонней помощью и преодолеть его на буксире.

Особую опасность представляет движение по подмерзающей мокрой дороге, когда при понижении температуры окружающего воздуха вода на дороге превращается в ледяную корку и образуется гололедица, что часто наблюдается при возникновении оттепелей зимой, а также в периоды поздней осени и ранней весны. Водителю в этом случае нужно вовремя сориентироваться и изменить режим движения автомобиля в соответствии с изменившимися дорожными условиями — снизить скорость и увеличить дистанцию до движущегося впереди транспортного средства. Характерным признаком обледенения дороги является облегченное вращение рулевого колеса при движении, особенно заметное на автомобилях без усилителя руля.

Движение по грунтовой дороге завиcит от ее качества, которое определяется почвенными и погодными условиями. Движение по сухой грунтовой дороге обычно особой сложности не представляет, за исключением участков с глубоким слоем сухого песка.

На сухой грунтовой дороге, проходящей по полю, обычно можно двигаться с достаточно высокой скоростью. Однако при слишком высокой скорости движения автомобиля по грунтовой дороге он поднимает много пыли, которая может попадать в салон автомобиля, а также оказывает вредное воздействие на его агрегаты и узлы, увеличивая их износ. При движении по пыльной дороге следует поддерживать повышенную дистанцию до идущего впереди транспортного средства (рис. 35) и воздерживаться от его обгона.

Рис. 35. На пыльной дороге дистанция между автомобилями увеличивается

При движении по лесной грунтовой дороге скорость движения обычно значительно ниже, поскольку такие дороги обычно очень неровные и приходится преодолевать или объезжать ямы, выступающие корни деревьев и т.п.

Небольшие ямы и выступы объезжают или пропускают между колесами. Большие ухабы, канавы и другие препятствия преодолевают на низших передачах, чтобы не допустить повышенного раскачивания автомобиля и ударов деталей его подвески и нижней части кузова о неровности дороги.

Глубокий слой сухого песка на дороге оказывает большое сопротивление движению автомобиля и не обеспечивает необходимого сцепления колес с дорогой. Поэтому даже на горизонтальных участках сухой песчаной дороги движение автомобиля сильно затрудняется.

При большой длине песчаного участка дороги нужно заранее включить пониженную передачу, на которой можно преодолеть весь участок и, по возможности, меньше поворачивать колеса и двигаться на повышенных оборотах. Переключать передачу во время движения по такому участку не следует потому, что при переключении передачи из-за высокого сопротивления движению автомобиль может остановиться и стронуть его с места будет трудно. Если автомобиль все же начал буксовать, то следует остановиться, так как при длительном буксовании ведущие колеса будут только глубже закапываться в песок. В этом случае следует расчистить песчаные бугры, возникшие перед передними и задними колесами, при необходимости подложить какие-то листки, доски или другие подручные материалы и попытаться тронуться, не допуская пробуксовки колес. Можно несколько понизить давление в шинах (примерно на одну атмосферу), выпустив из них часть воздуха, чтобы повысить площадь их касания с грунтом. Применять цепи противоскольжения на труднопроходимых песчаных участках не рекомендуется, так как это способствует самозакапыванию колес.

Движение по мокрой грунтовой дороге, проходящей по глинистой почве или по чернозему значительно затрудняется, так как такая дорога становится скользкой, а при сильном дожде ее поверхность умягчается и колеса автомобиля продавливают на ней колею и начинают буксовать. При наличии накатанной колеи на такой дороге лучше двигаться по ней, поскольку уплотненный грунт на дне колеи способствует лучшему сцеплению и меньшему сопротивлению качению колес, а кроме того, уменьшается возможность сползания автомобиля в кювет.

Если колея глубокая и есть опасность задевания низшими точками автомобиля за грунт, колею пропускают между колес или объезжают. Из колеи автомобиль выводится быстрым поворотом руля в месте, где глубина колеи наименьшая. Если вывод автомобиля из колеи затруднен, то для вывода из нее можно прорыть направляющие канавки для передних колес.

Двигаться по колее следует на одной из низших передач с несколько повышенными оборотами коленчатого вала двигателя, но чтобы сохранялась возможность разгона автомобиля для преодоления труднопроходимых участков (глубоких луж, ям и т.п.). Переключение передач и остановка автомобиля на такой дороге нежелательны в связи с возможными затруднениями при возобновлении движения.

Если автомобиль забуксовал на мокрой грунтовой дороге, следует, по возможности, отбросить от колес мягкую грязь, подложить под них доски, ветки, камни или другие подручные материалы и попытаться плавно тронуться, избегая пробуксовки колес. Можно также применить метод трогания с раскачиванием.

Для вывода застрявшего автомобиля из глубокой канавы или колеи, когда он «сел на грунт» необходимо вывесить его колеса при помощи домкрата или ваги (рис. 36) и подложить под них ветки, доски или другие подручные материалы. Застрявший автомобиль можно вытащить также при помощи лебедки, зацепив ее трос за дерево, пень или столб, либо с помощью буксира.

Рис. 36. Вывешивание колес автомобиля при помощи ваги: а — переднего колеса; б — заднего колеса

Для повышения проходимости автомобиля при необходимости движения по скользкой грунтовой дороге можно использовать специальные цепи противоскольжения, одеваемые на ведущие колеса (рис. 37).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: