Рис. 37. Установка цепей противоскольжения

Необходимо иметь в виду, что легковые автомобили (кроме автомобилей повышенной проходимости — джипов) предназначены для эксплуатации на дорогах с твердым ровным покрытием и движение их по грунтовым дорогам должно быть исключением, а не правилом. Повышенное сопротивление качению на грунтовых дорогах приводит к увеличению расхода топлива на 20 % и более, а неровности и запыленность — к повышенному износу агрегатов и узлов автомобиля. Поэтому, если есть возможность доехать к месту назначения по более длинной дороге, но с хорошим твердым покрытием, безусловно лучше выбрать ее. Такой выбор позволит вам сохранить свой автомобиль, а также силы и нервы.

Движение по горным дорогам характеризуется необходимостью преодоления затяжных подъемов и спусков с крутыми поворотами и крайне ограниченной видимостью. Кроме того, в горных местностях наблюдаются резкие колебания температуры и атмосферного давления, вследствие которых часто возникают туманы и осадки, а в холодное время гола — гололед и снежные заносы.

Все это приводит к повышенным нагрузкам как на автомобиль, так и на водителя.

Преодоление крутых поворотов и затяжных спусков вызывает повышенный износ деталей рулевого управления, тормозов и шин, а преодоление затяжных подъемов увеличивает нагрузку на двигатель.

На большой высоте из-за пониженного атмосферного давления и пониженной плотности воздуха ухудшается наполнение цилиндром двигателя воздухом, вследствие чего мощность его снижается. Так, на высоте 3—3,5 тысячи метров мощность двигателя падает на 20—25%, а на высоте 4 тысячи метров — почти вдвое. При уменьшении плотности воздуха уменьшается электрическое сопротивление изоляции проводов и нарушается работа вакуумного регулятора опережения зажигания, что способствует возникновению перебоев в работе системы зажигания. Температура кипения охлаждающей жидкости при пониженном атмосферном давлении также снижается. По этим причинам при движении по горным дорогам чаще возникает перегрев двигателя и закипание охлаждающей жидкости.

При перегреве двигателя во время движения необходимо остановиться и дать ему остыть до нормальной температуры (80—90°С), после чего следует осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора и проверить в нем уровень охлаждающей жидкости. Открывать пробку заливной горловины радиатора при перегреве и закипании охлаждающей жидкости сразу, не дожидаясь пока кипение полностью не прекратиться, нельзя, так как из-за повышенного давления в системе охлаждения кипящая жидкость выплеснется из горловины и может обварить руки и другие открытые части тела. При снижении уровня охлаждающей жидкости в результате испарения из нее воды при кипении следует долить в систему охлаждения чистой, лучше дистиллированной или дождевой воды, а если произошло подтекание жидкости через не плотности в соединениях элементов системы охлаждения, то следует долить в нее охлаждающую жидкость (на легковых автомобилях обычно используется Тосол А-40). При необходимости долива в радиатор холодной воды или охлаждающей жидкости следует выждать более длительное время для его остывания (примерно до температуры 60—70°С), поскольку при попадании холодной воды на горячие трубки радиатора из-за перепада температур может произойти их растрескивание й нарушение герметичности радиатора. Следует также иметь в виду, что перегрев двигателя помимо снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения может быть вызван также загрязненностью радиатора и выходом из строя термостата.

Загрязненный радиатор следует очистить и промыть, а вышедший из строя термостат заменить, либо удалить и продолжить движение без него, а при первой возможности установить новый.

Кроме того, при падении атмосферного давления по мере подъема автомобиля на гору возрастает внутреннее давление в шинах. Поэтому при необходимости движения по скользкой горной дороге для увеличения сцепления шин с поверхностью дороги следует заранее снизить в них давление (примерно на одну треть), выпустив из них часть воздуха.

Пониженное давление в условиях высокогорья оказывает также заметное влияние и на организм человека. Недостаток кислорода может вызвать головокружение и головную боль.

Для обеспечения безопасности управления автомобилем на горных дорогах необходимо, чтобы автомобиль был полностью исправен и дополнительно укомплектован буксирным тросом, противооткатными приспособлениями (затормаживающими колодками или упорами), шанцевым инструментом, а водитель был в хорошем физическом состоянии. В зимнее время следует запастись цепями противоскольжения, а также некоторым количеством песка, который является весьма эффективным средством уменьшения пробуксовки ведущих колес на обледеневшем покрытии дороги, особенно при трогании автомобиля на подъеме.

Перед преодолением затяжного подъема необходимо заранее выбрать и включить такую пониженную передачу, которая обеспечит необходимую силу тяги для преодоления всего подъема на одной передаче. Это особенно важно на скользкой обледенелой или заснеженной дороге, так как при переключении передачи на подъеме автомобиль быстро теряет энергию, в результате чего могут забуксовать колеса или заглохнет двигатель и автомобиль остановится.

При вынужденной остановке или стоянке на крутом подъеме или спуске следует подложить под колеса затормаживающие колодки.

Опытные водители на скользкой дороге перед преодолением затяжного подъема, когда нет полной уверенности в возможности его преодоления иногда применяют дополнительную страховочную меру — привязывают к автомобилю две затормаживающие колодки или упора таким образом, чтобы они волочились позади задних колес, и в случае буксования и самопроизвольного скатывания автомобиля обеспечили упор задних колес и остановку автомобиля.

При самопроизвольном скатывании автомобиля под уклон на скользкой дороге для его остановки можно использовать рельеф местности, съехать на менее скользкую или более неровную поверхность обочины, либо использовать естественные или искусственные препятствия для контактного торможения, естественно, стремясь при этом, чтобы автомобиль как можно меньше пострадал. Перед преодолением коротких крутых и скользких подъемов следует дождаться, пока идущий впереди автомобиль достигнет его вершины, а движущийся навстречу — спуститься вниз.

На затяжных спусках необходимо применять совместное торможение автомобиля рабочей тормозной системой и двигателем. При этом, чем круче спуск, тем более низшая передача должна быть включена. При использовании на затяжном спуске только рабочей тормозной системы происходит быстрый износ и перегрев тормозных механизмов, что может привести к выходу их из строя.

Перед прохождением крутых закрытых поворотов, а также вер шин перевалов для предупреждения водителей встречных транспортных средств следует подавать предупредительные сигналы: днем - звуковые, ночью и в тумане — световые, переключая несколько раз ближний свет фар на дальний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: