ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Условиями реализации данного принципа являются:
-добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
-предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
|
|
Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации принципа являются:
- взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;
- обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
- ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
-мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
-учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
|
|
-предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
- стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива.
Реализация принципа возможна при следующих условиях:
- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
-определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
-развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;
-формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
-наличие отношений «ответственной зависимости» (по А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.
Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие, направленное на достижение цели (например, анализ работы, демонстрация хороших примеров, похвала, наказание).
Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания.
К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).
Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.
Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.
|
|
В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:
- методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.
Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:
- цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);
- содержание воспитания;
- возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);
- индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);
- уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);
|
|
- взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);
- используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);
- уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);
- время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» воздействием на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).
ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Форма воспитания – это внешнее выражения его содержания. Содержание и форма неразрывно связаны между собой: изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. История педагогики различает формы организации пед. процесса.
Виды форм:
- по количеству: индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые.
- по содержанию: урок, воспитательный час, дело, воспитательное мероприятие и т.д.
- по организации деятельности.
Воспитательная технология – совокупность ср-в и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребёнка в процессе взаимодействия.
Виды технологий:
1) технология принудительного воспитания – преследует цель сформировать подавленного, забитого человека без всяких прав и свобод.
2 ) технология манипуляций – уходит от чрезмерных жестокостей и предоставляет человеку некоторую свободу, но в ней применяются способы принуждения и давления, приводящих к деформации личностных качеств (казарменная педагогика, педагогика перевоспитания).
3) технология коллективного воспитания – цель – сформировать нормального человека – в меру покорного, зависимого от других людей, с определенным типом мировоззрения и поведения.
4) технология свободного воспитания – предоставляет больше свободы, обеспечивает формирование человека в зависимости от того, сколько свободы ему может быть предоставлено.
5) технология самореализации и бесконтрольной самореализации – отсутствие всяких внешних воспитательных воздействий либо предоставление безграничной свободы в специальных воспитательных учреждениях.