Формы и технологии воспитания

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

          Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

       Условиями реализации данного принципа являются:

-добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

-предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

 

          Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

          Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

         Условиями реализации принципа являются:

- взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;

- обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

- ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

 

         Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

           Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

-мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

-учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

-предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

 

         Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

         Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

            

         Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива.  

           Реализация принципа возможна при следующих условиях:

- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

-определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

-развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

-формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

 -наличие отношений «ответственной зависимости» (по А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

 

        МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

          Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

       Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие, направленное на достижение цели (например, анализ работы, демонстрация хороших примеров, похвала, наказание).

      Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания.

      К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

      Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

       Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

      В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

         Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.

        Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:

- цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);

- содержание воспитания;

- возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);

- индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);

- уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);

- взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);

- используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);

- уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);

- время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» воздействием на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).

ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

       Форма воспитания – это внешнее выражения его содержания. Содержание и форма неразрывно связаны между собой: изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. История педагогики различает формы организации пед. процесса.

         Виды форм:

- по количеству: индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые.

- по содержанию: урок, воспитательный час, дело, воспитательное мероприятие и т.д.

- по организации деятельности.

          Воспитательная технология – совокупность ср-в и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребёнка в процессе взаимодействия.

          Виды технологий:

1) технология принудительного воспитания – преследует цель сформировать подавленного, забитого человека без всяких прав и свобод.

2 ) технология манипуляций – уходит от чрезмерных жестокостей и предоставляет человеку некоторую свободу, но в ней применяются способы принуждения и давления, приводящих к деформации личностных качеств (казарменная педагогика, педагогика перевоспитания).

3) технология коллективного воспитания – цель – сформировать нормального человека – в меру покорного, зависимого от других людей, с определенным типом мировоззрения и поведения.

4) технология свободного воспитания – предоставляет больше свободы, обеспечивает формирование человека в зависимости от того, сколько свободы ему может быть предоставлено.

5) технология самореализации и бесконтрольной самореализации – отсутствие всяких внешних воспитательных воздействий либо предоставление безграничной свободы в специальных воспитательных учреждениях.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: