КОНСПЕКТ
Организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
«ГДЕ ЖИВЁТ МАТЕМАТИКА?»
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Подготовила и провела:
Воспитатель группы для детей с ТНР: Попова Татьяна Семёновна
Февраль 2019г
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Виды деятельности детей: Познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Цель: Формирование элементарных математических представлений и активизация мыслительной деятельности через использование блоков Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
1) Продолжить обучение приёмам кодирования и моделирования.
|
|
2) Закрепить умение соотносить количество с соответствующей цифрой
3) Закреплять представление о свойствах геометрических фигур путём введения символического обозначения свойств.
4) Развивать умение выделять свойства в предметах (блоках), следовать определённым правилам при решении логических задач.
Развивающие:
1) Активизировать в речи слова и выражения: цвет, форма, размер, толщина.
2) Развивать первичные приёмы логического мышления через введение частицы «не» (формировать способность к сравнению, обобщению, классификации)
3) Развивать произвольное внимание, память, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1) Воспитывать любознательность, сообразительность, умение работать коллективно.
2) Воспитывать интерес к математике.
Материалы: Проектор, ноутбук, блоки Дьенеша, стрелки, коробка с блоками(15 шт), конверты с символами, карточки - символы(15 шт), цифры, книга сказок, обручи (3 шт), подносы (3 шт), тарелочки(19 шт)
Предварительная работа: Свободная игра с блоками, знакомство со знаками – символами, работа по карточкам с символами, разучивание физкультминутки, чтение сказки «Три медведя».
Ход занятия:
I.Введение в проблемную ситуацию:
Мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Дети заходят вместе с воспитателем, здороваются.
|
|
Раздаётся телефонный звонок, вос-ль говорит по телефону.
Вос - ль: Дети нам позвонила Царица Математика и сообщила, что она для нас отправила посылку, только что-то её не видно. А нам интересно, что она прислала? (ответы детей) Чтоб посылочку найти, нужно свои мысли в порядок привести!
Игровое упражнение «Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки всё слышали (поглаживание ушек)
Я желаю, чтобы мои глазки всё видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво (улыбаемся)
Я желаю, чтобы моя голова думала и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Вос – ль: Молодцы, теперь вы готовы отправиться на поиски посылки? Хотите её найти? (ответы детей)
(Дети вместе с воспитателем идут по стрелкам, находят посылку, вносят в группу, ставят на стол, садятся на стульчики)
II. Актуализация опорных знаний, умений
Вос – ль: Ребята, посмотрите какая необычная посылка от Царицы Математики! Да, здесь и загадка! Любите отгадывать загадки? А умеете? (ответы детей)
Вос – ль: «Жмутся в узеньком домишке, разноцветные братишки!
Учат нас они считать, учат нас они играть, они учат рассуждать.
Учат героям сказки помогать!» - при затруднении ответа воспитатель задаёт наводящие вопросы: «Вы любите строить домики, гараж?», «Из чего вы строите?» (ответы детей - блоки)
Вос – ль: Молодцы, мы посылку открываем и немного посчитаем!
Игровое упражнение «Числовая разминка»
Ребёнок достаёт из коробки блоки, дети по - очереди выполняют задания.
Вос –ль—Р1:Достань все жёлтые блоки – Р2: Какой формы блоки он достал? Р3:Сколько всего жёлтых кругов? (покажи цифру) Сколько всего жёлтых прямоугольников? (покажи цифру)
Р4: Достань все красные блоки – Р5:Какой формы блоки он достал? Р6: Сколько всего красных треугольников? (покажи цифру)
Р 7: Достань все синие блоки – Р8: Какой формы блоки он достал? Р9: Сколько всего синих квадратов? (покажи цифру) Р10: Сколько всего синих кругов? (покажи цифру)
Вос – ль: Молодцы! Правильно? А сейчас, возьмите по блоку и встаньте около стульчиков.
Вос – ль: А теперь, мы поиграем и порассуждаем! Скажи, кто стоит справа от тебя? Какая у него фигура? Опиши!
Скажи, кто стоит слева от тебя? Какая у него фигура? Опиши! и т.д.
Игровое упражнение «Дружат – не дружат»
Вос – ль: Могут ли эти фигуры быть парой? Объясните почему? По какому признаку?
Вывод: Все фигуры могут быть парой!
Игровое упражнение «Шифровальщики»
Вос – ль с детьми подходят к столу, встают вокруг стола, на столах конверты со знаками - символами на каждого ребёнка. У ребёнка в руках блок. Дети подбирают к блоку нужные символы. Например: синий – большой - тонкий круг.
Ребёнок должен объяснить так: Я взял синее пятно, большой дом, тонкого человечка и круг, меняются блоками (2 -3 раза)
Воспитатель проверяет, правильно ли все подобрали знаки – символы к блокам? Дети оставляют блоки со знаками на тарелках, вместе с воспитателем подходят к столу с посылкой.
Вос –ль (обращается к ребёнку): Денис, посмотри, пожалуйста, в посылке ещё что - то есть? Книга сказок? А что Царица Математика и в сказках живёт? (отгадываем загадку, она лежит в книге)
«Маша в лес пошла с лукошком, заблудилась там немножко.
На избушку набрела. Кашу съела, спать легла. А хозяевами снеди оказались (3 медведя) -
-слайд № 3
Вос –ль: Дети, вы знаете эту сказку? Чем она закончилась? Как мы можем помочь Маше? Как же сделать, чтобы медведи не сердились? (ответы детей)-
Проводится физкультминутка:
3 медведя в лесу жили, вперевалочку ходили
3 медведя шли домой. Папа был большой - большой!
Мама с ним поменьше ростом, а сынок - малютка просто!
Очень маленький он был, с погремушками ходил.
Дзинь- дзинь, дзинь, дзинь, дзинь, с погремушками ходил.
|
|
Мы медведей провожаем, и занятие продолжаем! (дети садятся на стульчики)
III: Воспроизведение умений и знаний в типовой ситуации:
Вос –ль: Дети, нам нужно попасть к домику медведей и помочь Маше. Но сначала выполним задания (слайды № 4-5)
Игровое упражнение «Найди две ошибки».
После выполнения упражнения вместе с детьми подходим к столу, блоки рассыпаны горкой, прикрыты скатертью.
Вос – ль: Ой, дети, посмотрите, все блоки перепутаны! Что мы можем сделать? - ответы детей: Нужно разобрать по цвету блоки: синие – в синий поднос, красные - в красный, жёлтые – в жёлтый. Детей поделить на 3 команды (на 1-2-3 рассчитаться)?
Вос – ль: Дети, Маша хочет посадить цветочки у домика 3-х медведей. Поможем Маше? Как? (Обручи, карточки - ответы детей)
Игровое упражнение: «Садовники»
Вос –ль:- Р1: разложи карточки в обручи поровну (по 5 карточек), дети сажают цветы соответственно карточек. Объясняют так: Я посадил красный, тонкий, маленький треугольник - цветок, потому что…
Вос –ль: Молодцы! Красиво получилось?
Игровое упражнение: «Угощение для медведей»
Вос –ль: Дети, давайте испечём для медведей пирожков! Как вы думаете, какие пирожки мы испечём для Михайло Потапыча?- ввести «не» маленькие, «не» тонкие (ответы - большие толстые).
Для Настасьи Петровны? «не» толстые, «не» маленькие (ответы – большие, тонкие).
Для маленького Мишутки? «не» большие, «не» тонкие (ответы - маленькие толстые).
Вос –ль: Дети, а какие пирожки у нас остались? - ответы детей - маленькие тонкие
Вос ль: А кому их отнесёт Маша? – ответ детей, Маша отнесёт их бабушке и дедушке.
IV: Итог. Рефлексия:
Вос – ль: Дети, кто прислал нам посылку? Мы все задания в загадке выполнили? Кому мы помогли? Будут ли сердиться медведи на Машу?
ВСЕ: «В играх, в сказках и в труде - математика везде!»