В Средние века и в эпоху Возрождения
Смоленск 2019
План лекции:
Физическое воспитание у древних славян.
2. Физическая культура и спорт в период расцвета феодализма (XI- XV вв.).
а)рыцарское физическое воспитание ;
б) физические упражнения средневекового сельского и городского населения.
3. Физическая культура эпохи Возрождения и упадка феодализма (XY-XYII вв.).
Физическое воспитание у древних славян.
Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общиной
(девочек воспитывали женщины, мальчиков – мужчины). Т.е. в первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.
Основные педагогические функции выполняли ближайшие родственники и наиболее опытные сородичи. Мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, а девочек – к сбору растений, приготовлению пищи, уходу за детьми.
Военная подготовка мальчика начиналась с двух лет, в 4 года его сажали на коня. В 10 лет он должен был владеть деревянным оружием и фехтованием. В 12 лет овладевал основными приемами борьбы и в 16 лет проходил посвящение в воины.
|
|
Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища ( посвящались богу солнца Ярило, богу войны Перуну).
Игрища – это пляски, песни, хороводы, игры и физические упражнения, которые носили состязательный характер. Воспитательное значение игрищ: приобретение навыков и умений, необходимых в труде и военном деле. На игрищах показывались умения в стрельбе, метании камней в цель и на дальность.
Проводились также игры (городки, бабки, «чур» - подобие хоккея, кулачный бой, «стенка на стенку», медвежьи бои, игры с быком и др.
Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, метание камней.
Повсеместное распространение получили кулачные бои, которые подразделялись на групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один – для решения спорных вопросов). Бои проводились по праздникам. Правила боя: лежачего не бить, подножек не ставить.
Распространены были плавание, гребля, передвижение на лыжах. В целях военно-физического воспитания использовались разные потехи (медвежья, соболиная, псовая охота).
Физическая культура и спорт в период расцвета феодализма (XI-XV вв.).
Рыцарское физическое воспитание
l Характер рыцарской системы физического воспитания был военно-прикладным.
l С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала;
l В 14 лет пажи становились оруженосцами.
|
|
l С 14 до 21 года он находился на службе у сюзерена, где овладевал рыцарскими навыками.
l В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари.
Содержание рыцарской системы физического воспитания:
l Езда верхом;
l Преодоление водных переправ;
l Охота;
l Стрельба из лука;
l Владение приемами боя;
l Игра в развлекательные игры;
l Владение хорошими манерами и танцы
Наиболее распространенными видами спорта у средневековых рыцарей были:
l Фехтование;
l Борьба;
l Метание молота, копья;
l Прыжки в длину;
l Стрельба из лука
Большое значение в физическом воспитании рыцарей имели игры и спорт.
Игры рыцарей:
l Подвижные: Же де Поль – праобраз тениса;
l Спортивные: Суль – прототип футбола;
голландский гольф;
l Военные: Штурмы городских стен;
Осада замков.
Рыцарские турниры:
l Парные (одиночные) – поединок 2-х рыцарей на копьях.
l Массовые (групповые) – происходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий.
Поводы для турниров:
l Рождение сына
l Женитьба рыцаря;
l Победа в бою.
КЛЯТВА:
«Жизнь королю, сердце даме, а честь себе»
Физические упражнения средневековогосельского населения
Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения:
l Скачки;
l Метание камней;
l Танцы;
l Борьба;
l Охота
Физические упражнения городского населения
После ликвидации феодальной зависимости появились виды физических упражнений, необходимых для обороны города (состязания в борьбе).
Для тренировки во владением оружием были организованы:
Ø О бщества стрелков из лука;
Ø Фехтовальные школы
Формы соревнований в Западной Европе
· Схватки лодочников;
· «Пунья» - военное учение, где горожане подразделялись на 2 группы и сражались деревянным оружием все сразу или по двое
Физическая культура эпохи Возрождения и упадка феодализма (XY-XYII вв.).
l Возрождение – период, характеризующийся бурным развитием искусства, литературы, философии, ествественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры.
l Идеалом этого периода становится всесторонне, гармонично развитый человек.
Принципы и педагогические взгляды гуманистов
l Проповедовались познания анатомо-физиологических, психологических особенностей человеческого организма.
l Игровой метод – ведущий в физическом воспитании;
l В педагогике утверждался идеал гармонично развитого человека.
l Естественные силы природы способствую физическому воспитанию.
l Существует неразрывная связь между физическим и духовным воспитанием.
l Впервые обращалось внимание на наличии возрастных особенностей, влияющих на развитие человека.
Витторино да Фельтре (1378-1446)
l Представитель раннего итальянского гуманизма
l Он организовал школу, названную «Дом радости».
l Им были применены новые методы воспитания, сочетавшие умственное, эстетическое и физическое воспитание.
l Среди занятий были распостранены:
борьба, верховая езда, игры, танцы.
Франсуа Рабле (1494-1553)
l Автор романа «Гангантюа и Пантагрюэль»
l Выступал за многостороннее образование, в котором важное значение отводилось физическому воспитанию.
l Считал, что необходимо сочетать античные упражнения с народными играми его времени (бег, прыжки, метание копий, занятия на перекладине, канатах).
l Был сторонником наглядности в обучении.
l Рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений.
Иероним Меркуриалис (1530-1606)
l Представитель позднего итальянского гуманизма
l Автор 1-го учебного пособия по физическому воспитанию «Об искусстве гимнастики»
l Делил физические упражнения на 3 группы:
|
|
Ø Истинные (лечебные)
Ø Военные (необходимые)
Ø Ложные (атлетические)
Предпочитал те физические упражнения, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение (не плавание, а купание).