Иероним Меркуриалис (1530-1606)

В Средние века и в эпоху Возрождения

 

Смоленск 2019

 

План лекции:

Физическое воспитание у древних славян.

2. Физическая культура и спорт в период расцвета феодализма (XI-  XV вв.).

    а)рыцарское физическое воспитание ;

    б) физические упражнения средневекового сельского и городского населения.

    3. Физическая культура эпохи Возрождения и упадка феодализма (XY-XYII вв.).

Физическое воспитание у древних славян.

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общиной

(девочек воспитывали женщины, мальчиков – мужчины). Т.е. в первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.

Основные педагогические функции выполняли ближайшие родственники и наиболее опытные сородичи. Мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, а девочек – к сбору растений, приготовлению пищи, уходу за детьми.

Военная подготовка мальчика начиналась с двух лет, в 4 года его сажали на коня. В 10 лет он должен был владеть деревянным оружием и фехтованием. В 12 лет овладевал основными приемами борьбы и в 16 лет проходил посвящение в воины.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища ( посвящались богу солнца Ярило, богу войны Перуну).

Игрища – это пляски, песни, хороводы, игры и физические упражнения, которые носили состязательный характер. Воспитательное значение игрищ: приобретение навыков и умений, необходимых в труде и военном деле. На игрищах показывались умения в стрельбе, метании камней в цель и на дальность.

Проводились также игры (городки, бабки, «чур» - подобие хоккея, кулачный бой, «стенка на стенку», медвежьи бои, игры с быком и др.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, метание камней.

Повсеместное распространение получили кулачные бои, которые подразделялись на групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один – для решения спорных вопросов). Бои проводились по праздникам.   Правила боя: лежачего не бить, подножек не ставить.

Распространены были плавание, гребля, передвижение на лыжах. В целях военно-физического воспитания использовались разные потехи (медвежья, соболиная, псовая охота).

 

Физическая культура и спорт в период расцвета феодализма        (XI-XV вв.).

  Рыцарское физическое воспитание

 

l Характер рыцарской системы физического воспитания был военно-прикладным.

l С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала;

l В 14 лет пажи становились оруженосцами.

l С 14 до 21 года он находился на службе у сюзерена, где овладевал рыцарскими навыками.

l В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари.

Содержание рыцарской системы физического воспитания:

l Езда верхом;

l Преодоление водных переправ;

l Охота;

l Стрельба из лука;

l Владение приемами боя;

l Игра в развлекательные игры;

l Владение хорошими манерами и танцы

    Наиболее распространенными видами спорта у средневековых рыцарей были:

l Фехтование;

l Борьба;

l Метание молота, копья;

l Прыжки в длину;

l Стрельба из лука

 

    Большое значение в физическом воспитании рыцарей имели игры и спорт.

Игры рыцарей:

 

l Подвижные: Же де Поль – праобраз тениса;

 

l Спортивные: Суль – прототип футбола;

                              голландский гольф;

 

l Военные: Штурмы городских стен;

                       Осада замков.

 

Рыцарские турниры:

 

l Парные (одиночные) – поединок 2-х рыцарей на копьях.

 

l Массовые (групповые) – происходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий.

 

Поводы для турниров:

l Рождение сына

l Женитьба рыцаря;

l Победа в бою.

КЛЯТВА:

«Жизнь королю, сердце даме, а честь себе»

 

 

Физические упражнения средневековогосельского населения

    Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения:

l Скачки;

l Метание камней;

l Танцы;

l Борьба;

l Охота

 

Физические упражнения городского населения

После ликвидации феодальной зависимости появились виды физических упражнений, необходимых для обороны города (состязания в борьбе).

Для тренировки во владением оружием были организованы:

Ø О бщества стрелков из лука;

Ø Фехтовальные школы

Формы соревнований в Западной Европе

· Схватки лодочников;

· «Пунья» - военное учение, где горожане подразделялись на 2 группы и сражались деревянным оружием все сразу или по двое

Физическая культура эпохи Возрождения и упадка феодализма     (XY-XYII вв.).

 

l Возрождение – период, характеризующийся бурным развитием искусства, литературы, философии, ествественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры.

l Идеалом этого периода становится всесторонне, гармонично развитый человек.

Принципы и педагогические взгляды гуманистов

 

l Проповедовались познания анатомо-физиологических, психологических особенностей человеческого организма.

l Игровой метод – ведущий в физическом воспитании;

l В педагогике утверждался идеал гармонично развитого человека.

l Естественные силы природы способствую физическому воспитанию.

l Существует неразрывная связь между физическим и духовным воспитанием.

l Впервые обращалось внимание на наличии возрастных особенностей, влияющих на развитие человека.

Витторино да Фельтре (1378-1446)

l Представитель раннего итальянского гуманизма

l Он организовал школу, названную «Дом радости».

l Им были применены новые методы воспитания, сочетавшие умственное, эстетическое и физическое воспитание.

l Среди занятий были распостранены:

    борьба, верховая езда, игры, танцы.

Франсуа Рабле (1494-1553)

l Автор романа «Гангантюа и Пантагрюэль»

l Выступал за многостороннее образование, в котором важное значение отводилось физическому воспитанию.

l Считал, что необходимо сочетать античные упражнения с народными играми его времени (бег, прыжки, метание копий, занятия на перекладине, канатах).

l Был сторонником наглядности в обучении.

l Рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений.

Иероним Меркуриалис (1530-1606)

l Представитель позднего итальянского гуманизма

l Автор 1-го учебного пособия по физическому воспитанию «Об искусстве гимнастики»

l Делил физические упражнения на 3 группы:

Ø Истинные (лечебные)

Ø Военные (необходимые)

Ø Ложные (атлетические)

Предпочитал те физические упражнения, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение (не плавание, а купание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow