У косозубых и шевронных колес зубья располагаются не по образующей
делительного цилиндра, а составляют с ней некоторый угол β (рис. 6.4).
Для нарезания косозубых зубьев используется тот же инструмент, что и
для прямозубых колес. Поэтому профиль косого зуба в нормальном сечении
n–n совпадает с профилем прямого зуба с соответствующим стандартным
модулем.
В торцевом сечении параметры изменяются в зависимости от угла β:
окружной шаг / cos; Pt n = β Р
окружной модуль / cos. m m t n = β
Индексы n и t соответствуют параметрам в нормальном и торцевом сечениях соответственно.
Прочность зуба зависит от его формы и размеров в нормальном сечении, что соответствует эквивалентному прямозубому колесу, которое имеет
эквивалентный диаметр dv и эквивалентное число зубьев Zv: dv = d/cos2
β и
число зубьев Zv = Z/cos3
β.
В отличие от прямых косые зубья входят в зацепление не сразу по всей
длине, а постепенно, и в зацеплении находится, минимум, две пары зубьев.
Это объясняет плавность работы косозубых колес, снижение шума и дополнительных динамических нагрузок. Рекомендуется угол наклона β = 8–20º,
для шевронных колес β = 25–40º.