Вопрос 2. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая

Тема:Философское учение о бытии. Сущность и формы материи.

План

1.Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. 2.Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая.

3. Категории бытия человека: любовь, смерть, творчество, вера, счастье.

Вопрос 1.Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии.

  С давних времен человечество интересовалось, как устроен мир. Первый, кто применил понятие «бытие» -был Парменид (540-470 гг до н.э.). Он был основателем и главным представителем элейской школы. БЫТИЕ - сложное, общее понятие, обозначает все существующее, как единое целое.??? Какие есть синонимы бытия???назовите (сущее, реальность, действительность)

НО!!!

СУЩЕЕ – ЭТО ПРЕДМЕТНОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЕ - НЕПРЕДМЕТНОЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕГО – ЛИБО СУЩНОСТЬ ЧЕГО-ЛИБО – ЧЕЛОВЕК, ПРЕДМЕТЫ СВЕТ (С ЕГО ПОМОЩЬЮ МОЖНО ЧТО-ТО УВИДЕТЬ) ВОЗДУХ (ПОЗВОЛЯЕТ ДЫШАТЬ)

??? Какие антонимы бытия??? НИЧТО???что оно означает???

Ничто:

1.Имеет     отрицательное    значение  (     по  Пармениду)
2. Иное, чем бытие, которого уже нет или еще нет, но будет!(Платон)
3. Ничто – начало всего, т.к. бытие возникает и уходит в НИЧТО (Н.Бердяев)

4. Ничто- это смерть (экзистенционализм) смерть пугает любого человека. Именно НИЧТО делает жизнь ценной, придает ей смысл. Если бы человек был бессмертен, то жизнь бы не имела смысла.

5. НИЧТО в восточной традиции (КИТАЙ) – это значимая пустота (глиняный кувшин) или дом. Без пустоты мы не можем его использовать.

  Проблема бытия имеет долгую историю развития. Бытие в истории философии

1.Античность – Парменид считал, что только бытие можно только умозрительно рассматривать, без органов чувств). Бытие –это поиск первоначала. Демокрит ввел понятие «атома» - мельчайшая частица бытия. Небытие- пустота, в которой движутся атомы. Бытие познаваемо- небытие-нет. Аристотель считал, что юытие вечно и неизменно.

Форма – это организующий принцип
Материя- - чистая возможность, потенциальность бытия
Аристотель различает 4 типа бытия:
Бытие как истина
Бытие как случайность
Бытие как потенция и акт
Бытие как категория

Платон и Аристотель спорили является ли бытие множеством или единством?
2.Средние века- бытие – это Бог

3.В Новое время Рене Декарт считал, что мир основан на двух субстанциях (идее и материи), но высшая субстанция- это Бог. Кант считал, что «реальный мир – это вещь в себе». Человек познает не мир, а феномены.

Т.О. онтология трансформируется в гносеологию

5. В 19 веке был потерян интерес к бытию как таковому, онтология уступает место сциентизму с его методологической проблематикой и иррационализму.

Сциентизм- (от фр.наука) – общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

 

Георг Гегель Карл Маркс
Абсолютная идея материя

6.В ХХ веке происходит возрождение онтологической проблематики в различных философских направлениях.

Вывод: т.о. в философии сложилось 2 течения материализм и идеализм. Только в даосизме нет такого разделения. Они считают, что это одно и тоже, только в разном состоянии (как вода –лед-жидкость-пар)










Вопрос 2. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая

Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов.

Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противоположностей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксирует подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Основные  принципы диалектического метода: - объективность предполагает ряд требований: отражение, взаимосвязь сознания и практики.

- принцип всесторонности выражается всеобщностью связей всех явлений действительности:

- принцип системности

- принцип историзма (когда возникло, какие этапы прошло и чем является)

- принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialektike techne – “искусство диалектики”) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не поняв Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытки мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.

Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким.

Метафизика Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теология как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности у таких философов, как Хр. Вольф. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в современной буржуазной философии.

В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

Законы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные – данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие.

Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: