Диалектика как теория развития
7.2.1. Детерминизм и индетерминизм
В философском познании и диалектическом рассмотрении мира ведущая роль принадлежит принципу детерминизма или причинности. Согласно этому принципу, все реальные природные, общественные и индивидуально-личностные явления и процессы внутренне детерминированы, то есть возникают, развиваются и исчезают закономерно, в силу воздействия определенных причин, обусловлены ими и зависят от них. Практический опыт и научные исследования, многократные обыденные наблюдения и глубинный философский анализ показывают нам, что источник всех происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, а второе – следствием. Причинно-следственная связь всегда направлена от причины к порожденному ею следствию. Это означает, что отношение между причиной и следствием необратимое, при этом причина вызывает не любые, а лишь определенные, соответствующие ей следствия. Из пшеничного зерна всегда вырастает пшеничный колос, из косточки винограда – виноградная лоза, лошадь рожает жеребенка, а львица – львенка, и здесь всегда присутствуют четко выраженные генетические причинно-следственные связи. Всякое следствие внутренне обусловлено порождающей его причиной, и определенный вид причин вызывает однохарактерный тип следствий.
|
|
Однако причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное воздействие со стороны причины на следствие, поскольку она является одним из наиболее важных типов взаимодействия. Некоторые причины вызывают многочисленные и долго развивающиеся следствия, например, катастрофические стихийные бедствия – ураганы, землетрясения, цунами, взрывы атомных бомб или аварии на атомных энергостанциях. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины порождает целую цепочку следствий, подобно тому, как падение одной кости домино в длинном, последовательно выстроенном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.
Следствие также распространяет «щупальца» своего влияния не только «вперед» в качестве новой причины, рождающей новое следствие, но и «назад», на производящую ее причину (не прямо, а в определенной временной перспективе), видоизменяя ее характер, особенно в тех случаях, когда причинная связь не мгновенна, а протяженна, растянута во времени. Подобное взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи. Он действует во всех самоорганизующихся системах, в живых организмах и в обществе. Без этой обратной связи немыслима устойчивость и поступательное развитие системы.
|
|
Лишь в простейшем частном случае можно представить причинно-следственную связь как одностороннее и однонаправленное воздействие. В ряде же сложных социальных, психических и кибернетических процессов взаимодействие причины и следствия приводит к тому, что следствие само становится причиной по отношению к породившей его причине. Одна из сложных форм причинно-следственных отношений представлена в модели ядерной цепной реакции. Ход событий в ней развивается по принципу «домино», но при этом каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более следствий, и в дальнейшем эта причинно-следственная связь все более разветвляется.
Причинные связи могут быть как прямыми, – например, при ударе одного бильярдного шара о другой, – так и опосредованными, когда начальная причина, вызвавшая известное следствие, проходит через ряд косвенных причин и воздействий. Так, например, гибель лесов происходит из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а, соответственно, и к увеличению выбросов серных газов в атмосферу, взаимодействие их с кислородом воздуха, выпадению кислотных дождей, эрозии почв, высыханию и выгоранию трав и подлеска, возникновению массовых лесных пожаров и т. п.
К сложным типам причинно-следственных связей относится и свойство отражения. При отражении явление-следствие всегда сохраняет в своей структуре и свойствах следы воздействия явления-причины. Например, некоторые горные породы и руды могут долго сохранять следы магнитных полей, воздействовавших на них в период формирования горных кряжей. Подобного же рода причинные связи используются и в технике при конструировании различного рода «запоминающих» устройств: памяти ЭВМ и других конструкционных элементов, способных «запоминать» изначально заданную форму и содержание информации и восстанавливать ее после ряда многочисленных изменений и преобразований.
Итак, все причинно-следственные процессы и связи в мире вызваны не односторонним действием, а основываются на отношении, по меньшей мере, между двумя взаимодействующими предметами, поэтому причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, но и как тип взаимодействия. Причина и следствие – это лишь разные стороны всеобщего и универсального процесса взаимодействия. Как к одному и тому же месту ведут разные пути, так и к одному и тому же следствию могут приводить разные причины. При этом причина никогда не действует с абсолютной однозначностью для разных предметов: сильное тепло расплавляет воск, но закаляет сталь. Вместе с тем, и причина в виде тепла сама есть следствие или результат разных причин: действия солнечных лучей, трения, сильного удара, химической реакции, электрического тока, разложения атома и т. п. Так, даже головная боль может быть вызвана сотнями различных прямых и косвенных причин, как и многие другие болезни. В окружающем нас реальном мире нет и не может быть таких явлений, которые возникали бы как результат действия только одной определенной причины и на которые не воздействовали бы различные побочные причины.
В связи с этим в философском познании мира сложились различные теоретические концепции, трактующие сущность и смысл причинно-следственных связей и отношений между явлениями. Философский детерминизм – это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено; все события, и явления реального мира подчинены закону причинности. Механический детерминизм предполагает однозначную причинную обусловленность одного события другим, что приводит к возможности абсолютно строгого предсказания всех явлений. Что же касается диалектического детерминизма, то он рассматривает причинно-следственные взаимосвязи в зависимости от соотношения необходимости, случайности и вероятности свершения того или иного события.*
|
|
Дополнительная информация:
В эпоху бурного развития механики в науке существовал детерминизм, который получил название классического детерминизма. Иногда этот детерминизм называют лапласовским детерминизмом (по имени ученого, который дал ему ясную и точную формулировку).
Данный детерминизм основывается на представлении, что мир – это огромная механическая система, начальное состояние которой является точно заданным. Все будущие состояния этой системы предопределены начальным состоянием. Все будущее заложено в начале.
Главный недостаток механистического детерминизма заключается в том, что он рассматривает Вселенную как некую гигантскую механическую систему, которая подчиняется законам механики. Случайность в этой системе полностью исключена. Подобных взглядов на случайность придерживались не только ученые-механики, но и философы. Случайность они рассматривали как то, причина чего не выявлена. Данные ученые абсолютизируют категорию необходимости.
Ошибочность этих взглядов заключается в непонимании диалектической взаимосвязи необходимости и случайности. В действительности, необходимость и случайность тесно взаимосвязаны.
Необходимость возникает как результат взаимодействия многих случайностей, о чем свидетельствуют статистические законы. В свою очередь, случайности выступают в форме проявления и дополнения необходимости. Нельзя говорить о том, что в мире царствует только необходимость, это ведет к фатализму. В мире существует и случайность, как форма проявления необходимости.
Итак, детерминизм выступает в двух формах:
- Лапласовский или механистический детерминизм, в основе которого лежат универсальные законы классической физики. Данный детерминизм отрицает случайность и признает только необходимость.
|
|
- Вероятностный детерминизм, который опирается на статистические законы. Данный детерминизм признает, что в мире наряду с необходимостью существует и случайность.
Вероятностный детерминизм в настоящее время широко применяется в изучении многих явлений в физике. В физике существует целый раздел, который изучает поведение неких массивов частиц и выводит статистические законы. Данный раздел называется статистической физикой.
____________________________________________________________________
Индетерминизм – это теоретическая позиция, в которой отрицается объективность и значимость причинных связей в природе и общественном развитии. Индетерминисты исходят из того положения, что основой всех событий в мире является случайность, а причина и следствие практически никак не обусловливают друг друга. В противовес им фаталисты рассматривают все явления и процессы как строго предопределенные, свершающиеся с заранее заданной необходимостью и которые никак нельзя изменить или предотвратить. К фатализму примыкает телеология – учение об особом, целевом виде причинности, рассматривающее любую, даже совершенно стихийно действующую причину как изначально разумную и заданную неким высшим существом. Совершенство и гармония Вселенной объясняется ими как некий план или цель, обусловленный замыслом божественного творца.
Позиции механистического детерминизма, индетерминизма, фатализма и телеологии не в состоянии раскрыть действительного механизма развития природного и общественного бытия, рассмотреть все многообразие этого процесса, так как жесткая детерминация явлений предполагает наличие следствия уже в самой причине, а значит, отрицает появление принципиально новых качественно различных форм физического, социального и индивидуально-личностного бытия. Процесс развития трактуется здесь как вечное возвращение на «круги своя», замкнутый круг бесконечного повторения. Развитие лишается в данном случае своих главных атрибутов – необратимости и направленности.
Тем не менее, с позиций теории диалектики развитие понимается именно как процесс качественного изменения и преобразования старых форм бытия в новые, при сохранении преемственности, но и без однообразного повторения раз и навсегда данных форм существования. Причина и следствие являются взаимосвязанными, но следствие никогда не бывает полностью тождественным своей причине. Само причинение уже есть порождение, появление качественно отличных объектов природного и общественного мира, а реальные причинно-следственные связи всегда включают в себя элементы как необходимости, так и случайности.
7.2.2. Динамические и статистические закономерности
Реальная действительность постоянно убеждает нас в том, что все совершающиеся в мире процессы – отнюдь не простое проявление стихийных сил. У мироздания существует свой «кодекс» законов, и все в мире, начиная от движения физических тел до общественных процессов и сферы развития духа, подчинено определенным закономерностям.
Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом и принципом причинности. С точки зрения сферы применимости законы подразделяются на всеобщие или универсальные (законы диалектики), общенаучные (закон сохранения энергии или закон всемирного тяготения) и частнонаучные (закон сохранения массы вещества, закон стоимости и т. д.). По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения – законы, выражающие необходимые связи в системах; законы функционирования – отражают причинно-следственные связи и отношения; законы развития – раскрывают сущность происходящих явлений и изменений, способны прогнозировать будущее состояние предметов и явлений. По форме проявления законы подразделяются на динамические (обязательные) и статистические (вероятностные). Так, любой камень, брошенный вверх, обязательно вернется на землю в силу динамической необходимости, то есть однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях не является необходимым и обязательным, поскольку здесь действует статистическая вероятность.
Поэтому в понятие закона входит, как составная часть, понятие закономерности. Закономерность, в отличие от закона, выражает только лишь ту или иную степень вероятности проявления закона. Закон, как необходимость, выступает в виде закономерности, а закономерность - это закон, проявляемый в ряде случайных событий. Вероятностный характер законов обеспечивает вариативное и свободное развитие мира, общества и человека. Источником развития всех видов реальности является противоречие, приводящее в движение весь мир конкретных явлений.
Законы, которые фигурируют в механике, имеют универсальный характер по отношению к физическим явлениям. Их отличительная особенность заключается в том, что предсказания, которые можно дать на их основе, имеют однозначный характер.
С середины XIX века наука столкнулась с другого рода закономерностями. Предсказания на их основе не являются однозначными, а имеют вероятностный характер. Это обстоятельство очень долгое время служило препятствием для того, чтобы эти законы признать в качестве полноправных. Положение это коренным образом изменилось: после того, как квантовая механика показала, что существование неопределенности коренится в самом фундаменте материи, в мире мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероятности.
Вероятностными или статистическими они называются потому, что заключения, основанные на них, не следуют логически из имеющихся фактов, а потому не являются однозначными. Поскольку эти законы выводятся из обработки неких статистических данных, то такие законы носят еще название статистических. *
____________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Для понимания характера статистических законов необходимо дать понятие вероятность. Вероятность – это отношение появления интересующего нас события ко всему числу наблюдений: Р(А) - вероятность, n – число всех событий, m – число появлений интересующего нас события.
Вероятность равна:
Указанное определение вероятности называют также частотным, поскольку в нем фигурирует понятие относительной частоты при длительных наблюдениях.
Частотная и статистическая интерпретация вероятности получила широкое применение в естественных и технических науках. В последнее десятилетие она широко применяется в социальном и гуманитарном познании. Это объясняется тем, что изучаемые процессы состоят из массы единичных процессов, где существует элемент случайности.
Самое главное применение частотного понимания вероятности находит при открытии и анализе статистических законов. Всюду, где мы имеем дело со случайными массовыми событиями, изучение их с точки зрения вероятности приводит к открытию нерегулярных моментов, которые характеризуются устойчивой относительной частотой. Данный факт был замечен еще в античном мире на примере относительной устойчивости рождающихся в год мальчиков и девочек.
Как относились к статистическим законам в классической науке? Признавались ли они в качестве постоянных методов исследования наравне с универсальными законами? На этот вопрос надо ответить отрицательно.
Статистические законы не считались подлинными законами, поскольку за ними не стояли некие универсальные законы (вроде закона всемирного тяготения). Статистические законы признавались в качестве удобных вспомогательных средств, которые дают возможность представить в удобной, компактной форме какую-нибудь информацию. Типичным примером может служить информация, которая получается при переписи населения. Данную информацию можно систематизировать и классифицировать по отдельным пунктам. Работать с такой информацией гораздо легче, чем с огромным массивом данных.
____________________________________________________________________
Статистические законы были найдены в физике, химии, биологии, социологии и не считались строгими законами, а рассматривались как удобное вспомогательное средство описания некоторых явлений. Отношение к статистическим законам принципиально изменилось после открытия законов квантовой механики, предсказания которой имеют вероятностный характер.
Исследование статистики и выявление статистических законов широко используется в современной социологии, биологии, химии. В настоящее время статистические законы признаются полноправными законами наравне с законами классической физики.
Статистическая закономерность существует объективно в массе единичных явлений. Она выступает связующим звеном между необходимым и случайным, возможным и действительным, единичным и общим, целым и его частями, причиной и следствием и т. д. Методы теории вероятностей и статистический подход приобретают все большее значение во всех областях современной науки. С помощью статистики и вероятностных отношений удается по-новому истолковать и осмыслить не только чисто научные, но и традиционные философские проблемы – соотношение случайного и необходимого в развитии мира и общества, связь закономерности и вероятности в сфере социальных отношений, по-новому рассмотреть проблему свободы воли и роль личности в историческом развитии человечества.
Понятие вероятности, как и все другие категории диалектики, совмещает в себе и степень субъективной уверенности в появлении данного события, и меру объективной возможности свершения этого события. Оно раскрывает перед нами многообразие и динамичность развития природного и социального мира, превращает человека из пассивного общественного элемента в активную и творчески созидающую силу. Поэтому правильное понимание сути категорий возможности и действительности, закономерности и случайности имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются и необходимые и случайные причинные связи. Отсюда вытекает, что реальная действительность воплощает в себе самые разнородные возможности, реализация которых во многом зависит от целенаправленных усилий человека.