Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:
1. Представление бытия сформировалось в древности. Демокрит подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.
2. В средние века, бытие рассматривалось, как сотворённый Богом мир.
3. С эпохи Возрождения и Нового времени, бытие стало рассматриваться, как физическая реальность.
4. В немецкой классической философии соединились два подхода к трактовке бытия:
- идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;
- материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;
5. В марксистской философии учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.
Бытие – это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место.
Характеристика бытия.
1. Бытие охватывает собой бесконечное многообразие, как материальных, так и духовных предметов и явлений.
2. Бытие – есть всё, что реально существует.
3. Бытие – понятие предельно широкое, т.к. охватывает собой все виды реальности: известные и неизвестные.
4. Бытие – это сложная совокупность всего существующего. Мир – как единое целое.
Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:
1. Первое представление о материи возникло в древней философии в связи с попыткой найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.
2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел, в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.
3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина». На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.
На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:
1) Материя – это объективная реальность, т.е. она существует независимо не от человека, не от человечества.
2) Материя дана нам в ощущениях, она действует на наши органы чувств, а значит, мы можем её изучать, познавать.
В данном учении нет характеристик и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.
Это понятие «материя» является предельно широким, т.к. охватывает все виды и формы материи.