Учет выбытия основных средств
Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств при их выбытии по различным причинам:
· при продаже;
· безвозмездной передаче;
· передаче по договору мены;
· списании с баланса в случае морального и физического износа;
· ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
· передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 91 активно-пассивный, сальдо не имеет, в балансе не отражается и в конце месяца закрывается, операционно-результативный.
Финансовый результат — прибыль или убыток, полученный от списания основных средств. Определяют его путем сопоставления оборотов на счете 91. Превышение оборота по кредиту счета 91 составляет прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой: Д-т 91 К-т 99.
|
|
Превышение оборота по дебету на счете 91 составляет убыток, и он будет списан со счета 91 на счет 99 проводкой: Д-т 99 К-т 91.
При любой причине выбытия списание объекта с баланса отражается проводками:
· списывается первоначальная стоимость объекта: Д-т 01, субсчет 9 «Выбытие основных средств» К-т 01;
· списывается сумма амортизации, начисленная за весь период его эксплуатации: Д-т 02 К-т 01/9;
· списывается остаточная стоимость выбывшего объекта: Д-т 91 К-т 01/9.
Схематично работу счета 91 увидим на схеме:
Дебет Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит
1. Списывается остаточная стоимость выбывших ОС: Д-т 91 К-т 01 2. Начислен НДС с выручки: Д-т 91 К-т 68 3. Отражены затраты по выбытию ОС: Д-т 91 К-т 70,69,60 | 1. Отражена выручка от продажи (по договорной стоимости, включая НДС): Дт 62 К-т 91 2. Отражена стоимость оприходованных предметов, лома: Д-т 10 К-т 91 |
Оборот по Д-ту | Оборот по К-ту |
Оборот по Д-ту > Оборота по К-ту = УБЫТОК | Оборот по К-ту > Оборота по Д-ту = ПРИБЫЛЬ |
Пример 1.
Реализовано оборудование по договорной цене 125 000 руб. (без НДС).
Первоначальная стоимость оборудования 126 000 руб.; сумма начисленной амортизации 5000 руб.
Определить результат от продажи оборудования и отразить в учете эти операции.
Содержание операций | Сумма, руб. | Дебет | Кредит |
1. Отражена договорная стоимость реализуемого оборудования (включая НДС) | 147 500 | 62 | 91 |
2. Отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателя | 22 500 | 91 | 68 |
3. Отражена сумма, поступившая в оплату оборудования | 147 500 | 51 | 62 |
4. Списана первоначальная стоимость реализованного оборудования | 126000 | 01/9 | 01 |
5. Списана начисленная амортизация по оборудованию | 5000 | 02 | 01/9 |
6. Списана остаточная стоимость оборудования | 121000 | 91 | 01/9 |
7. Списан финансовый результат | 4000 | 91 | 99 |
Пример 2.
|
|
Фирма передала безвозмездно ксерокс другой организации. Первоначальная стоимость ксерокса 45 000 руб., сумма начисленной амортизации за время эксплуатации — 38 000 руб. Отразить в учете операции по выбытию, рыночная стоимость объекта 7000 руб.
Решение:
1. Списана первоначальная стоимость: Д-т 01/9 К-т 01 — 45 000 руб.
2. Списана начисленная амортизация: Д-т 02 К-т 01/9 — 38 000 руб.
3. Списана остаточная стоимость: Д-т 91 К-т 01/9 — 7000 руб.
4. Передающая сторона платит в бюджет НДС 18% от рыночной стоимости передаваемого объекта (в нашем примере она совпадает с остаточной): 7000 X 18: 100 = 1260 руб. Д-т 91 К-т 68
5. Отражен убыток от безвозмездной передачи: Д-т 99 К-т 91 — 8260 руб. (7000 + 1260).
Пример 3.
Списывается пришедший в негодность агрегат. Первоначальная стоимость — 130 000 руб. Сумма начисленной амортизации за время эксплуатации — 129 900 руб. Начислена зарплата рабочим за разборку агрегата — 1250 руб. Оприходован лом на сумму 1200 руб. Отразить в учете операции по списанию агрегата.
1. Списана первоначальная стоимость: Д-т 01/9 К-т 01 — 130 000 руб.
2. Списана начисленная амортизация: Д-т 02 К-т 01/9 — 129 900 руб.
3. Списана остаточная стоимость: Д-т 91 К-т 01/9 — 100 руб.
4. Отражены расходы по разборке: Д-т 91 К-т 70 — 1250 руб.; Отчисления во внебюджетные фонды — (1250 х 30%: 100)
Д-т 91 К-т 69 — 375 руб.
5. Отражено оприходование лома: Д-т 10 К-т 91 — 1200 руб.
6. Определен и списан финансовый результат от разборки агрегата.
Получен убыток в сумме 1775 руб. - 1200 руб. = 575 руб. Д-т 99 К-т 91 — 575 руб.
Учет затрат по восстановлению основных средств
Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. При этом, если восстановление объекта превышает срок 12 мес, начисление амортизационных отчислений приостанавливается.
Ремонт основных средств необходим для их поддержания в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы организации, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.
По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонта — текущий и капитальный. Источники затрат для них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат включается в себестоимость продукции, работ, услуг в момент производства работ, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт
На каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, и сметную стоимость ремонта.
При выполнении капитального и текущего ремонтов осуществляется замена отдельных блоков, узлов, деталей оборудования; замена оконных, дверных блоков, восстановление штукатурки, мелкие ремонтные работы, не влияющие на увеличение выпуска.
Выполненные работы оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). При поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Данный акт служит основанием для списания фактической себестоимости ремонта.
Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом и подрядным.
При хозяйственном способе ремонт выполняется ремонтной службой организации. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли, и отражают проводкой:
1) Д-т 25, 26 К-т 10, 70, 69 — при отсутствии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы;
|
|
2) при наличии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы:
· Д-т 23 К-т 10, 70, 69 — на сумму затрат по выполнению ремонта;
· Д-т 25, 26, 29, 44 К-т 23 — на сумму списания затрат ремонтного цеха на затраты цеха или отдела, для кого выполнялся ремонт. При подрядном способе ремонта организация заключает договор с подрядчиком.
На стоимость законченных ремонтных работ подрядчик предъявляет заказчику счет, акцепт которого оформляется проводками: Д-т 25, 26 К-т 60 и на сумму НДС: Д-т 19 К-т 60.
Оплату счета подрядчика отражают проводкой: Д-т 60 К-т 51.
Учетной политикой организации может быть предусмотрено расходы на ремонт сначала списывать на счет 97 «Расходы будущих периодов» (Д-т 97 К-т 10, 70, 69, 23), а затем в течение срока, определенного руководством организации, эти расходы равными долями списывать на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (Д-т 20, 25, 26 К-т 97). В таком случае отнесение затрат на ремонт будет более равномерным, что позволит избежать скачков себестоимости.