Учет затрат по восстановлению основных средств

Учет выбытия основных средств

Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств при их выбытии по различным причинам:

· при продаже;

· безвозмездной передаче;

· передаче по договору мены;

· списании с баланса в случае морального и физического износа;

· ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

· передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций.

 

Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 91 активно-пассивный, сальдо не имеет, в балансе не отражается и в конце месяца закрывается, операционно-результативный.

Финансовый результат — прибыль или убыток, полученный от списания основных средств. Определяют его путем сопоставления оборотов на счете 91. Превышение оборота по кредиту счета 91 составляет прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой: Д-т 91 К-т 99.

Превышение оборота по дебету на счете 91 составляет убыток, и он будет списан со счета 91 на счет 99 проводкой: Д-т 99 К-т 91.

При любой причине выбытия списание объекта с баланса отражается проводками:

· списывается первоначальная стоимость объекта: Д-т 01, субсчет 9 «Выбытие основных средств» К-т 01;

· списывается сумма амортизации, начисленная за весь период его эксплуатации: Д-т 02 К-т 01/9;

· списывается остаточная стоимость выбывшего объекта: Д-т 91 К-т 01/9.

 

 

Схематично работу счета 91 увидим на схеме:



Дебет                                         Счет 91 «Прочие доходы и расходы»                                     Кредит

1. Списывается остаточная стоимость выбывших ОС:   Д-т 91 К-т 01   2. Начислен НДС с выручки:   Д-т 91 К-т 68   3. Отражены затраты по выбытию ОС:   Д-т 91 К-т 70,69,60 1. Отражена выручка от продажи (по договорной стоимости, включая НДС):   Дт 62 К-т 91   2. Отражена стоимость оприходованных предметов, лома:   Д-т 10 К-т 91
Оборот по Д-ту Оборот по К-ту
Оборот по Д-ту > Оборота по К-ту = УБЫТОК Оборот по К-ту > Оборота по Д-ту = ПРИБЫЛЬ

 

 

Пример 1.

Реализовано оборудование по договорной цене 125 000 руб. (без НДС).

Первоначальная стоимость оборудования 126 000 руб.; сумма начисленной амортизации 5000 руб.

Определить результат от продажи оборудования и отразить в учете эти операции.

Содержание операций Сумма, руб. Дебет Кредит
1. Отражена договорная стоимость реализуемого оборудования (включая НДС) 147 500 62 91
2. Отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателя 22 500 91 68
3. Отражена сумма, поступившая в оплату оборудования 147 500 51 62
4. Списана первоначальная стоимость реализованного оборудования 126000 01/9 01
5. Списана начисленная амортизация по оборудованию 5000 02 01/9
6. Списана остаточная стоимость оборудования 121000 91 01/9
7. Списан финансовый результат 4000 91 99

Пример 2.

Фирма передала безвозмездно ксерокс другой организации. Первоначальная стоимость ксерокса 45 000 руб., сумма начисленной амортизации за время эксплуатации — 38 000 руб. Отразить в учете операции по выбытию, рыночная стоимость объекта 7000 руб.

Решение:

1. Списана первоначальная стоимость: Д-т 01/9 К-т 01 — 45 000 руб.

2. Списана начисленная амортизация: Д-т 02 К-т 01/9 — 38 000 руб.

3. Списана остаточная стоимость: Д-т 91 К-т 01/9 — 7000 руб.

4. Передающая сторона платит в бюджет НДС 18% от рыночной стоимости передаваемого объекта (в нашем примере она совпадает с остаточной): 7000 X 18: 100 = 1260 руб. Д-т 91 К-т 68

5. Отражен убыток от безвозмездной передачи: Д-т 99 К-т 91 — 8260 руб. (7000 + 1260).

 

Пример 3.

Списывается пришедший в негодность агрегат. Первоначальная стоимость — 130 000 руб. Сумма начисленной амортизации за время эксплуатации — 129 900 руб. Начислена зарплата рабочим за разборку агрегата — 1250 руб. Оприходован лом на сумму 1200 руб. Отразить в учете операции по списанию агрегата.

1. Списана первоначальная стоимость: Д-т 01/9 К-т 01 — 130 000 руб.

2. Списана начисленная амортизация: Д-т 02 К-т 01/9 — 129 900 руб.

3. Списана остаточная стоимость: Д-т 91 К-т 01/9 — 100 руб.

4. Отражены расходы по разборке: Д-т 91 К-т 70 — 1250 руб.; Отчисления во внебюджетные фонды — (1250 х 30%: 100)

Д-т 91 К-т 69 — 375 руб.

5. Отражено оприходование лома: Д-т 10 К-т 91 — 1200 руб.

6. Определен и списан финансовый результат от разборки агрегата.

Получен убыток в сумме 1775 руб. - 1200 руб. = 575 руб. Д-т 99 К-т 91 — 575 руб.

 

Учет затрат по восстановлению основных средств

Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. При этом, если восстановление объекта превышает срок 12 мес, начисление амортизационных отчислений приостанавливается.

Ремонт основных средств необходим для их поддержания в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы организации, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.

По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонта — текущий и капитальный. Источники затрат для них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат включается в себестоимость продукции, работ, услуг в момент производства работ, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт

На каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, и сметную стоимость ремонта.

При выполнении капитального и текущего ремонтов осуществляется замена отдельных блоков, узлов, деталей оборудования; замена оконных, дверных блоков, восстановление штукатурки, мелкие ремонтные работы, не влияющие на увеличение выпуска.

Выполненные работы оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). При поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Данный акт служит основанием для списания фактической себестоимости ремонта.

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом и подрядным.

При хозяйственном способе ремонт выполняется ремонтной службой организации. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли, и отражают проводкой:

1) Д-т 25, 26 К-т 10, 70, 69 — при отсутствии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы;

2) при наличии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы:

· Д-т 23 К-т 10, 70, 69 — на сумму затрат по выполнению ремонта;

· Д-т 25, 26, 29, 44 К-т 23 — на сумму списания затрат ремонтного цеха на затраты цеха или отдела, для кого выполнялся ремонт. При подрядном способе ремонта организация заключает договор с подрядчиком.

На стоимость законченных ремонтных работ подрядчик предъявляет заказчику счет, акцепт которого оформляется проводками: Д-т 25, 26 К-т 60 и на сумму НДС: Д-т 19 К-т 60.

Оплату счета подрядчика отражают проводкой: Д-т 60 К-т 51.

Учетной политикой организации может быть предусмотрено расходы на ремонт сначала списывать на счет 97 «Расходы будущих периодов» (Д-т 97 К-т 10, 70, 69, 23), а затем в течение срока, определенного руководством организации, эти расходы равными долями списывать на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (Д-т 20, 25, 26 К-т 97). В таком случае отнесение затрат на ремонт будет более равномерным, что позволит избежать скачков себестоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: