Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме

Заржавленной, как руда».

 

 Стих, было напечатано в виде листовок и сбрасывалось с самолетов, вдохновляя наших бойцов призывом к борьбе. Доктор Геббельс из Берлина обрушился на Сельвинского по радио, сообщив, что третий рейх приготовил веревку специально для него. Но поэт рвался на передний край, фронтовики вспоминают: «Сколько раз мы сдерживали Илью Львовича, берегли его, но он нередко ухитрялся проникать на передовую, в траншеи и землянки солдат...».

Завершив в 1944 1-ю часть трилогии «Россия», Сельвинский работает в газете 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта «На разгром врага». Главной темой становится тема любви к родине, он пишет ряд стихов и микропоэм («Аджимушкай», «Баллада о ленинизме» и др.). Вспоминая об освобождении Севастополя, Сельвинский писал: «И тут я понял, что лирика и родина — одно». Военная тема была продолжена в изданной в 1947 книге «Крым, Кавказ, Кубань». В том же году была написана первая трагедия на тему об атомном веке — философская пьеса «Читая Фауста». В 1949 закончена 2-я часть трилогии «Россия» — «От Полтавы до Гангута», это оптимистическая трагедия, ее пафос в осуществлении давней мечты о выходе России к морю. Образ Петра I в трагедии овеян пушкинским обаянием. Оптимизмом пронизана и последняя часть трилогии — пьеса в стихах «Большой Кирилл», здесь уже эпоха Октябрьской революции. «Основной труд жизни» — трилогия «Россия», воплотившая идею величия России, была завершена в 1957. В 1962 вышла книга Сельвинского «Студия стиха», в 1966 написан роман-исповедь «О, юность моя!» Продолжалась работа над пьесой «Человек выше своей судьбы» (1962), затем была написана лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (опубл. в 1968). Сельвинский углубленно трудился над сводом русских былин «Три богатыря». Увлеченно преподавал в Литературном институте им. М.Горького. «Сельвинский работал с нами по-настоящему»,— вспоминал Расул Гамзатов. На встретивших Сельвинского незадолго перед его кончиной он произвел впечатление человека, вышедшего на далекую прогулку...

Последним произведением Сельвинского был автобиографический роман "О, юность моя!", опубликованный в журнале "Октябрь" в 1966.

Умер поэт 22 марта 1968 в Москве.

 

Вопрос 2.

    Как известно, лирическими стихами обычно начинается творчество любого поэта. Именно в них, прежде всего, запечатлен идейно-эмоциональный слепок его мироощущения. Лиризм каждого крупного поэта – всегда  первооткрытие. В то же время лиризм любого настоящего поэта всегда благороден, человеколюбив. Для Сельвинского лирика - цепь откровений, исповедей, зарубок памяти и сердца, где каждое звено, живет и само по себе, как целостный организм.  В лирику поэта входит весь жизненный опыт, зачастую как ощущение опыта исторического. Для Сельвинского в этом сложном соцветии навсегда важными оставались переживания детства. Он писал: «Я глубоко убежден: первые детские восприятия, как бы наивны они не были, не только закладывают в душе художника основные черты поэтического характера, но и мощно звучат в нем в течение всей жизни».

Среди множества разнообразных тем и мотивов были у Сельвинского излюбленные, сокровенные, близкие по душе его таланту. Он был с детства очарован морем, и чувство это не покидало его до последнего вздоха.

В лирике, кроме моря, особенным любовным проникновением овеяно все связанное с природой, с ее пейзажами и живым миром.

Истинная поэзия должна говорить сама за себя чувствами, эмоциями, страстями, надеждами, идейно-нравственными и философскими прозрениями поэта, вплетенными в стихотворение.

    Одна из главных высот лирики Сельвинского – стихи о войне. Участие в рядах бойцов с фашизмом стало для поэта вторым духовным открытием мира народных чувств, нравственной силы советского характера. Близость к народу-воину зазвучало в его стихах патриотической яростью, зовом возмущенной совести. В годы войны еще многозначней и глубже становится лиризм поэта. Сельвинский как фронтовой газетчик на Крымском фронте в знаменитой 18-й армии, многое видел, испытал и о многом писал по свежим следам событий. Писал и лирические стихи, и песни, и агитки, и частушки. Он даже создал сатирическую галерею матерых гитлеровцев, злодеев, изуверов и нравственных уродов. Она так допекла «героев» галереи, что Геббельс, публично выступая, грозился повесить поэта.

Военную биографию И. Сельвинского периода Великой Отечественной войны можно разделить на четыре этапа:

 1. Участие в обороне Крыма (август 1941 – январь 1942 гг.: газета 51-й армии «Сын Отечества»).

2. Деятельность периода Крымского фронта (январь – май 1942 г.: газета Крымского фронта «Боевой натиск» («Боевая Крымская» – 9.04.1942 г.).

 3. Участие в боевых действиях на Северном Кавказе, по освобождению Кубани, Тамани, Керченском десанте (май 1942 – февраль 1944 гг.). В связи с расформированием Крымского фронта газета «Боевой натиск» («Боевая Крымская») была закрыта, а ее редакция стала выпускать газету Северо-Кавказского фронта «Вперед в победе!». Первый номер вышел 28 мая 1942 года. С апреля 1943 года газета называлась «Вперед за Родину!».

4. Участие в боях в Прибалтике (март 1944 – август 1945 гг.: газета 1-й ударной армии Второго Прибалтийского фронта «На разгром врага»).

Таким образом, первые полгода пребывания на фронте И. Сельвинский служил в газете армии, а последующие годы – в печатных органах фронтов. Кроме того, он был внештатным корреспондентом «Красной звезды». Первые два из указанных этапов фронтовой биографии поэта были рассмотрены нами в ряде публикаций [13, 14; 39]. В данной работе исследуется жизнь и творчество военкора И. Сельвинского с мая 1942 по февраль 1944 года. Разные аспекты этой темы нашли отражение в литературоведческой и исторической                      

литературе.

И. Сельвинский одним из первых в начале ноября 1943 года вошел в каменоломни Аджимушкая, а его стихотворение «Аджимушкайские каменоломни» стало первым сообщением в печати о героизме подземного гарнизона.

Более 70 лет назад, на выжженной крымской земле, а вернее - под крымской землей, в мрачных многокилометровых галереях Аджимушкайских каменоломен, начиналась легендарная, трагическая и страшная эпопея окруженных там нескольких тысяч воинов советского Крымского фронта и местных жителей. О защитниках Аджимушкайских каменоломен, которые в нечеловеческих условиях - ужасающая жажда, газовые атаки, подрывы сводов авиабомбами, истощение и болезни - сумели ценой нечеловеческого же напряжения сил продержаться с конца мая по сентябрь-октябрь 1942 г., написано немало. Но, к сожалению, за пределами Крыма сейчас нечасто вспоминают о самоотвержении, страданиях и жуткой гибели этих мужественных людей. Большинству из них так и не суждено было снова увидеть солнечный свет...

Наверное, лучшим надгробным венком на их общий подземный склеп стали замечательные стихи  Ильи Сельвинского, которому довелось спуститься в ад Аджимушкая в ноябре 1943 г., когда этот район был освобожден советскими войсками...


Вопросы для самоконтроля:

1. Что Сельвинский открыл для вас?

2. Какие строки его произведений вы считаете гордостью русской поэзии?

3. Согласны ли вы с мнением, что лирика Сельвинского богатством красок и оттенков во многом сродни живописи?

 


.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: