Содержание физкультурно-спортивного направления по развитию детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования

К базовым видам физкультурно-спортивной деятельности относятся:

• гимнастика,

• легкая атлетика,

• спортивные игры,

• плавание,

• подвижные игры,

• лыжный спорт,

• туризм.

Новые виды:

• западные оздоровительные системы упражнений: аэробика и ее виды (аква-аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, слайдаэробика, памп-аэробика, тераробика, слайкл-аэробика;

•пилатес, ритмическая гимнастика, шейпинг, бодибилдинг, стретчинг, калланетика;

• восточные оздоровительные системы упражнений: йога, тай-чи и другие гимнастики, основанные на единоборствах;

• отечественные оздоровительные системы упражнений, включающие дыхательную гимнастику К.П.Бутейко, парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, самомассаж А.А.Уманской, систему оздоровления Г.С.Шаталовой и систему оздоровления П.К.Иванова.

Формирование и освоение компетенций на учебных занятиях, посвященных освоению базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки, происходят согласно системе принципов.

1. Общие дидактические принципы: сознательность и активность учащихся; систематичность (последовательность и регулярность в обучении); наглядность; доступность; индивидуализация; прочность результатов обучения.

2. Принципы дидактики, адаптированные Ю.К.Гавердовским с учетом специфики спорта: целесообразность и практичность действий; готовность как обучающего, так и обучаемого к работе; управляемость и подконтрольность процесса обучения; позитивная мотивация; систематичность; смысловая и перцептивная (имеющая отношение к чувственному восприятию) наглядность; планомерность и постепенность; методический динамизм и прогрессирование; функциональная избыточность и надежность двигательных ресурсов; прочность и пластичность выработанного навыка; доступность и стимулирующая трудность обучения; индивидуализированное обучение в коллективе; формально-эвристическое единство, опирающееся на двуединство традиций и новаторства; единство научнорациональных и интуитивно-эмпирических подходов к занятиям.

3. Принципы физической культуры как системы: всесторонность и гармоничность развития личности; оздоровительная направленность форм и видов физической активности; связь физического воспитания и спортивной тренировки с трудовой практикой и защитой Отечества.

4. Специфические принципы физического воспитания: непрерывность физических занятий; постепенность в наращиванииразвивающетренирующих воздействий; цикличность процесса занятий; гендерная и половозрастная адекватность.

5. Принципы развития физических способностей: регулярность педагогических воздействий; прогрессирование и адаптационно-адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воздействий; рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера; возрастная адекватность педагогических воздействий; опережающие воздействия в развитии физических способностей; соразмерность в развитии способностей; сопряженное воздействие.

6. Принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям; углубленная специализация; непрерывность процесса тренировки; волнообразность и вариативность нагрузок; цикличность процесса подготовки; единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности; единство и взаимосвязь процесса тренировки и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами; взаимообусловленность эффективности процесса тренировки и профилактика спортивного травматизма.

Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами, примерными учебными программами. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания, преемственность его содержания и требований к физической подготовленности занимающихся.

Программы физкультурно-спортивной направленности призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, и создают предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Многолетний учебно-тренировочный процесс в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности имеет свою специфику показателей эффективности реализации образовательных программ, связанную с делением на несколько этапов подготовки, основанных на возрастных особенностях занимающихся и уровнем подготовленности в рамках каждого этапа: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства. На каждом этапе подготовки решаются свои задачи.

Перед образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки ставится задача:

♦ привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе ставится задача:

♦ улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие; повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставятся задачи:

♦ привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, четко обозначены критерии и показатели эффективности реализации дополнительных образовательных программ. Однако, в связи с растущей потребностью в разработке новых образовательных технологий, актуальной остается необходимость разработки и эффективной практики оценивания результативности образовательных программ.

В связи с тем, что компетентностный подход определен как основа новой образовательной практики, предполагается, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.

С учетом социокультурных, психолого-педагогических и медико-биологических аспектов, рассмотренных выше, предпринята попытка разработать критерии и показатели для таких компетентностей, как предметная (оздоровительно-реабилитационная, двигательная), коммуникативная, самостоятельно-познавательная, бытовая.

Для удобства восприятия возрастных категорий авторы предлагают адаптировать общепринятые понятия «младший возраст», «подростковый возраст» и «старший возраст» к возрасту занимающихся в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки, возрасту учебно-тренировочного этапа, возрасту этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства соответственно, если речь идет о профессионально-ориентированных программах по видам спорта.

В том случае, когда рассматриваются программы, ориентированные на преимущественное применение здоровьесберегающих технологий, возможен унифицированный, общепринятый подход к определению возрастной градации детей:

♦ младший возраст;

♦ подростковый возраст;

♦ старший возраст.

Учитывая различия и специфику обоих направлений, представляется целесообразным раздельное формулирование обобщенных перечней критериев, показателей и возможных форм предъявления эффективности реализации образовательных программ.

Физкультурно-оздоровительная направленность реализуется в основном в ДЮСШ, но существуют творческие объединения данной направленности в домах детского творчества, центрах и станциях детского и юношеского туризма, а так же центрах дополнительного образования.

Рассмотрим программы творческих объединений физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно–спортивной направленности «Спортивные игры».

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься спортом, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться спортивными играми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол», «лапту» в школе, а также уделить внимание вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека.

Отличительные особенности программы Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов избранного вида спорта в течение 3 лет. 

Адресат программы ребенок 7-16 лет, желающий заниматься спортивными играми, нацеленный на здоровый образ жизни.

Цель дополнительной общеобразовательной программы: Способствование всестороннему физическому развитию обучающихся путем вовлечения обучающихся в двигательную деятельность.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол»

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности развитие интеллекта спортсмена, воспитание его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

 

Актуальность данной программы в том, что она способствует формированию жизненных ценностей, удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране.

Общей целью данной программы является физическое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей посредством игры в футбол, обучение технико-тактическим навыкам игры, приобщение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни, обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья.

Отличительные особенности программы. Основное отличие в том, что наряду с технико-тактической подготовкой довольно большое место в программе отведено общефизической подготовке. Кроме того, в нее включен достаточно значительный блок теоретических знаний из области футбола. Это сделано для расширения кругозора и интереса, занимающихся к данному виду спорта.

Возраст обучающихся. Данная образовательная программа предусмотрена для обучения детей в возрасте от 11 до 12 лет, прошедшие подготовку стартового уровня. Программа разработана и обоснована целесообразностью как одновозрастного, так и разновозрастного состава групп.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности«ОФП-Развитие».

Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается изучение данного вида спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по данной специализации. В процессе освоения данной программы обучающиеся формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.

Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:

- ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;

- высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;

- частые стрессовые состояния.

Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического здоровья.

В наше время детский спорт и физкультура приобрели новое и весьма важное социальное значение, являясь пропагандой здорового образа жизни.

Отличительные особенности данной программы. Программа состоит из трёх разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов обучающихся, поддерживание контактов с родителями.

Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Набор в объединение производится без учета антропометрических данных ребенка, за основу берется желание учащегося заниматься физкультурной деятельностью.

Адресат программы - возраст обучающихся, участвующих в реализации программы –10-15 лет. В объединение принимаются все дети, которые проявляют интерес к спорту.

Цель - укрепление здоровья обучающихся, развитие знаний, двигательных умений и навыков, повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Содержание: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные игры, воспитательная работа.

 

Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки:учеб.-метод. пособие / сост.: Ш. З. Хуббиев, С. М. Лукина, Т. Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 272 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: