Особенности проблемных детей

Психотерапия детского возраста имеет свои особенности и представляет собой самостоятельную научную дисциплину. Описание групповой психотерапии у детей с учетом их семейного окружения, можно найти уже в работах В.А. Гиляровского (1938). Он отмечал, что "поскольку невротические расстройства детей находятся часто в прямой связи с нервностью родителей, являющейся источником ненормального отношения к детям, постольку психотерапию нужно начинать с близких, стремясь создать около ребенка более или менее уравновешенную и нетравмирующую его среду".

Многие отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на зависимость душевного благополучия детей от воздействия на них извне. Бесспорно, что ближайшее окружение ребенка - это его семья. Большое внимания в литературе уделяется психологическим проблемам единственного ребенка в семье (В.И. Гарбузов, 1978). У таких детей возникает отрицательное отношение к коллективному образу жизни, формируются чувства страха, вины, беспокойства (А.И. Захаров 1982). Не лучшее положение и тогда, когда ребенок живет "на два дома", то с родителями, то с прародителями, что приводит к "соломонову синдрому", т.е. к чувству постоянной раздвоенности (B.C. Манова-Томова,1981). В настоящее время особенно актуальной стала проблема "психической заброшенности" детей, когда родители заняты своими проблемами: карьерой, конфликтами, здоровьем и т.д. (А.С. Спиваковская, 1988, Э. Ле Шан, 1990). В развитии психологических проблем у детей не последнюю роль играют разводы, а также отсутствие одного из родителей. По данным зарубежных исследователей (Е. Seligman, G.Wallerstein, et al. 1976) отрицательное воздействие на ребенка отмечается вскоре после развода, последствия его становится более очевидным через год, и влияют на дальнейшую взрослую жизнь. Многие дети болезненно, вплоть до невротических реакций, реагируют на рождение второго ребенка. Если проблемы не решаются внутри семьи, то с возрастом количество и острота конфликтов нарастают.

А.С. Спиваковская (1988) описывает причины возникновения невротических нарушений у детей:

· низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

· высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

· выраженная степень опеки, ограничения в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;

· повышенная стимуляция возможностей детей, при частом применении угроз и осуждений.

При изучении дисгармонии семейных отношений В.В. Столин (1983) считает, что содержание семейного "Мы" оказывается либо "семейным мифом", либо псевдорациональным "семейным контрактом".

В основе семейных конфликтов лежит нарушение понимания друг друга, скрытые отношения взаимозависимости: соперничества, доминантности, защиты и опеки.

В характере взаимодействия супружеских пар, у которых дети имеют невротические нарушения, существуют особенности:

неадекватность взаимного восприятия, сниженная согласованность представлений друг о друге, преобладание изолированных решений, однотипное реагирование на возникающие трудности и различная направленность реагирования. Матейчек, например писал: "Иногда создается впечатление, что отклонения в поведении (человека) и особенности характера - "врожденные", на самом же деле так из поколения в поколение передается эмоциональная нищета, неблагоприятная жизненная атмосфера, нездоровые условия развития". Выросшие дети не могут создать благополучную семью, т.к. в детстве они не испытали атмосферы семейного благополучия. "Ребенок будет вести себя так, как ведут себя "его" люди, потому, что он к ним принадлежит и с ними себя отождествляет".

Родительское программирование ребенок воспринимает по трем причинам:

· оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому,

· дает ребенку приемлемый для его родителей способ структурирования времени,

· ребенку надо показывать как поступать и делать те или иные вещи.

Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И, хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Положение ребенка и отношение к нему в семье определяются еще до его рождения. На это могут воздействовать такие факты, как желанность ребенка, приготовленная ему роль в семье (помощник, наследник, последняя радость и т.д.), наличие братьев или сестер, ожидаемый пол ребенка, совпадение родительских мнений относительно уготовленной ему судьбы.

Ранние решения принимаются в ответ на вербальные или невербальные послания родителей, прародителей или других значимых взрослых. Они определяют самооценку ребенка, других людей и жизни в целом.

Цель формирования ранних решений характеризуется важнейшими особенностями:

· решение представляет собой наилучшую стратегию ребенка выжить в мире, который может казаться ему враждебным,

· решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.

· Родительское программирование начинается в период кормления младенца. На невербальном уровне, в это время уже формируется ощущение благополучия и неблагополучия. Ранний опыт ребенка, в какой-то степени, может помочь предвидеть, кем он станет в будущем: "удачником" или "неудачником". Через некоторое время у ребенка уже появляются мнения относительно самого себя и окружающих его людей, особенно родителей. Эти убеждения очень часто сохраняются на всю жизнь.

· При анализе и сравнении родительской оценки с субъективной самооценкой ребенка становится ясно, что существуют различия между самооценкой ребенка и оценкой его родителями. При этом оценка родителей:

· направлена на социальное соответствие своим внутренним критериям поведения;

· более категорична в окончательной оценке;

· имеет стереотипы;

· может опережать поступки детей.

Дети из-за соединения собственной оценки и оценки взрослыми их состояния, чаще всего не выделяют проблемы общения с родителями, не обвиняют их в своем состоянии.

Например, ребенок, рассказывая о себе, повторяет слова мамы: "Я часто плачу, обижаюсь". Тогда как мама обвиняют ребенка: "Он такой капризный, часто плачет и обижается, раздражая меня".

Это подтверждает то, что родители имеют собственные области внутренних запретов и для изменения состояния ребенка требуется анализ родителями собственных причин беспокойства. Недовольство родителей своими детьми, определяется существованием внутренних слоев собственной неудовлетворенности у родителей. Скрытый смысл родительской неудовлетворенности не осознается взрослыми, носит противоречивый характер и имеет вторичную выгоду.

Например, упрямство ребенка препятствует пониманию родителями собственных проблем, скрытый смысл которых может звучать так:

· "я не потерплю, чтобы мой ребенок принимал решения сам";

· "в жизни надо рассчитывать только на свои силы";

· "я так беспомощен, что докажу, что я сильнее" и т.д. При анализе родительского программирования были описаны 12 областей родительских запретов. Они характерны как для родителей так и для прародителей детей с невротическими расстройствами.

Оказание помощи и поддержки проблемным детям

Термин "проблемный ребенок" употребляется различными авторами. Под ним всякий раз подразумевают то или иное неблагополучие, мешающее воспитанию, школьной и социальной адаптации детей. Систематизация различных подходов к пониманию сущности понятия "проблемный ребенок" позволило прийти к следующему определению.

Проблемный ребенок – это ребенок, в работе с которым воспитатель (учитель) имеет значительные трудности, требующие от него постоянного поиска инвариантного (нетипичного) подхода для достижения прогнозируемой цели. Последнее выступает одним из отличительных особенностей социально-педагогической работы с проблемным ребенком.

Каждый исследователь выделяет несколько групп, в образовательно-воспитательной работе с которыми имеются определенные проблемы.

К наиболее типичным группам проблемных детей относятся следующие.

1. Дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения). Их состояние требует особого ухода и внимания. Они нуждаются в постоянном медицинском лечении и контроле. В то же время необходимо заниматься их развитием, воспитанием и обучением. Во взаимодействии с ними возникают большие трудности, связанные с тем, что они нуждаются в помощи, сочувствии. Медицинские факторы в работе с такими детьми доминируют, но им необходимо и воспитание.

2. Ослабленные, часто и длительно болеющие дети. Это – хилые и слабые дети. Они капризны, вялы, быстро привыкают к тому, что чувствуют себя плохо и в этом случае с ними возятся, стараются облегчить их состояние, что порой они умело используют. По данным педиатров такие дети чаще всего происходят из семей, в которых родители злоупотребляли алкоголем или мать курила.

В социально-педагогической работе с ними их стараются не утруждать, не давать лишних поручений, многое прощают. Их капризность рассматривается как фактор недомогания. В школе они часто пропускают уроки, с заданиями справляются с трудом. От физической культуры их освобождают, но они часто не посещают и занятия по лечебной физкультуре. Некоторые родители стараются перевести таких детей на надомное обучение. Все это не может не сказываться негативно на развитии, воспитании и обучении детей.

3. Дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости). Они имеют систематические проблемы с учебой. Интерес к "трудным" предметам, а затем и к учебе в целом, у них быстро пропадает. Такие дети способны к обучению и могут успешно учиться, достигать заметных результатов в усвоении знаний, но только при условии, если их проблемы будут вовремя установлены и им будет оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь. Через 2–3 года, как правило, они догоняют своих сверстников без задержки психического развития.

Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в особых условиях обучения, которые могут быть обеспечены им в специальных классах или школах выравнивания. В России такие классы и школы действуют с 1981 г. Направляют туда на основании заключения медико-педагогической комиссии. В этих классах проводится коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной сфере, речи, восполняются пробелы дошкольного развития. Выпускники получают образование в объеме неполной средней школы. После девятого класса им выдается такой же документ, как и выпускникам всех прочих школ.

4. Дети с задержкой психического развития. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в шесть лет не способны в течение более или менее длительное время (30–35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности. Систематические проблемы с учебой у этих детей приводят к тому, что сначала у них пропадает интерес к наиболее сложным для усвоения "трудным" предметам, а потом и к школе в целом и всяческое желание учиться. Они способны к обучению, если их проблемы вовремя установлены и им оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь.

5. Дети с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды). К данной категории относятся те, кто имеет отклонения и требует специального подхода в уходе, развитии, воспитании и обучении. Это дети с проблемами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями, отклонениями в развитии органов чувств. Они иначе, чем их сверстники, воспринимают окружающую среду, познают ее и проявляют себя в ней.

Для их развития, воспитания и обучения имеются специализированные детские садики, школы, интернатные учреждения. Исключительно велика роль в их развитии и воспитании родителей и лиц, их замещающих. Они нуждаются с одной стороны в социально-психологической и педагогической реабилитации в связи с рождением такого ребенка, а с другой – в специальной подготовке по уходу за ним, его целенаправленному развитию и воспитанию.

6. Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении. Они, отличающиеся от сверстников, "не такие как все", что создает для родителей трудности в работе с ними. Им хочется сделать его таким же "как все его сверстники", сломав природу такого ребенка. Однако, стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда заканчивается плачевно. Такая деятельность серьезно травмирует психику ребенка и создает большие проблемы в процессе его развития и воспитания.

К таким детям относятся:

леворукие, которые наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу – заставить леворукого быть "как все" праворуким. Ребенок-левша постоянно не в ладах с семьей из-за своей особенности. Такие дети становятся либо агрессивными и драчливыми – что для них является преимуществом, либо депрессивными и раздражительными;

медлительные. Они всегда раздражают родителей, которые все время спешат и никогда не успевают. Медлительность ребенка делает их особенно раздражительными и они постоянно его подгоняют либо не выдерживают и делают все за него, что сдерживает его развитие, не приучая доводить начатое до конца. Сделать медлительного быстрым – невозможно и это становится трагедией ребенка. В школе он не успевает и учитель нередко забывает его, оставляя наедине с самим собой, что ведет к постоянной неуспешности в обучении, нежеланию идти в школу и противодействию этому;

гиперактивные. Они представляют другую крайность в своеобразии ребенка. Такой ребенок своей чрезмерной активностью делает жизнь родителей невыносимой. Она серьезно сказывается и на его взаимоотношениях со сверстниками. Переделать его, сделать более выдержанным невозможно, сформировать качества, способные компенсировать недостатки гиперактивности можно, но для этого необходимо время. В раннем возрасте необходимо подбирать игры и возможности для самопроявления и ее регламентации. В школе такой ребенок – это большая проблема. Он не может усидеть на месте, у него не хватает терпения ожидать, если он знает – то тут же впереди, если не знает – быстро теряет интерес. Сдерживать и направлять такого ребенка исключительно тяжело;

агрессивные дети, поведение которых направлено против других детей. Агрессия проявляется в свободных взаимоотношениях, игре. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом – вот частые причины агрессивности детей. Важно отметить, что и другие дети, которые не могут от такого ребенка защититься, по-настоящему страдают;

депрессивные дети. Их состояние проявляется в неуверенности в себе, безынициативности, эмоциональной подавленности, страхе перед любой новой деятельностью. Такая позиция часто рождается у ребенка из чувства вины в том, что он родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама неуверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного и проявляются в виде тревожности ребенка и желания оправдываться и извиняться за свое существование;

– " бесчувственные". Это – дети подросткового возраста, в отношениях которых с родителями сложилось глубокое непонимание. Мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без посредника. Необходима помощь третьего лица (психолога, социального педагога, учителя). Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей – знак запущенности проблемы. Она может возникнуть, когда ребенок с рождения не оказался в центре жизненных интересов своих родителей. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, выращиваемый бабушкой или находящийся в круглосуточных яслях, он не получил привычку к любви;

одаренные – это исключительно яркие дети. Они чувствительны, амбициозны и невсегда любимы своими товарищами. Ими восхищаются, но их не принимают. В школе многие из них чувствуют себя вполне удовлетворительно. Но когда они начинают самостоятельную жизнь в обществе, то часто не имеют адекватных планов.

На практике наряду с изложенными типами, в зависимости от своеобразия проявления выделяют также таких проблемных детей, как: "неудачники", "мечтатели", "умники", "говоруны", "путаники", "актеры", "негативисты", "лентяи" и пр.

7. Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере ( в основном подростки). Они – результат, связанный с серьезными ошибками, упущениями и недостатками воспитания в семье. Для каждого такого ребенка характерно своеобразие, находящее многообразие форм проявления в его поведении, взаимоотношениях и деятельности. Для них характерны особенности позиции (быть лидером или стадным человеком, непогрешимость, всезнание), характера (вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения), негативные привычки (в том числе склонность к спиртному, наркотикам).

К этой категории относятся:

избалованные дети в семье. Они создают проблемы самой семье и окружению ребенка. Особенно негативно избалованность сказывается в условиях школы, так как там невозможно, чтобы один ребенок все время был центром внимания и окружение далеко не всегда проявляет большое уважение к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить;

дети с асоциальным и антисоциальным поведением как результатом воспитания в семье. Таких отклонений множество и связаны они с тем, что ошибок в семейном воспитании исключительно много. Они проявляются в повседневном поведении, общении, деятельности и отношениях ребенка. В школе весь спектр негатива школьников создает особую среду, в которой учителю необходимо решать образовательно-воспитательные проблемы;

отвергнутые дети. Это – вечно ошибающееся, ущербное существо, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Ребенок чувствует свою ненужность, отвергнутость со стороны самых близких ему людей, что делает его незащищенным, вечно обиженным и униженным. Ему нс хватает элементарного общения с родителями. С ребенком надо говорить, этого ему недостает. Во взаимодействии со сверстниками избавиться от этого состояния ему крайне трудно. В школе он со страхом относится ко всему, что происходит вокруг. Изменить это состояние у ребенка исключительно сложно. Именно эта категория часто проявляет склонность к суициду;

– " недолюбленные" – те, кто не получил материнское тепло и ласку, в том числе и те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями ребенка, непризнания его ценности как личности и явления. К этой категории относятся воспитанники, родители, которые сами не получили в детстве необходимое им материнское тепло и ласку. Таким родителям нечем делиться со своим ребенком. К ней относятся также дети из очень обеспеченных семей, у каждого из которых по нескольку нянек. Их водят на развивающие занятия и обеспечивают им культурный досуг. Но самого главного – эмоционального тепла, душевного внимания, подлинной родительской любви – эти дети лишены. Все это пытаются заменить дорогими игрушками. Следствием такого воспитания и является неадекватное поведение ребенка. Внимание нужно ему, как воздух. И вот он начинает это внимание вытягивать всеми доступными ему средствами: капризничает, закатывает истерики, становится агрессивным.

Изучение различных категорий детей, имеющих социальные отклонения но причине ошибок и упущений в семейном воспитании, позволяют определять пути преодоления проблемности в воспитании ребенка.

8. Дети, воспитанные в патологической, "нечеловеческой" среде (в семьях группы риска), где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, честность, доверие. Их жизнь протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, приюте, на лестничной клетке, чердаках, в подвалах, а чаще всего – просто на улице в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: им неуютно от недостатков, над которыми смеются сверстники; отсутствие учебников, ручек, тетрадей – средства на которые пропивают родители-алкоголики; несделанных домашних заданий (их трудно сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели).

9. Трудновоспитуемые и педагогически (социально-педагогические) запущенные дети. Эти категории рассматривались отдельно и представлены они достаточно полно.

Изложенное свидетельствует, что категорий детей, относящихся к проблемным достаточно много. В каждой из них имеются свои подгруппы, отличающиеся своеобразием. Важно знать особенности каждой группы и подгруппы, причины ее проблемности для того, чтобы педагогически грамотно строить с ней целесообразную социально-педагогическую работу в интересах развития, воспитания и обучения.


 

Рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: