Власть и ответственность

Обязательным компонентом современного менеджмента является власть, умелое использование которого является важной предпосылкой достижения поставленных целей в любой деятельности. Никколо Маккиавели назвал власть и манипулирование ею рычагами управления государством.

Власть - это возможность менеджера (или группы менеджеров) распоряжаться ресурсами, влиять на действия и поведение людей с помощью определенных средств - воли, авторитета, права, насилия. Можно вести речь о прямую власть, которая направлена на то, чтобы решать (повышение, поощрения и др.), и обратную власть, которая направлена на то, чтобы сдерживать (власть запрета).

В более широком понимании власть - это форма социальных отношений, которая проявляется в способности влиять на характер и направление деятельности людей с помощью экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета традиций, обычаев, обрядов и др.

Власть основывается на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Субординация устанавливается в соответствии с действующей структуры управления. Немаловажным является также учета личных качеств и уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов.

Для реализации властных отношений нужен определенный уровень бюрократизации системы управления, т.е. необходимые правила и нормы, которые закрепляются в различных организационно-правовых актах, учитывая уставы, положения, стандарты, инструкции и т.д.

Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, что используется, и увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы.

Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта, с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решения конкретных задач.

Ответственность также означает обязательство отвечать за свои действия и поступки, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за собственную деятельность (бездействие), но и за поступки и проступки подчиненных.

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, отражающие общественную необходимость.

Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате определения социальных ценностей, норм и правил. Управление должно строиться таким образом, чтобы всегда была высокой ответственность руководителя и коллектива за успех или неудачу предприятия.

И.С. Завадский рассматривает ответственность в двух аспектах: как ответственность за прошлое (ретроспективный аспект) и ответственность за будущее поведение людей (перспективный аспект). Если в первом случае ответственность должна организационно-правовое регламентирование, то в основе ответственности за будущее лежат внутренние регуляторы поведения человека, самоконтроль, чувство обязанности и обязательства.

В практике управления предприятиями находит более широкое применение моральная, дисциплинарная, а иногда административная и уголовная ответственность. В то же время сравнительно редко имеют место эквивалентно-відшкодувальні отношения, когда должностное лицо своей деятельностью (бездействием) влечет имущественные потери для предприятия.

Ответственность в менеджменте должна определяться по конечным показателям, которые наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой и маркетинговой деятельности предприятий.

В сфере менеджмента ответственность непосредственно связана с полномочиями, которые выступают обязательным условием эффективной работы персонала управления.

Полномочия - это должностные (служебные) права и возможности менеджера принимать решения, влияющие на действия подчиненных.

Полномочия делятся на:

· линейные (управление производством, продажей, а во многих случаях - финансами, в основе которых лежит скалярное принцип - прямое и непосредственное подчинение)

· штабные (функциональные, консультативные полномочия, которые помогают линейным менеджерам в достижении поставленных целей: управление закупками, учетом, персоналом, контроль).

Эффективный менеджмент достигается в условиях, когда устанавливается определенный баланс между обязанностями, полномочиями и ответственностью. Каждый руководитель и специалист должен быть наделен достаточными полномочиями, чтобы успешно выполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями или распорядительным актом непосредственного руководителя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: