Методы тактического планирования деятельности предприятий

Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования и, соответственно, успешной деятельности предприятия. Однако сформированные цели не всегда обеспечивают полностью ясные и понятные ориентиры для принятия решений, как на уровне руководства предприятия, так и на нижних уровнях управления предприятия.

Для того чтобы обеспечить более обоснованное принятие решений приходится разрабатывать краткосрочные планы, которые согласуются со стратегическими планами, способствуют их выполнению и достижению поставленных целей. 

Такие планы строятся на срок от 12 и до 18 месяцев, являются более детальными и конкретными, чем стратегические планы, и их называют тактическими планами.

Тактические планы обладают следующими особенностями и свойствами:

- разрабатываются в соответствии и для обеспечения выполнения стратегических планов;

- в то время как стратегические планы разрабатываются на высших уровнях руководства, тактические планы разрабатываются с привлечением руководства среднего звена;

- часто, если результаты и просчёты в стратегическом планировании сложно полностью обнаружить и в течение нескольких лет, то результаты и просчёты в тактических планах проявляются очень быстро.

Таким образом, результаты выполнения тактических планов дают возможность проверить правильность стратегического планирования, оценить целесообразность и наметить в случае необходимости пути корректировки стратегических планов.

Здесь хотелось также отметить, что при формировании как стратегических, так и тактических планов определяется ассортимент выпускаемой и разрабатываемой и осваиваемой продукции.

В рамках тактического планирования определяется и формируется наиболее подходящий ассортимент продукции на ближайшую перспективу 1-2 года, а в рамках стратегического планирования − на долгосрочную перспективу 3-5 и более лет.

При формировании ассортимента продукции, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу необходимо проанализировать состояние существующих, а также оценить затраты и возможности освоения организацией требуемых технологий выпуска и развития выбранного ассортимента продукции.

Проблемы и методы формирования и управления ассортиментной политикой предприятия требуют особого рассмотрения и поэтому вынесены в отдельный пункт данной главы.

Тактическое планирование деятельности предприятия или организации, как уже отмечалось выше, предполагает проведение агрегированного или объёмного планирования, календарного и оперативного планирования.

Объёмное планирование производится на срок от 8 до 18 месяцев, обычно на 12 месяцев и, как правило, такие планы пересчитываются через каждые 3 – 6 месяцев. Необходимость такого пересчёта возникает из-за различных возмущений и нестабильности, присущей рыночной экономике. Исходной информацией для проведения объёмного планирования являются результаты проведения маркетинговых исследований, и выработанная стратегия развития предприятия по выпуску производимой продукции каждого типа. На основе этих исследований и стратегии формируются предварительные задания по выпуску продукции на каждый месяц интервала планирования. Задания по выпуску каждого вида продукции в течение некоторого интервала не должны с учётом небольшого запаса превышать существующий на рынке спрос на соответствующую продукцию за этот же интервал времени.

В связи с этим объёмное планирование предназначено:

- для определения возможностей предприятия по выполнению предварительных заданий и определения наиболее подходящего выпуска продукции каждого типа в соответствии с заданными критериями, если предварительные задания из-за производственных возможностей предприятия выполнить не удаётся;

- для определения необходимых ресурсов (финансовых средств, сырья, заготовок, инструментов, электроэнергии и т. д.) на каждый месяц работы;

- для определения наиболее выгодных и подходящих способов выполнения поставленных задач.

В результате проведения объёмного планирования определяются планы (как правило, по месяцам) наиболее подходящего выпуска продукции каждого типа с учётом производственных возможностей предприятия и потребностями рынка на эту продукцию. Определение потребностей рынка, как уже отмечалось, производится в результате проведения маркетинговых исследований. На основе полученных планов выпуска продукции определяются требуемые для этого ресурсы (финансовые средств, сырье, количество необходимых заготовок, количество комплектов инструментов, электроэнергии и т. д.) на каждый месяц работы. Руководство предприятия или организации может оценить реальность полученных планов также и по возможности обеспечения производства необходимым количеством каждого вида ресурса в течение всего планируемого интервала времени.

Если производство не может быть обеспечено требуемым количеством ресурсов в какие-либо интервалы времени, то с использованием методов объёмного планирования такие планы должны пересчитываться с учётом или уже имеющихся ресурсов, или же ресурсов, возможность обеспечения которыми в соответствующие моменты времени не вызывает никаких сомнений.

Для всех требуемых видов ресурсов определяются способы, возможности и условия их получения к соответствующим этапам планирования.

В процессе построения агрегированных или объёмных планов расписание обработки деталей не строится.

Календарное планирование осуществляется на срок от 1 и до 6 месяцев и, как правило, такие планы пересчитываются через каждые 1 – 3 месяца. В процессе формирования календарных планов строится расписание обработки деталей. Исходной информацией для построения календарных планов являются результаты проведения объёмного планирования, т. е. планы выпуска продукции в течение каждого месяца за время планирования.

Календарное планирование предназначено:

- для определения возможностей по выполнению заданий, сформированных в результате проведения объёмного планирования;

- для определения моментов времени, когда следует начать обработку каждой детали каждого изделия на всем используемом оборудовании.

В результате построения расписания обработки деталей в календарном планировании определяются моменты запуска каждой партии деталей на обработку на всем используемом оборудовании. Это позволяет определять моменты времени, к которым должны быть организованы закупка и доставка на все рабочие места необходимых заготовок и сырья, а также обеспечена готовность требуемых инструментов и технологической оснастки.

При построении расписания обработки деталей в календарном планировании, как правило, учитываются только основные операции и не учитываются вспомогательные.

Оперативные планы строятся от одной смены и до месяца, обычно от смены и до декады. Как правило, оперативные планы пересчитываются каждые двое суток. При построении расписания обработки деталей в оперативном планировании учитываются как основные, так и вспомогательные операции. Исходной информацией для оперативного планирования являются результаты календарного планирования, т. е. строится расписание обработки тех деталей и изделий, которые в соответствии с календарными планами должны обрабатываться в текущее время. Обычно, в оперативном планировании строится расписание обработки тех деталей и изделий, заготовки для которых уже имеются на складах предприятия к началу момента планирования. Основным назначением оперативного планирования является формирование конкретных заданий на каждое рабочее место. Поэтому в оперативном планировании целесообразно строить расписание обработки для каждого рабочего места.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: