Классификации уроков нетрадиционной формы

Типы уроков

Формы уроков Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки и учета знаний и умений Комби- нирован- ные уроки
  Уроки лекционной формы. Уроки- экспедиции. Уроки- исследования Уроки- инсценировки Уроки- конференции     Практикумы. Практические работы. Сочинения. Уроки- диалоги. Уроки с ролевой деловой игрой. Семинары внеклассного чтения. Повторительно- обобщающие диспуты. Игровые: КВН. «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» «Счастливый случай» Интегриро- ванные теат- рализован- ные уроки. Урок- суд. Уроки- консультации Уроки- конкурсы Уроки- соревнования   Зачетные викторины Конкурсы Смотр знаний Защита творческих. Работ, проектов, творческие сочинения.  

 

- Перегрузка уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока.

- Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образование и развивающая нагрузка незначительны.

 Одна из причин - отсутствие классификации уроков нетрадиционных форм. Чаще всего они используются немотивированно, как уроки-одиночки без заметной связи с ранее проведенными уроками.

 Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов).

 Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых географических знаний и умений. Поиск средств обучения, наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повысил интерес к новым формам урока, их структуре.

У Подласного И.П. в учебнике по педагогике выделено 36 типов уроков.

Нетрадиционные формы, пришедшие из средств массовой информации (телевидения): пресс-конференции, круглые столы, уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» привлекают необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию возраста, ученик в центре учебного процесса.

- В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки – исследования. Так на интегрированных уроках учащиеся могут усвоить новые знания по разным учебным предметам (ведут 2-3 учителя). Однако, если они ведутся на известном материале, то это уроки скорее систематизации знаний,  обобщения и повторения. То же самое можно сказать об уроках – путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

 Игровые технологии отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.

 Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования к их связям (от решения кроссвордов к их составлению).

 Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определять их место в системе и обоснованно планировать. Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы - существенный фактор усвоения географической картины мира и развитие личности.

2. Методические приемы.

1.«Мостик» может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, понятия, термины, с таким расчетом, что остается только сказать ключевое слово. Например, для того, чтобы объяснить понятие «торговля», учитель ставит вопросы: «Кто такой производитель?» и «Кто такой потребитель?» После чего важно сформулировать вопрос: Какой процесс возникает между потребителем и производителем? Дается время для размышления. Для активизации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними остается место для ключевого слова: «потребитель» - торговля - «производитель». Ключевое слово желательно выделить.

- Прием развивает умение определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями);

- помогает раскрыть аналитические и систематические способности;

- дает возможность совершить маленькое географическое открытие;

- помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся;

2. «Репортаж». Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем     он отличается от сообщения, интересные формы репортажной работы, его цель. Учителем определяется тема репортажа.

Репортаж можно делать индивидуально, по парам и группам. В основу деятельности закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые конспектируются, переписываются или ксерокопируются, записываются на диктофон. Материал оформляется в репортажа.

 Исходя из темы, выстраивается четкая последовательность, где обязательным компонентом является ученическая комментарий. Форма репортажа: альбомы, информационные листы, газеты, путевые заметки, аудиорепортаж, статьи, мультимедийная презентация.

Прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации, умение классифицировать материал, повышает эрудицию ученика.

Перечислим и остальные приемы:

«Я учитель»

«Ступеньки интеллекта»

«Золотое слово»

«Творческая работа»

«Аналогии»

«Кепка лидера»

«Рекламное бюро»

«Геолото»

«Похлопаем,помашем»

Литература:

1. Баринова И.И  Современный урок географии. Библиотека журнала География в школе. – М.: Школьная пресса, 2002.

2. Щенев В.А. Классификация уроков нетрадиционной формы./ География в школе - 1999. - №2.

ЛЕКЦИЯ №4

Лекционно-семинарская система обучения

План:

Введение

Школьная лекция.

Практикумы.

Урок-диалог.

Семинар.

Уроок - зачет.

Введение:

       Реализовать сложные задачи по развитию личности позволяет лекционно-семинарская система обучения.  Используется в основном в старших классах. Система имеет ряд существенных преимуществ:

-осознание школьниками процесса обучения;

-возможность активного включения в него;

-планирование своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;

-использовать нетрадиционные формы обучения.

Среди элементов лекционно-семинарской системы можно выделить 6 основных: лекции, уроки-практикумы, уроки-диалоги, консультации, семинары и зачеты.

 Системы имеет результативность при соблюдении трех главных условий:

1. Четкое планирование учебного процесса (ведение от первого до последнего занятия);

2. Тесная взаимосвязь всех ее элементов;

3. Систематическая отчетность учащихся.

Школьная лекция

    Слушание лекции сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с младших классах (увеличивая время на рассказ, давая определенные задания). Слушать лекцию, значит понимать содержание, запоминать, выделять, представлять услышанное, причем в быстром темпе.

 Отличие от вузовской лекции заключается:

- в мотивации;

- меньшей продолжительностью (30-35 минут);

- в использовании богатого иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, таблиц, видеофильмов);

- в продуманой обратной связи.

В 8-9 классах при проведении лекции учитель может предложить такие задания, как: следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам; вести запись плана по мере изложения материала, т.е. разбивать материал по смысловым блокам, запись против плана привлекаемых источников информации.

 Эти задания  требуют соединения в быстром темпе 2-х умений – умение слушать и выделять главное в содержании  и делать краткие записи (такая задача стоит перед 10 кл.). Поэтому при подготовке и проведении лекции особое внимание уделяется продумыванию заданий на формирование умения слушать и вести записи с опорой на план, записывать тезисы (1 уровень сложности), заданий на самостоятельное выделение главного в содержании - составление планов, схем, резюме (2 уровень).

Например, 1 уровень сложности:

Темы лекций

:1. Введение.  Современный мир глазами географии.

2.Этапы взаимодействия природы и общества.

3. География промышленности.

Опора, помогающая слушать лекцию:

1.простой план;

2. план со схемой;

3.тезисы лекции.

Задания учащимся:

1.Записать географические названия, иллюстрирующие содержание, нанести на контурную карту.

2.Записать опорные слова, словосочетания, новые термины. Составить план, вопросы.

3.Раскрыть тезисы.

 2 уровень сложности.

Темы: «Основные черты географии США», «Европа. География промышленности».

Задания: самостоятельно составить план, сформулировать краткие выводы.

По дидактическим целям выделяют:

-вводные лекции (мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий);

-текущие лекции (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);

-обобщающие лекции.

По характеру изложения: информационного и проблемного характера.

В кабинете учителя географии можно вывесить памятку «Как обучится умению слушать лекцию»:

1.Запишите тему, уясните цели, характер задания.

2.Ведите краткие записи, так, чтобы сохранить логику.

3.Проведите самопроверку при подведении итогов. Выполните задания.

4.Дома прочитать записи, внесите коррективы.

5.При чтении не отвлекайте учителя.

 Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких знаний, но и общеучебных умений: слушать, выделять главное, вести короткие записи.

Практикум

     Роль уроков важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации.

 Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, в группах, сочетание индивидуальной и фронтальной работы; по характеру заданий: работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов развиваются и эмоциональная сферы, вводятся игровые элементы. Характер заданий разнообразный - от инструктажа до творческого уровня.

В отличие от традиционных уроков, где на самостоятельную работу выделяют от 5-15 минут, уроки-практикумы тщательно планируются в течение 40 минут. Необходимо оборудовать рабочее место: атласы, учебники, справочники, статьи, контурные карты, инструктивная карточка. Как было уже сказано, учащиеся могут работать парно, мобильными группами. Сложным является – удержать интерес и внимание к выступлениям учащихся. Слушать других внимательно помогут следующие приемы:

1. Двум группам дать параллельно задание (они дополняют, задают вопросы).

2. Требовать кратких записей.

Оценку при индивидуальной и парной работе ставит учитель. При групповой работе коллективно оценивают. Тетради оцениваются при тематическом и итоговом контроле.

Урок диалог

    Урок-диалог строится на неожиданных вопросах. Роль уроков - формирование умений задавать вопросы, развитие диалогической речи, формирование культуры общения, стимуляция мышления, овладение учащимися знаниями в новой учебной ситуации.

 Диалог может проходить между учителем и классом, между группой учеников и коллективом, между двумя группами. В учебном году  проводится 5-7 занятий.

  Уроки-диалоги можно проводить  при изучении отдельных стран (США, Япония, Индия) или общих вопросов (ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы) у учащихся есть знание на уровне бытовых или сообщений средств массовой информации.

 Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задание дает  за 2 месяца: группе необходимо ознакомиться с разными источниками информации, отобрать важные географические данные, составить вопросы, подготовить иллюстрации.

 Остальным учащимся учитель предлагает за 1-2 недели подготовить интересующие их вопросы, сам производит отбор, значительная часть вопросов на уроке экспромтом и к ним тоже нужно подготовиться. На уроке можно выделить группу-учета  группу-анализа или взять функцию оценки на себя, делая пометки в процессе урока или поощрять фишками разного цвета (за удачный ответ). Завершается урок коллективным обсуждением итогов.

Правила проведения урока:

1. Задайте вопросы четко и кратко, старайтесь сформировать вопросы в логике изучаемой темы.

2. Умейте выслушать собеседника.

3. Помните – наиболее сложными являются вопросы для объяснения географических явлений и процессов, анализ, и сопоставление.

4. Облекайте вопросы в корректную форму.

5. Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.

4. Урок семинар

   Роль семинаров значительна в обобщении знаний по крупным темам, систематизации знаний, формировании мировоззренческих идей, усвоение более сложных понятий и представлений курса. Подготовка к семинару включает следующие этапы:

1. В начале изучения крупной темы при ознакомлении с ее планированием внимание учащихся обращается на семинарское занятие, а за 2-3 недели учитель дает вопросы и список литературы.

2. Проведение коллективных и индивидуальных консультаций в урочное и внеурочное время.

3. Подготовка 2-3 учащихся, которые помогают в ведении семинара.

4. От первого до последнего урока крупной темы, учитель готовит к семинарскому занятию, обращая внимание на узловые вопросы, разные взгляды. Семинары формируют общеучебные умения: умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстрационный материал, смотреть документальные выступления, слушать, анализировать), развивается диалогическая речь.

 Затруднение составляют вопросы дискуссионного плана. В учебнике дается несколько больше вопросов, чем их можно обсудить в учебное время. Учитель может сам отобрать наиболее важные для закрепления и обобщения темы. Среди вопросов ценны те, которые могут вызвать желание выступить (либо спорный, либо всем ясный).

 Учитель умело руководит семинаром. Реплики «Допустим вы правы», «очень интересная мысль,  требующая развития».

 В школе получили распространение несколько типов семинаров:

-семинары-отчеты (ответы на вопросы, дополнения, выводы);

-семинары-обсуждения;

-диспуты;

Рекомендации:

1. Говорите, а не читайте.

2. Выступление стройте четко и обоснованно.

3. Не говорите долго.

4. Умейте слушать и критически оценивать ответы.

5. В ходе семинара делайте записи.

Урок зачет

    Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие и воспитывающие.

 В практике известны несколько видов контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий проводится на лекции и семинаре; тематический контроль позволяет осуществлять семинарские занятия и зачет.

 Вопросы на зачет составляются на 2-3 уровне сложности, тем самым дается возможность судить о знаниях, мировоззрении, интуиции учащихся.

 Зачет-автомат ставится, активно работающим за проверяемый период учитель анализирует все выполненные задания в тетради, контурных картах, просматривает записи, текущие оценки.

 Можно предложить дополнительно тестовые задания (1 уровень сложности), проверка номенклатуры.

 Число уроков-зачетов 2-3 за учебный год. Создается группа актива, определяется число постов проверки знаний, умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания, часть из которых заранее вывешивается в кабинете. Учащиеся приходят с зачетным листом, где выделены посты и графа для отметок, в классном журнале ставят промежуточные + итоговая и только последняя  как сумма нескольких.

1. Пост проверки усвоения теоретического материала (понятия, представления, взаимосвязи).

2. Пост по проверке номенклатуры (покажите, назовите, какой объект под №5).

3. Пост проверки умений анализировать карту.

4. Пост работы со статистическим материалом.

5. Пост проверки работать с материалами средств массовой информации.

6. Пост по проверке тетрадей контурных карт (2 ученика).

Итоговый контроль можно провести как защиту реферата. Как форма творчества рефераты рекомендуются при изучении каждой темы. Перед защитой реферата проводятся групповые и индивидуальные консультации. При защите можно предложить рассмотреть лишь некоторые аспекты темы.

Темы рефератов:

«Мировые природные ресурсы и их проблемы»

«Сырьевая проблема как глобальная»

«География внешних миграций»

«Международное географическое разделение труда»

  Литература:

1. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10-м классе. – М.: Просвещение, 1992.

2. Чередов И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика,1987.

3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня.- М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004.-203с. 320с.

4. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; Под ред. Л.М.Панчешниковой.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320с.

5. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов/Д.П. Финаров.- М.:АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382с.

6. Шатных А.В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курганский Госуниверситет, Курган, 1996.

7. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч.3: Методические разработки уроков географии в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школьная пресса,2002. -128с.

 

ЛЕКЦИЯ №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: