Методические рекомендации по заполнению

Методические рекомендации по заполнению

Речевой карты

Анкета для сбора анамнестических данных.

1. Фамилия и имя ребенка____________________________________________

2. Домашний адрес__________________________________________________

3. Возраст__________________________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Анамнез:

От какой беременности по счету__________________________________________

Как протекала беременность и роды_______________________________________

Когда закричал?________________________________________________________

Как протекало физиологическое развитие:

Держит голову___________сидит__________встает__________ходит___________

Какие заболевания перенес до года________________________________________

Речевое развитие ребенка:

Гуление_________лепет_________первые слова__________речь фразой_________   

Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Речевая среда и социальные условия:________________________________

Обращались ли раньше к логопеду_________________________________________

Результат______________________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту______________________________

Дата: «____»_____________20____года.    Подпись:_________________

 

 

Методические рекомендации по заполнению.

 

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция,

  Когда закричал ребёнок – сразу, после шлепка, после реанимационных мероприятий.
Перенесённые заболевания – простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, судороги при высокой температуре, инфекционные и соматические,  длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.

Речевая среда – N, контакты с лицами, имеющими речевые нарушения. Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении. Социальные условия - удовлетвотительные, неудовлетворительные.

Как сам ребенок относится к речевому дефекту  - не замечает, кри­тичен к своему дефекту.


Методические рекомендации по заполнению.

Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).

Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).

12. Общее звучание речи:

- N

- характерна общая невнятность речи, искаженное, назализованное произношение гласных и согласных звуков, обрывы артикуляции, паузы.

 - Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

Темп:

 – темп соответствует норме;

 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;

 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.

 – тахилалия, брадилалия, заикание.

 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.

Голос:

 – N

 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;

 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;

 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;

 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.

Разборчивость:

– разборчивость речи не нарушена;

– разборчивость речи несколько снижена;

 -  речь смазанная, невнятная;

 - речь мало понятная окружающим;

– речь понятна только близким.

Дыхание:

 – дыхание свободное;

 – незначительные, единичные нарушения дыхания;

 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);

 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;

 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.

13. Обследование артикуляционного аппарата:

Подвижность – N, с трудом удержи­вает заданную позу, испытывает трудности в переклю­чении с одной артикуляционной позиции на другую.

Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.

Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.

Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.

14. Состояние общей моторики и мелкой моторики:

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).

15. Общее развитие ребенка:

а) ответы на вопросы

б) выполняет, затрудняется

в) перечислить

г) перечислить

д) классифицирует, затрудняется

е) выделяет, затрудняется

ж) ориентируется, затрудняется

з)+ (-)

16. Обследование понимания речи:

 - понимает обращённую речь в полном объёме;

 – хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;

- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:

 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;

 – ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

17. Обследование связной речи:

А)

- рассказ лаконичный, оформлен грамматически правильно;

- фраза развернутая;

-отмечаются наруше­ния порядка слов в предложении, аграмматизмы;

- предложения не­распространенные;

- трудности в логическом построении связного выс­казывания;

- низкий уровень сформированности связной речи

Б)

 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически;

 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;

 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;

 – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;

– рассказ недоступен

В)

 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;

полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;

 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;

 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;

 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;

 – пересказ даже по вопросам недоступен.

 Г)

- сочинение ребенка (рассказ, сказка) инте­ресно задумано, составлено грамматически правильно, излагается в логической последовательности

- в повествовании встречаются отдельные нарушения,

 

18. Обследование грамматического строя:

-N; (5 баллов)

- грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла)

- не сформирован. (2-1 балла)

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

2- большинство заданий не выполняются;

1 – невыполнение.

19. Состояние словаря:

- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов)

- словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)

- словарный запас резко ограничен (2-1 балл).

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

2- большинство заданий не выполняются;

1 – невыполнение.

20. Звукопроизношение:*

21. Фонематический слух:*

-N;

- недоразвит

22. Звуковой анализ:*

- правильное определение всех звуков;
– одна ошибка в определении гласного либо согласного в начале или конце слова;
- правильное определение только первого ударного гласного звука;
– невозможность определить гласные и согласные звуки в начале и в конце слов.

23. Произношение слов сложного слогового состава:*

- N; (5 баллов)

- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)

- структура нарушена. (2-1 балла)

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

2- искажение слоговой структуры;

1 – невоспроизведение.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: