Для непрерывности протекания производственно-хозяйственной деятельности предприятия все материальные потоки должны быть увязаны с денежными потоками. Для этого необходимо ясно представлять финансовое положение или финансовое состояние предприятия, т.е. откуда деньги приходят и куда они расходуются. Это осуществляется в процессе финансового планирования. Формы плановой и отчетной документации, применяемой для внутрифирменного финансового управления, различаются в зависимости от вида бизнеса и размера предприятия. Это может быть про-стая тетрадь для записи доходов и расходов или специально разработанная автоматизированная система финансового менеджмента для крупного холдинга. Подробно эти вопросы рассматриваются в курсе финансового менеджмента. Однако логика финансового управления остается неизменной — обеспечить необходимыми денежными фондами производственно-хозяйственную деятельность фирмы. Плановые документы используются в дальнейшем для выполнения и других функций управления финансами, прежде всего контроля и оценки деятельности предприятия. Наиболее типичными плановыми финансовыми документами являются:
· функциональные сметы. В первую очередь, это сметы объемов продаж по периодам (как денежное выражение результатов), а также сметы затрат по отдельным аспектам деятельности предприятия. В них отражаются как единовременные, так и текущие затраты. В современной практике составление смет развилось в понятие «бюджетирование»;
· прогнозные отчеты (сметы) прибыли и убытков (как динамическая характеристика финансов);
· прогнозные балансы (как характеристика финансового состояния фирмы — финансовая «фотография» на определенную дату);
· план движения денежной наличности.
В тех случаях, когда разрабатывается план нововведения или инновации, финансовый план дополняется графиком выхода в точку безубыточности. Конкретизируем цели и задачи этих документов.
Сметы и бюджеты. Сущность бюджета состоит в росписи доходов и (или) расходов в денежной форме.
Бюджет — это описание плана производственно-хозяйственной деятельности в денежной форме.
На предприятиях в соответствии с определением финансов в бюджете как в финансовом документе присутствуют доходная и расходная часть.
Для организации эффективной системы бюджетного пла-нирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов, или функцио-нальных смет:
· материальных затрат;
· потребления энергии;
· ФОТ;
· амортизационных отчислений;
· прочих расходов;
· погашения ссуд банков;
· налоговый бюджет.
Составление функциональных смет-бюджетов позволяет сформировать баланс и генеральную, объединенную или консолидированную смету — счет прибыли и убытков.
Баланс. Баланс означает равновесие. Поэтому можно датьследующее определение.
Баланс предприятия — это сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения.