Дисциплина «Методика обучения и воспитания»
Выполнил: Мариевский Д.В
Специальность 44.03.01
«Безопасность жизнедеятельности»
Группа БЖ-1801z
Екатеринбург
2020
Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами
Вопросы для изучения:
3.Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.
1. Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.
2. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
|
|
3. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
4. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
5. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
6. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Заполните таблицу «Виды межпредметных связей»
№ п/п | Вид межпредметных связей | Краткая характеристика | Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем) |
1 | Предшествующие | когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов | Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9-м классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора |
2 | Сопутствующие | когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах | Математика- 5 класс решение экологических задач. «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг потребуется на семью из 5 человек?» География 7класс «Последствия извержения вулканов» Химия 8 класс обучающие знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами. История, знакомство с историей пожарного дела, истоией ГО нашего государства. |
3 | Перспективные | когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. | Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается в предмете ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра. |
|
|
Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?
1. 1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?
7. Широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
8. Межпредметные связи реализуются при выполнении следующих методических и педагогических условий:
9. - выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
10. - включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;
11. - опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
12. - закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
13. - обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ
Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.
Можно выделить следующие три формы внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.
К индивидуальным формам относятся:
- выполнение рефератов, сочинений, докладов;
- самостоятельные исследования;
- сбор материалов межпредметного содержания.
К групповым формам относятся:
|
|
- межпредметные тематические кружки;
- практические работы;
- обсуждение книг;
- оформление стенных газет;
- игры межпредметного содержания;
- групповые творческие задания и т.п.
К массовым формам работы относятся:
- межпредметные экскурсии;
- вечера;
- конференции, лектории, олимпиады;
- турниры, конкурсы и т.п.