Классификация проектов.
№ | Признаки | Виды проектов |
1. | Уровень творчества | исполнительский (репродуктивный) конструктивный творческий |
2. | Содержание | монопредметные межпредметные надпредметные (вне школьной программы) |
3. | Назначение | учебные личные (семейные) общественные производственные |
4. | База выполнения | школьные внешкольные (учреждения дополнительного образования, семья, производство) комплексные |
5. | Количественный состав исполнителей | индивидуальные групповые коллективные |
6. | Возрастной состав исполнителей | одновозрастной разновозрастный |
7. | Продолжительность выполнения | мини-проекты (несколько занятий) четвертные полугодовые годовые многолетние |
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля
Порядок выполнения творческого проекта:
Процесс проектирования | Учащиеся учатся |
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи | 1.1.Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия. 1.2.Кратко формулировать задачи |
2.исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия | 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта. 2.2.Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий. |
3.Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие | 3.1.Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие |
4.Выработка нескольких идей для поиска возможных решений | 4.1.Оценивать идеи на основе выбранных критериев |
5.Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности | 5.1.Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы. 5.2.Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия |
6.Планирование изготовления изделия; создание изделия | 6.1.Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости. 6.2.Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества |
7.Экономическая оценка произведенного изделия | 7.1.Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат) |
8.Испытание изделия в процессе использования | 8.1.Испытывать созданное изделие на практике |
9.Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями | 9.1Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) 9.2.Предлагать пути усовершенствования изделия |
10.Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия | 10.1.Оценивать качества своего проектирования, изготовления и испытания изделия. 10.2.Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия. 10.3.Разрабатывать рекламу своего изделия |
|
|
|
|
Учащийся защищает творческий проект: обосновывает актуальность темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность.
Отвечает на поставленные вопросы членов жюри класса в рамках темы исследования (в течении 7-10 минут).
Лучшие творческие проекты рекомендуются для выступления на конкурсе «Юный лектор», «Научно – практической конференции» и на районных, городских конкурсах творческих проектов.
Творческие проекты после защиты хранятся в методическом фонде кабинета «технология» и используются как методическое пособие. Практическая часть используется в оформлении кабинета «технология».
Структура творческого проекта.
Рукописный текст включает:
-титульный лист
-оглавление
-введение
-основная часть
-заключение
-список использованной литературы
-приложение
Состав творческого проекта:
-текст
-список используемой литературы
-приложения (таблицы, схемы, выкройки, шаблоны и т.п.)
Объем творческого проекта 15-20 страниц рукописного текста.
Титульный лист – включает полное наименование учебного заведения,
вид и тему проекта, Ф.И.О. автора, № школы, район, Ф.И.О. руководителя
(должность), год написания (см. Приложение 1).
Страницы должны иметь поля: левое – 30мм.
верхнее – 20мм.
правое -10мм.
нижнее – 25мм.
Оглавление - раскрывает содержание пояснительной записки:
введение, основная часть, заключение, приложение, список литературы
(см. Приложение 2)
-во введении – учащийся обосновывает выбор темы проекта, ее актуальность, цели и задачи проекта, объект, предмет исследования, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации(научных, литературных, библиографических). Актуальность- обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимость проекта и предполагаемых результатов, раскрывается возможность их использование на практике. (1-2 страницы рукописного текста).
-в основной части – дается обзор и анализ литературы, излагается сущность теории вопроса, рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта.
Необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, выполнить эскизы.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения изделия. Заполнить технологическую карту.
(см. Приложение 3).
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляется проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.(см. Приложение 4)
Особое внимание надо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде.
|
|
-в заключении – Формулируются основные выводы, практические рекомендации, полученные результаты определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимися о проделанной работе.
-в конце – дается перечень литературы, используемой в написании творческого проекта.
Творческий проект может содержать приложение в виде таблиц, схем, наглядного материала, шаблонов, выкроек.
Оформление творческого проекта.
Техническое оформление творческого проекта должно соответствовать требованиям, предъявленным к рукописным работам. Текст в окончательном варианте пишется от руки разборчивым почерком или печатается на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210*297), поля 20мм., межстрочный интервал 1.5, шрифт обычный, размером 14 пунктов.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам.
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.
Все страницы творческого проекта, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист. На нем цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего поля.