Методики социально-психологического исследования

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования «Санкт-Петербургский университет
Министерства внутренних дел Российской Федерации»

 

Кафедра педагогики и психологии


К. В. Злоказов

Методология и методы
социально-психологического
исследования

Учебное пособие



Санкт-Петербург

2018

Учебное пособие ориентировано на формирование компетенции обучающихся в организации проведения и методах социально-психологических исследований. Содержание пособия фокусируется на изучении служебных коллективов органов, организаций, подразделений МВД России. Для этого раскрываются методики осуществления социометрии, референтометрии, параметрического оценивания сплоченности служебных коллективов и совместимости их участников.

.

 


 



Введение

Учебное пособие «Методология и методы социально-психологического исследования» направлено на формирование представлений о способах организации и методах, применяемых в ходе социально-психологических исследований, развитие умения планировать социально-психологические исследования в подразделениях органов внутренних дел и интерпретировать их результаты.

Учебное пособие является дидактическим обеспечением дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования», входящей в профессиональный цикл основной образовательной программы по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Дидактическими задачами пособия выступают:

– ознакомление обучающихся с понятийным аппаратом социально-психологического исследования;

– формирование представлений об основных методах социально-психологического исследования;

– закрепление знаний об базовых процедурах математической статистики, используемых при обработке результатов социально-психологического исследования;

– выработка навыка планирования и проведения социально-психоло-гического исследования.

В учебном пособии представлены материалы по ключевым для деятельности психологов внутренних дел направлениям социально-психологических исследований, не в полной мере обеспеченным учебно-методической литературой:

1. Методология и методы социально-психологического исследования.

2. Этапы социально-психологического исследования.

3. Использование метода наблюдения в социально-психологических исследованиях.

4. Задачи применения референтометрии в социально-психологических исследованиях.

5. Математические методы, применяемые при социально-психологи-ческих исследованиях.

6. Исследования межличностных отношений в коллективе и семье.

Материал учебного пособия скомпонован таким образом, чтобы охватить дидактические единицы тем рабочей программы учебной дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования» для специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, а также обеспечить закрепление знаний по дисциплинам «Социальная психология», «Психодиагностика» в форме самостоятельной работы над вопросами и заданиями социально-психологического практикума.

Поскольку учебная дисциплина «Методология и методы социально-психологического исследования» является обеспечивающей для дисциплин «Психологическая работа с личным составом ОВД. Организация психологической службы в органах внутренних дел» и «Психологическая коррекция и реабилитация», содержание заданий ориентировано на формирование соответствующих компетенций.

В результате изучения пособия обучающийся должен пробрести знания о приемах и методах организации психологических исследований, стратегиях социально-психологического исследования служебных коллективов.

Выполнение заданий учебного пособия позволит обучающемуся сформировать умения получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата, конструировать методики измерения социально-психологических характеристик личности, коллективов и профессиональной деятельности сотрудников (военнослужащих).

В целом, освоение материала учебного пособия будет способствовать закреплению навыков социально-психологического измерения, владение приемами диагностики психологических свойств и состояний сотрудников органов внутренних дел.

Для увеличения эффективности процесса подготовки после каждого раздела представлены вопросы, позволяющие самостоятельно оценить уровень знаний, а по наиболее сложным вопросам дисциплины разработаны практические занятия, объединенные в практикум.

 


 

Тема 1. Методология и методы
социально-психологического исследования

Дидактические единицы темы. Взаимосвязь методологии, методов и методики. Основные методологические принципы. Классификация методов исследования. Понятийный аппарат исследовательской и диагностической работы. Объект, предмет, цель исследования.

1.1. Методология и принципы социально-психологического исследования

Социально-психологическое исследование – вид практической деятельности психолога органа внутренних дел, направленный на изучение служебных коллективов, взаимодействия и взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел. Основу любого социально-психологического исследования составляет методология.

Методология – это система принципов и способов организации исследования социально-психологических явлений. В наиболее общем виде, методологию исследования составляет совокупность принципов и методов исследования, в нее включается также описание предметов, подвергающихся исследованию, а также правил организации и культуры исследования.

Методология исследования реализует две ключевые функции: во-первых, служит теоретико-мировоззренческой основой познания (исследования), во-вторых, выступает в виде учения о методе познания социально-психологических явлений. В последнем случае, методология позволяет обобщать и сопоставлять принципы, концепции, теории и подходы социально-психологического исследования; формирует терминологию исследования, развивает модель изучения исследовательского процесса, его этапов и фаз; определяет применимость методик, процедур, алгоритмов, определяет правила разработки методов исследования.

Методология конкретного исследования зависит от теоретических представлений специалиста-психолога, особенностей цели исследования, области и предмета измерения. Вместе с тем, методологические основания любого психологического исследования базируются на ряде общенаучных принципов. Принципы регулируют применение методов и объяснение результатов измерения.

Важнейшим в методологии социально-психологического исследования является научный принцип познания, отражающий научный подходк исследованию. В соответствии с ним, психологическая наука наследует ряд принципов общенаучного характера:

- рациональности познания: предполагается, что причина психологических явлений связана с объективно регистрируемыми факторами материального мира, для изучения которых необходимо применять методы, сформированные в естественно-научного познания.

- доступности для эмпириче­ской проверки: регистрация эмпирических фактов должна осуществляться на основе плана, в контролируемых условиях, с возможностью повторного измерения, оценки.

- соотнесение с накопленными знаниями, опоре на уже сложившиеся научные традиции: выдвигаемые исследователем гипотезы, используемые для сбора эмпирических фактов методы должны соответствовать теории и методологии, применяемой для подобного рода исследований.

В социально-психологическом исследовании выделяются три вида методологий, предполагающие специфическое представление социально-психологических объектов: а) параметрический; б) морфологический; в) функциональный.

Параметрическая методология рассматривает социальное явление как совокупность измеримых характеристик (параметров). Параметрический подход раскрывают сущность отдельных проявлений группы (например, сплоченности, результативности) или субъекта (например, адаптацию, конформность, установку и пр.).

Морфологическая методология предполагает выявление структуры явления и описание ее изменения. Таким способом описываются структуры межличностных отношений, ценностные, нормативные, ролевые позиции, возникающие в группе.

Функциональная  методология нацелена на измерение влияния групповых процессов на социально-психологические явления. Таким способом изучается как совместная деятельность влияет на межличностные отношения, социально-психологические группировки участников малых групп влияют на эффективность совместной деятельности и пр.

Наряду с общенаучными, в социально-психологическом исследовании применяется ряд специфических принципов. Их теоретическим основанием выступает методология измерения, используемая для изучения социально-психологических явлений. К примеру, в исследовании коллектива ключевыми принципами социометрического метода выступает предположение о соответствии эмоционального отношения между сотрудниками их социальным связям. Нарушение этого принципа приводит к искажению результатов социометрического исследования. Также, в параметрическом исследовании служебных коллективов предполагается, что совместная деятельность является ключевым фактором, определяющим и опосредующим взаимодействие участников группы. Его игнорирование или нарушение приводит к искажению результатов любого измерения, построенного на параметрической основе.

Таким образом, методология исследования включает в себя общенаучные и частно-научные принципы в равной степени определяющие процесс исследования, указывающие на то, как будет исследоваться тот или иной предмет, обрабатываться и объясняться результаты измерения. Правильная организация исследования определяется строгим соблюдением принципов измерения, применением обоснованных, допустимых и надежных методов изучения.

 

1.2. Методы в социально-психологическом исследовании

Методы определяют основные пути и приемы научного познания социально-психических явлений и закономерностей. В современной психологической науке выделяется более двадцати методов. Они пронизывают все этапы исследования – от организации и планирования до объяснения результатов. Социально-психологическое измерение определяется как общими, так и специальными методами. Общие методы устанавливают требования к построению исследования, а частные – способам получения фактов, изучения социальных явлений. 

Ввиду значительного количества методов, в психологической науке существует несколько подходов к их систематизации.

В наиболее простом виде совокупность социально-психологических методов исследования представляется в трех областях, каждая из которых нацелена на измерение отдельных социально-психологических явлений.

Первое направление измеряет субъектные характеристики и особенности взаимодействия субъекта с группой (взаимодействие субъекта с группой, отношение в малых группах, проблемы принятия и отчуждения, проблемы адаптации, конфликта, принятия роли и пр.).

Второе направление фокусируется на проблемах социально-психологического развития группы (изучаются факторы развития группы, внутренняя структура и динамика групповых отношений, проблемы лидерства и руководства и пр.)

Третье направление изучает социально-психологические проблемы деятельности группы (вопросы сплоченности и совместимости, эффективности и сработанности пр.).

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, относят непосредственно связанные с реальностью: научное наблюдение, разные виды экспериментов, работа с научными фактами – описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и иные методы. Количество методов исследования определяется необходимой степенью достоверности полученных результатов. Многообразие методов социально-психологического исследования преодолевается посредством их упорядочивания – разработкой классификаций. Наиболее распространенными видами классификации выступают классификация Б.Г. Ананьева, описывающая комплекс методов, применяемых для организации исследования и классификация Г.Пирьова, определяющая методы социально-психологического измерения.

  Классификация методов в психологии Б. Г. Ананьева обобщает методы планирования исследования, сбора информации, ее обработки и интерпретации. Соответственно этим структурно-логическим блокам, в предложенной им классификации выделяются:   

1. Организационные методы:

1.1. Сравнительный метод. Реализуется посредством сопоставления параметров социально-психологических явлений – сравнение отдельных участников группы, выявление различий между группами и пр.

1.2. Лонгитюдный метод. Осуществляется посредством измерений в различные промежутки времени и используется для изучения изменений, влияния и воздействия на группы и их участников различных факторов. Наиболее распространенной разновидностью измерения выступает изучение влияния социально-психологического тренинга на участников группы.

1.3. Комплексный метод. Предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного измерений для изучения социально-психологических явлений. Данный способ организации часто используется в экспериментальных исследованиях сложных социально-психологических явлений, требующих точных измерений.

В деятельности психолога органа внутренних дел также используются комплексные стратегии исследования. Часть диагностических задач обладает определенной периодичностью: например, изучение коллективов групп, отделений или отделов проводится не реже одного раза в календарный год. Периодическому тестированию подвергаются и отдельные сотрудники – например, если они включены в группы особого внимания. Соответственно, данные группы или индивиды изучаются в течении длительного времени. Для анализа применяются, как правило однообразные методы и приемы.

  2. Методы сбора эмпирической информации:

2.1. Обсервационные методы предполагают использование методов наблюдения и самонаблюдения. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться самостоятельно, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

2.2. Экспериментальный метод исследования. В середине XX века в практику психологической диагностики вошли методы социально-психологических экспериментов, направленных на изучение внутригрупповых отношений, сплоченности и лидерства. В настоящее время экспериментальные социально-психологические методы используются для изучения групповой сплоченности, эффективности совместной деятельности, выявление групповой динамики.

2.3. Психодиагностический метод (выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности) – представляет собой наиболее распространенный вид психологического измерения, заключающийся в проведении тестирований, опросов.

2.4. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы, заключающиеся в изучении продуктов деятельности субъектов. Наиболее распространенным способом анализа продуктов деятельности выступает – контент-анализ. В психодиагностике представлено два вида контент-анализа: количественный и качественный. Количественный контент-анализ предполагает оценку частоты присутствия явления в предметной или речевой деятельности субъекта (напр.: определение встречаемости в речи личных местоимений). Задача количественного контент анализа - получить представление о средствах деятельности, часто используемых субъектом действий, операций, слов, предметов и пр. Качественный контент-анализ осуществляется для получения сведений о целостных явлениях в жизни, деятельности и сознания субъекта: его идеях, замыслах, представлениях. Предметами контент-анализа выступают завершенные действия, продукты труда и творчества, высказывания субъекта.

2.4.1. Хронометраж (праксиометрия) – процедура оценки временных показателей взаимодействия участников группы, а также профессиональной деятельности. Хронометраж используется для контроля и оценки эффективности деятельности, изучения сплоченности служебных коллективов.

2.4.2. Профессиография предполагает анализ социально-психологических характеристик, свидетельствующих о способности субъекта выполнять определенный вид деятельности, а также готовности ее осуществлять.

2.4.3. Моделирование – опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем.

2.4.4. Биографический метод (способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности). Метод исследования биографий, дневников, писем.

2.4.5. Социометрический метод (метод, исследующий климат, отношения в коллективе, статусное положение).

3. Способы обработки данных:

3.1. Методы математической статистики (количественный анализ). Статистический анализ – мощный и эффективный инструмент, позволяющий не только объяснять результаты, но и совершенствовать инструменты измерения, адаптировать их к изменяющимся условиям применения, разрабатывать новые психодиагностические методики, методы и концепции.

3.2. Методы качественной характеристики полученного материала. Для этого психолог использует методы качественного математико-статистического анализа. Они включают различающиеся по степени сложности процедуры. Поскольку цели обработки результатов варьируются от простой оценки до моделирования отношений между параметрами инструментов, арсенал применяемых методов также достаточно широк.

4. Интерпретационные методы – это завершающий этап социально-психологического исследования. В нем применяются методы, позволяющие обобщить результаты, сделать выводы, подготовить психологическое заключение. В деятельности практикующего психолога этап интерпретации завершается написанием справки либо отчета о проведенном обследовании. В нем отражаются полученные результаты, делается вывод о достижении целей, задач, подтверждении либо опровержении гипотезы обследования.

4.1. Генетический метод. Применение генетического метода интерпретации предполагает, что психолог раскрывает причины, этапы возникновения психологического явления, объясняет динамику его изменения.

4.2. Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей). Структурный метод интерпретации предполагает определение и характеристику внутренних и внешних связей психологического явления. В таком виде психологическое явление представляется сложной совокупностью показателей, параметров, уровней и отношений.

При интерпретации результатов социально-психологического исследования следует обращать внимание на терминологию, стиль и последовательность изложения. Ясное и логичное описание результатов повышает эффективность их использования.

При этом следует обратить внимание на корректное описание явления – во-первых с точки зрения применяемых инструментов диагностики, во-вторых, с точки зрения категорий теоретической психологии. Недопустимо смешивать разные теоретические подходы и методы в ходе интерпретации. Следует быть теоретически и методологически последовательным в описании и объяснении результатов. Формулируемая интерпретация должна использовать терминологию применяемых инструментов: методов, методик и процедур. Выводы специалиста должны соответствовать теоретическим основаниям, методам и результатам исследования, не выходить за их пределы.



Методики социально-психологического исследования

Поскольку рассмотренные методы исследования определяют лишь наиболее общие контуры психодиагностического арсенала, то для формирования четкого представления об инструментах необходимо описать конкретные методики. Методики социально-психологического исследования описывают процедуры и способы сбора информации о социально-психологических явлениях.  Методики социально-психологического исследования дифференцируются в соответствии с предметной областью подвергающейся исследованию. Предметная область методик нацелена на изучение следующих характеристики: а) уровня развития группы; б) характеристик внутри и межгруппового отношения, и взаимодействия, в) оценки параметров субъекта в группе.

Наиболее распространёнными способами их измерения выступают аппаратные, игровые (имитационные), опросные и психокоррекционные методы.

Аппаратные методы: аппараты, тренажеры для имитации совместной деятельности, направленные на изучение сплоченности, вовлеченности в работу участников группы, измерения вклада отдельных участников в общее дело.

Игровые (имитационные) методы: игры, учения для отработки взаимодействия участников группы при принятии решений, совместной деятельности в рутинных и экстремальных условиях. Предполагают моделирование условий деятельности в рамках ролевых моделей участников группы, обучение и совершенствование взаимодействия участников.

Опросные методы: наиболее распространенная и разнородная группа инструментов исследования. Включает:а) тесты способностей и навыков; б) опросники свойств (черт личности) и представлений; в) социоме­трические методики; г) анкетирование и ин­тервью; д) методы экспертных оценок и групповой оценки личности; е) проективные социально-психологические техники.

Психокоррекционные (тренинговые) методы: исследовательские процедуры интегрированы в техники коррекционного и тренингового воздействия. Как правило, психолог измеряет различные социально-психологические параметры в процессе воздействия на группу и ее участников.

Арсенал исследовательских инструментов достаточно разнообразен. Его корректное применение во многом зависит от организации исследования – правильном определении целей и задач измерения, планировании этапов, выборе методов, средств, предварительной оценке условий.

Методики исследования оценивают социально-психические явления с точки зрения уровня их выраженности (напр.: низкий, средний, высокий), качества развития (низший, высший) и другим основаниям. При этом, важно помнить, что параметры социально-психических явлений не являются константными и склонны изменятся со временем. К примеру, сплоченность участников группы может варьироваться со временем, лидер группы может терять свой лидерский потенциал, а внутренние противоречия влиять на уровень развития группы.

Вариативность показателей зависит от нескольких глобальных факторов, к которым относится: а) индивидуально-психологических особенностей участников группы, их потребностей, ценностей и мотивов, влияющих на их отношение к себе, окружающим и деятельности; б) групповых, находящихся в зависимости от социальной вовлеченности участников группы, социального статуса и пр. в) ситуативных, связанных с влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Поэтому выбор методики для изучения психических явлений должен осуществляться с учетом: а) специфики преставления о предмете измерения, цели и ключевой проблеме; б) требуемых социально-психологических характеристик (параметров), подвергающихся оцениванию (например, уровню, качеству, развитию); в) необходимости оценки факторов, влияющих на проявление или развитие изучаемого социально-психологического явления.

Важно понимать, что применяемые методы обладают погрешностью измерения. Поэтому целесообразно осуществлять комплексное (комбинированное) использование процедур измерения. К примеру, для оценки субъективных представлений можно использовать ответы обследуемого на прямые, либо косвенные утверждения, вопросы, оценивать его согласие либо несогласие с определенными темами, высказываниями или суждениями. Значительно дополняют информацию о субъекте контент-анализ результатов его речевой деятельности (устной, письменной), творческой активности (изобразительной, предметной), спонтанные реакции на определенные образы и многое другое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: