Имидж в деловом общении

Субъекты имиджа. Индуктор (прототип) имиджа – субъект, образ которого формируется. Индуктором имиджа может быть человек, группа, организация, предмет (товар).

Реципиент имиджа – субъект, воспринимающий индуктора, в чьих глазах формируется имидж. Реципиентом может быть отдельный индивид или группа.

Средства самопрезентации – это средства, используемые индуктором с целью повлиять на свой имидж в глазах реципиента.

Имидж можно рассматривать как аттитюд (социально-психологическую установку) на восприятие другого человека. Следовательно, он имеет все компоненты, свойственные аттитюду:

· 1) когнитивный компонент – что думают о человеке;

· 2) аффективный компонент – отношение к человеку;

· 3) поведенческий компонент – как на основе мнений и оценок люди ведут себя по отношению к человеку.

Наличие поведенческого компонента в структуре имиджа показывает его значение для управленческой практики. Люди будут вести себя по отношению к руководителю исходя из своего мнения и представлений о нем, о его личности.

В процессе становления имидж приобретает форму стереотипа, т.е. обобщенного и упрощенного образа другого человека[1].

Имидж может быть положительным и отрицательным. Оценка и интерпретация поведения, внешнего вида человека зависят от норм, стереотипных представлений данной группы. Поэтому при формировании имиджа необходимо знать особенности группы, на которую он рассчитан, ее ценности, нормы.

Виды имиджа:

· 1) профессиональный имидж – имидж человека как профессионала ("Он прекрасный специалист", "Он никудышный специалист");

· 2) личностный имидж – имидж человека как личности ("Он порядочный человек", "Он невыносимый, грубый, завистливый").

По знаку эти два имиджа у одного и того же человека могут совпадать или отличаться ("Он отличный специалист, но человек ужасный!"). Очевидно, что идеальным является вариант, когда оба имиджа позитивны по знаку ("Очень приятный в общении человек, и при этом профессионал высшего класса"). Часто высказывается мнение, что профессиональный имидж важнее личностного, ибо "придя на работу – спрячь свою личность в карман". На самом деле установка на личность, отношение к ней всегда переносится на все, что исходит из этой личности. Личностный имидж – это база, а профессиональный – надстройка, дополнение. Поэтому для профессий системы "человек-человек" необходимо делать основной упор на создание позитивного личностного имиджа.

Личный имидж руководителя организации является важнейшим компонентом корпоративного имиджа. Основным механизмом формирования корпоративного имиджа является персонификация, т.е. приписывание организации свойств личности, персоны[2]. Образ руководителя выступает как символ, олицетворение организации. Вот почему так важно уделять внимание имиджу руководителя.

Имидж руководителя формируется в результате восприятия реципиентом имиджформирующей информации. Выделяют два вида имиджформирующей информации: прямую и косвенную[3].

Прямая имиджформирующая информация – та, которую человек получает при непосредственном общении с руководителем.

Косвенная имиджформирующая информация – та, которую человек получает через "третьи руки" – слухи, публикации, рассказы знакомых и т.п.

Виды косвенной имиджформирующей информации:

· 1) сообщения "третьих лиц", т.е. людей, которые сообщают реципиенту какую-либо информацию; эта информация может быть истинной или ложной, документированной или устной, официальной или неофициальной;

· 2) продукты деятельности (книги, методические пособия, статьи, документы и т.д.);

· 3) сформированная среда обитания – средовой имидж (кабинет, дом, автомобиль, секретарь, имидж организации – все влияет на личный имидж руководителя).

Виды прямой имиджформирующей информации.

· 1. Габитарный имидж. Габитус – это внешность человека. Габитарный имидж складывается из следующих компонентов:

· 1) конституция, телосложение. Первое, что воспринимается при взгляде на человека – его "размеры", место, которое он занимает на фоне (принцип "фигура-фон"). Конституцию изменить невозможно, однако важно знать, какое впечатление производит тот или иной тип телосложения, и умело корректировать это впечатление. Так, чересчур хрупкие люди маленького роста могут производить впечатление неопытности, слабости. Это впечатление можно скорректировать более строгими костюмом, прической, манерой поведения;

· 2) прическа – здесь необходимо придерживаться норм, принятых в данной социальной группе, а также принципа целесообразности;

· 3) одежда – очень важная имиджформирующая информация. На протяжении веков одежда служила знаком принадлежности к той или иной социальной группе. Статус руководителя подчеркивается формами одежды, приближающимися к прямоугольнику. Это форменный или деловой костюм с прямыми плечами. Статусными цветами являются черный, темно-синий. Яркие цвета воспринимаются как низкостатусные.

Общий принцип формирования позитивного габитариого имиджа: а) внешний облик не должен ассоциироваться в подсознании реципиента с той социальной группой, к которой он относится негативно; б) внешний облик должен ассоциироваться с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно;

· 4) "овеществленный имидж" – предметы, которые руководитель носит с собой и использует на работе: портфели, папки для бумаг, авторучки, записные книжки и т.п. Все это является и также должно работать на позитивное и уважительное к вам отношение. К овеществленному имиджу относится также внешний вид документов, которые использует руководитель;

· 5) привычные действия, такие как курение. Задымленное, прокуренное помещение, несомненно, снижает имидж организации в целом. От других привычек – почесывания, навязчивых движений и т.п. – также лучше избавляться.

· 2. Вербальный имидж – мнение о руководителе, формирующееся на основе его вербальной продукции. По речи, активному словарю, который использует человек, можно всего по нескольким произнесенным им фразам определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Особенно большое значение имеет вербальный имидж при общении с прессой, в ситуации интервью.

3. Невербальный имидж. К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. А так как это более древний канал, чем вербальный, большая часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации передается именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая двойная ловушка) реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

Виды невербальной информации.

1. Оптико-кинетическая система знаков – это жесты, мимика, пантомимика.

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков – это также "добавки" к вербальной коммуникации.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: