Примерный подбор тем курса и их содержание

Мой курс «Основы режиссуры».

 

 

                                                             Выполнил:

                                                             Студент 5-го курса

                                                             Специальность СКД

                                                             Бородич Марина                               

 

Москва 2012

 

Мой курс «Основы режиссуры».

Современные студенты уже давно привыкли получать знания, прежде всего, от преподавателя. Однако мало кто из обучающихся задумывался о том, что каждый преподаватель зачастую старается представить свой собственный курс предмета. Конечно же, преподаватели опираются на теоритический материал. Что же касается практической составляющей каждого курса, то здесь немаловажную роль играет личный опыт и фантазия обучающего.

 Сегодня перед нами стоит непростая задача – написать свой собственный курс «Основы режиссуры». Итак, приступим. Для начала необходимо отметить, что для решения данной задачи нам нужно примерить на себя роль режиссера. Режиссёр (фр. régisseur, от лат. rego — управляю) — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы, управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли[1]. По сути, нам нужно придумать (срежиссировать) и представить свой курс «Основы режиссуры».

Курс «Основы режиссуры» было бы логично разделить на несколько пластов:

1) Теоритический материал;

2) Практический материал;

3) Сопутствующий материал.

Эти условные пласты необходимо чередовать между собой, умеренно дозировать. Разделение материала, смена форм, в которых он подается, позволяет наиболее эффективно усваивать информацию, не перегружая сознание обучаемых. Используя опыт, полученный на занятиях по «Основам режиссуры», а также личные наблюдения можно утверждать, что такое деление на пласты наиболее удачно и полезно.

Необходимо учитывать, что в данной работе производится попытка написать курс «Основы режиссуры» для студентов специальности «Социально-культурная деятельность». То есть курс не рассчитан на будущих режиссеров, отсюда и ограниченность во временном ресурсе. Анализируя уже полученный опыт в качестве обучаемого, можно сказать, что в среднем на один учебный семестр выпадает около 40 академических часов. На практике мы имели занятия один раз в две недели по 4 пары. Мы предлагаем рассмотреть возможность проведения курса в следующем режиме: один раз в две недели по три пары, плюс каждый месяц дополнительно один раз по три пары  (сентябрь-ноябрь, если рассматривать первый учебный семестр). В итоге получим то же самое количество часов, но встречи будут происходить чаще.

Теоретический пласт обязан познакомить нас с тем, что такое режиссура, с ее историей развития (кратко, обзорно), дать нам представление о понятийно-категориальном аппарате этого предмета (о языке режиссуры и его элементах), представить нам самые известные учения в этой сфере и т.д.

Примерный подбор тем  курса и их содержание.

Тема 1. Знакомство с основами режиссуры. Режиссура и режиссер.

Характеристика базовых понятий: «режиссура», «театр», «художественный образ», «спектакль», «зритель», «режиссер», «актер», «режиссерский замысел».

Основы режиссерского дела, связь театра с жизнью, обращение театра к актуальным проблемам современности. Значение режиссуры в театральном процессе. Коллективный характер творчества.

Принципиальные положения системы К.С. Станиславского.

Тема 2. Режиссура и драматургия.

Режиссерский анализ пьесы. Режиссерское прочтение пьесы: эмоциональное зерно произведения, идейно-образное видение спектакля, как первоначальное возникновение, предчувствие замысла. Проверка замысла и возникшего образа спектакля перед анализом пьесы:

ü тема произведения, ее актуальность для зрителя, исторические условия эпохи создания произведения;

ü идея драматического произведения, мировоззрение драматурга;

ü основной драматический конфликт и отношение действующих лиц в конфликте;

ü развитие действия и контрдействия;

ü события пьесы как этапы непрерывно развивающегося действия, движения пьесы;

ü выявление характеров действующих лиц и расстановка персонажей пьесы;

ü атмосфера, в которой живут и действуют персонажи;

ü структура пьесы и ее композиционные особенности.

Тема 3. Режиссерский замысел спектакля.

Применение выразительных средств при постановке спектакля. Композиция сценического произведения. Элементы режиссерского замысла:

ü событийный ряд;

ü сверхзадача;

ü сквозное действие;

ü контрдействие;

ü конфликт;

ü сценическая борьба;

ü предмет борьбы;

ü параметры борьбы.

Зрительный образ спектакля. Время и пространство спектакля. Принципы и характер мизансценирования. Звуковая и цветовая партитуры спектакля. Пластическая разработка отдельных сцен и эпизодов.

Тема 4. Язык аудиовизуальных искусств. Кадр, мизансцена, мизанкадр

Особенности, своеобразие и классификация элементов аудио-визуальных искусств. Кадр — основа визуального языка. Выразительные и изобразительные характеристики кадра. Мизансцена как выразительное средство режиссерского искусства. Различия театральной и «экранной» мизансцены. Понятие мизанкадра.

Тема 5. Монтаж как элемент языка аудиовизуальных искусств

Значение и особенности монтажа как элемента аудиовизуальных искусств.

Цели и задачи монтажа в экранном произведении. Монтаж как средство повествования. Виды монтажа. Характеристики монтажных решений по кинетическому ряду. Простейшие законы «прямой склейки».

Тема 6. Режиссерско-постановочный план.

Режиссерский план. Постановочный план.

Режиссерское решение. Материально-техническое обеспечение. Сценарный план. Технический сценарий. Репетиционный план (виды репетиций).

Тема 7. Режиссер и актер.

Определение сценической задачи действующего лица. Разбор линии физического действия с актером. Создание внутренних монологов. Углубление предлагаемых обстоятельств. Создание ритмического рисунка роли, события, пьесы. Смысловая линия рассказа: соединение мыслей автора и мыслей актера. Создание подтекста роли. Выразительное средство создания образа.

Практический пласт отвечает за применение полученных знаний и выражается, в основном, в выполнении домашних заданий. Они могут быть самыми различными: режиссерская экспликация какого-либо произведения, режиссерский анализ произведения, подготовка режиссерско-постановочного плана, анализ режиссерской работы какой-либо персоны (может вылиться в презентацию), написание либретто к произведению, прочтение отрывков + режиссерские комментарии, подготовка номера к исполнению, сбор и анализ контактов (актеры, режиссеры, художники-декораторы, и т.д.), подготовка и исполнение этюдов (могут быть представлены различные режиссерские вариации одного и того же этюда), чтение монологов, и т.д.

   Выполнение приведенных заданий поможет студенту определиться с тем, в каком направлении ему интереснее работать, и в конечном итоге выльется в исполнение наиболее качественного творческого продукта. Весьма важно не ставить четкие рамки по выполнению задания, ведь каждый человек по-своему его понимает. А режиссура подразумевает под собой примесь некого экспромта, полета фантазии. Поэтому отсутствие жестких границ позволяет получить от студента неожиданные и приятные сюрпризы (хотя, к сожалению, не всегда). Возможно, многие посчитают это утверждение спорным, так как зачастую студент просто расхолаживается при получении такой свободы.

Нельзя не отметить, что и теоретическая, и практическая части курса во многом опираются на опыт проведения занятий нашими преподавателями: Чумоватого Д.Ю. и Сосновой М.Л. Происходит это потому, что проведя анализ их преподавания, остается констатировать, что такие формы подачи информации студентам наиболее успешны и эффективны. Однако есть и авторские моменты в данном курсе и наиболее ярко они выражаются в сопутствующем пласте.

Сопутствующий пласт является очень важным в данном курсе. Под него, как раз, необходимо выделять отдельные занятия. Во-первых, потому что данный пласт подразумевает выездные занятия. Во-вторых, ввиду особой формы получения опыта по режиссуре. Не стоит забывать о том, что теория и практика – это, конечно, здорово, однако всему этому необходима некая профессиональная (или, хотя бы полупрофессиональная) опора. Каждому студенту было бы жутко интересно увидеть работу режиссера своими собственными глазами. Пусть это будет какой-то отрывочек из его работы, какая-то часть, но все же. Было бы неплохо организовать такой вот выезд, например, на съемочную площадку. Здесь студент сможет почувствовать атмосферу режиссуры, увидеть ее в деле. Конечно, перед таким выездом нужно обязательно подготовить студентов, рассказать о творчестве этого режиссера, о его работах (не обязательно рассматривать это детально, достаточно просто познакомить). Очевидно, что такой вид занятия разнообразит обучение, привнесет в него некий «живительный» компонент.

Также предлагается организовать выезд на киностудию. Здесь студенты смогли бы увидеть особенности и сложности монтажа. Это был бы весьма полезный и незабываемый опыт.

Конечно, мы понимаем всю сложность организации таких вот интерактивных видов занятий, однако в современной жизни эти занятия действительно важны и нужны. Те эмоции и опыт, которые получат студенты от их посещения  остаются зачастую на всю жизнь. А это стоит того.

В сопутствующий пласт также можно внести посещения мастер-классов, вечеров встреч с различными актерами, режиссерами, и т.д. В Москве они проводятся регулярно. Например, дабы не понести больших затрат, можно организовать встречу с не очень известным режиссером. Все-таки встреча с профессионалом, пусть пока и не признанным, окажет только положительный эффект.

Немаловажно проведение занятий, посвященных просмотру и анализу произведений какого-либо режиссера. Обмен мнениями, обсуждение деталей, оценка режиссерских приемов позволяет вырабатывать в студенте профессиональный подход к произведениям. Также это обеспечивает поднятие уровня художественного вкуса.

В заключение курса предлагается провести концерт, или поставить спектакль, где будут задействованы все обучающиеся (так или иначе). Возможно, произвести запись на видео данного мероприятия, а потом совместными силами обеспечить его обработку (попробовать на себе искусство монтажа и т.д.). Обсуждение проделанной работы, анализ, оценка результатов только приветствуются.

Нельзя не отметить в заключение, что единение этих трех пластов позволяет достичь максимального уровня овладения данной дисциплиной студентами. Мало того, появляется надежда, что некоторые студенты захотят продолжить обучение в направлении «режиссура», а это и является сверхзадачей данного курса.

 


[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: