Практическое занятие № 7

ПО ТЕМЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКМЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ

 

Цель занятия: Закрепить знания о причинах макроэкономической нестабильности и циклическом характере развития экономики, их отрицательных социально-экономических последствиях и сущности закона Оукена. Сформировать понятие, что экономический рост, обусловленный инструментами макроэкономики, способен обеспечить эффективное развитие общества. 

Вопросы для обсуждения:

1. Цикличность как форма экономического развития.

2. Безработица: формы, теории, виды.

3. Инфляция: сущность, причины, следствия.

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1.Что такое экономический цикл и какие фазы он проходит?

2.Дайте определение безработицы и обоснуйте, кого следует включать в состав безработных.

3. Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов? 30

4.Чем отличаются взгляды на проблему безработицы представителей разных экономических школ?

5. Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?

Тесты

1. Закон Оукена выражает количественную зависимость между:

а) изменением объема национального производства и изменением уровня безработицы;

б) уровнем безработицы и темпами инфляции;

в) изменением объема национального производства и процентной ставкой;

г) фактическим и потенциальным объемом национального производства;

д) все ответы не верны.

2. Если инфляция в рыночной экономике начинает снижаться, что происходит с уровнем безработицы:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) исчезает;

г) остается неизменным.

3. Кривая Филлипса отражает в краткосрочном периоде:

а) обратную зависимость между темпами инфляции и нормой безработицы;

б) изменение уровня заработной платы;

в) уровень безработицы;

г) уровень инфляции.

4. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налоговых поступлений и государственных расходов;

в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

д) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

5. Инфляция, вызванная избыточным спросом развивается вследствие:

а) сдвига кривой совокупного спроса влево;

б) сдвига кривой совокупного спроса вправо;

в) сдвига кривой совокупного предложения влево;

г) сдвига кривой совокупного предложения вправо;

д) все предыдущие ответы не верны.

6. Вялотекущая инфляция:

а) может относиться к разновидностям инфляции на стороне предложения;

б) обычно развивается под воздействием совокупного спроса;

в) отражает ожидаемый темп инфляции, к которому приспосабливаются основные рыночные агенты;

г) характеризуется непредсказуемым уровнем, который может значительно колебаться;

д) все предыдущие ответы не верны.

7. Инфляция, растущая темпами до 100 % в год, называется:

а) умеренной; б) растущей; в) ползучей; в) галопирующей;

г) гиперинфляцией.

8. Что из перечисленного не имеет отношения к инфляции, обусловленной ростом издержек производства?

а) рост занятости и производства;

б) рост стоимости издержек на единицу продукции;

в) догоняющий рост зарплаты;

г) шоки предложения;

д) рост процентной ставки.

9. Одновременное увеличение уровня инфляции, безработицы и спада производства, называется:

а) гиперинфляция; б) стагнация; в) стагфляция; д) деноминация.

10. В период ускоряющейся инфляции процентная ставка:

а) падает, потому что падает цена денег;

б) падает, потому что падает уровень занятости;

в) растет, так как цена денег падает;

г) растет, так как падает уровень занятости;

д) не меняется.


Задачи для самостоятельного решения:

Предположим, что в экономике вырабатывается и потребляется два продукта А и В. Используя приведенные в таблице 3.20 данные, определите ИПЦ в 2016 г. по сравнению с 2006 г., принимая за базисный 2006 г.

 

Таблица 1

Исходные данные

 

Годы

Товар А

Товар В

Q продаж Цена Q продаж Цена
2006 100 20 200 15
2016 90 40 270 60

Задача 2

Имеется следующая информация о трудовых ресурсах некоторой страны:

· численность занятых 96 млн чел.;

· численность безработных 18 млн чел.;

· из занятых были уволены 0,85 млн человек;

· 1,2 млн человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Рассчитайте уровень безработицы в стране до и после изменений в составе рабочей силы, численность занятых и число безработных после изменений.

Задача 3

Исходя из равенства фактической и естественной безработицы, а также того, что номинальный ВВП увеличился от 800 до 870 млрд долл., при существовании номинальной ставки процента в развмере

19 %.

Определите реальную % ставку.

Задача 4

В исследуемом государстве номинальный ВНП в 2015 году составлял 100000 млн руб. Естественный уровень безработицы в этом году составлял 6,5 %, а фактический уровень безработицы 9,5 %.

Определите: какой потенциальный объем производства должен быть в 2015 году по закону Оукена и сколько потеряла экономика страны в следствие циклической безработицы?

Задача 5

В текущем периоде номинальная процентная ставка составляет

110 %. Значительный уровень инфляции обуславливает величину реальной ставки на уровне 4 %.

Определите: ожидаемый темп инфляции в данной экономике за исследуемый период.

Задача 6

Экономика некоторого государства описана следующими данными:

Таблица 2

Исходные данные

 

 

Годы Уровень инфляции, % Номинальная ставка процента, %
2010 9 8
2015 13 10

Определите: насколько процентов изменилась реальная процентная ставка в 2015 г. по сравнению с 2016 г. Если необходимо, достройте таблицу и произведите расчеты.

Задача 7

Общая численность населения определенного государства составляет 250 млн человек; из этого количества:

· численность занятых 110 млн человек;

· численность населения трудоспособного возраста 170 млн человек;

· число фрикционных безработных 6,5 млн человек;

· числоструктурных безработных 2,7 млн человек;

· численность циклических безработных 5,8 млн человек.

Фактичесский уровень безработицы превышает естественный на 4 %; потенциальный ВНП равен 25700 млрд долл., коэффициент Оукена 2,5.

Определить: фактический объем ВВП и уровень безработицы.

Задача 8

В таблице приведена информация о численности занятых и безработных по стране N:

Таблица 3

Исходные данные

 

Численность, млн человек 2015 г. 2016 г.
Численность населения 343,6 346,6
Численность взрослого населения 254,7 265,3
Численность безработных 10,4 11,8
Численность занятых 106,2 107,4

        

Определите:

а) численность рабочей силы в 2015 г. и 2016 г.;

в) уровень безработицы в 2015 г. и 2016 г.;

г) если естественный уровень безработицы в этой стране равен 6,3 %, то каков уровень циклической безработицы в 2015 г. и 2016 г.;

д) в каком экономическом состоянии (прогресса или рецессии) находилась данная экономика в каждом из приведенных годов?

Задача 9

В прошедшем году в некоторой стране был экономический кризис, и, в результате этого, экономика развивалась в условиях 12 % безработицы. Фактический объем ВНП составил 6475 млрд долл. Какой объем потенциального ВНП мог быть достигнут, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости при естественном уровне безработицы равном 7 %?

Задача 10

Допустим, что в некоторой стране естественный уровень безработицы в текущем году составил 6 %, а фактический уровень равен 10 %.

а) определите величину относительного отставания фактического ВНП от потенциального, при условии, что коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработице 2,5 %;

б) Если фактический объем выпуска в том же году составит 683 млрд долл., то каковы потери ВНП, вызванные циклической безработицей?

Темы рефератов

1. Спрос и предложение на рынке труда.

2. Виды и формы безработицы. Закон Оукена.

3. Модели функционирования рынка труда.

4. Заработная плата как фактор образования «эффективного спроса».

5. Уравнение обмена и монетарная теория инфляции.

6. Модели антиинфляционной политики.

7. Сезонная безработица и методы ее регулирования.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: