Как заинтересовать, увлечь детей музыкой?

История музыки

    Поговорим о пении.

    Пожалуй, не найдется такого человека, который никогда в жизни не пел. Поют все, но далеко не все умеют петь. Нечетко произносят слова, неверно, фальшиво напевают мелодию или выкрикивают ее во всю силу своих легких. Почему-то считается, что если не дала природа человеку музыкального слуха, - ничего не поделаешь, так он и будет всю жизнь петь фальшиво. А ведь это неверно.

Почти всегда музыкальный слух можно воспитать, выработать в себе. Конечно, это не будет тонкий и чуткий слух музыканта, но на то, чтобы правильно петь, такого выработанного слуха вполне достаточно. Тут помогут уроки пения, детские хоры. А что такое хор? Когда несколько людей запевают какую-то песню, обычно в начале у них ничего не получается, даже если каждый в отдельности умеет петь. И только после того, как они споются, привыкнут друг к другу, их голоса начинают звучать слитно и красиво. Тогда и получается хор. Чем сплоченнее, чем дружнее, чем крепче коллектив поющих, тем чище и стройнее звучит хор.

Почему человек поёт?

Спросите человека, почему он поет, - человек удивится. Радостно на душе - сама просится на волю веселая, бодрая песня. Задумался, замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе навалилось - ничто не выразит так, как музыка, боль и скорбь человеческую. Со времен далекой древности люди дружны с песней. Собирались идти на зверя – пели охотничью песню. Грубыми мотыгами обрабатывали землю – пели в такт движениями трудовые песни. Шли на бой с врагом – пели песню боевую. А возвращались домой с победой, приносили с охоты богатую добычу, собирали хороший урожай – в бурных, ликующих песнях выражали радость и торжество.

Сначала пение и танцы сопровождались только хлопками в ладоши, ударами камня один о другой. Потом человек «открыл», что предметы, с которыми он встречается, рождают разные звуки. Они вдруг услышали как поет натянутая тетива лука, срезанная тростинка, большая раковина, дуплистый, пустой внутри ствол дерева. Эти простые предметы подсказали человеку, как сделать музыкальные инструменты.

Тетива превратилась в струну. Оказалось, что струны разной толщины и длины звучат неодинаково. Сочетая разные струны, люди научились делать гусли, бандуры, арфы, гитары, скрипки. Поющая тростинка превратилась в флейту. Пастушеский рожок - стал предметом многих духовых инструментов.

У каждого народа создавалось свое музыкальное искусство. Постепенно складывались характерные только для данного народа созвучия, ритмы танцев, манера пения. Образовался тот национальный язык музыки, который позволяет нам без труда отличить русскую мелодию от татарской, немецкую песню от индийской, украинский гопак от испанского болеро.

Как люди сохраняют музыку?

Люди научились сохранять музыку так как учились сохранять они свою историю, свои сказания. Люди придумывали буквы – возникла письменность. Русские буквы не похожи на арабскую вязь, а латинский шрифт – на китайские иероглифы. Поначалу и мелодия записывалась по-разному. В средней Европе для этой цели служили так называемые невмы: разные значки (черточки, точки, запятые) и их комбинации. С помощью невм можно было записать только музыку для пения.

 Теперь дело проще. Во всех странах знают имена семерых друзей: ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ. Бразилец, например, или индеец, или японец, совершенно не понимающие русского языка свободно читают ноты, написанные русскими композиторами.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании.

Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе.

Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное её терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

Как заинтересовать, увлечь детей музыкой?

Музыкальное воспитание – это

 не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский

Важно воспринимать музыку как живое искусство. Главное, к чему я стремлюсь – это вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека.

 

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.

 

Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский: «Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки».

 

Песня- мелодия и слова для исполнения голосом.

Танец- движение в темпе и ритме музыки.

Марш- движение в строю с чётким, размеренным ритмом.

Это самые широко распространенные, самые массовые области музыки. Все ребята еще до школы – в детском саду, дома и на улице множество раз слышали и сами пели разные песни; множество раз слышали танцевальную музыку, видели танцующих людей и сами танцевали, множество раз слышали маршевую, видели, как под эту музыку шагали солдаты, спортсмены, и сами маршировали. Это реальный жизненный опыт. Как правило, самими ребятами не осознается.

 Существенной стороной для первого урока является то, что не педагог первым произносит слова «марш», «танец», «песня», а сами ученики. Это вызывает в них не только интерес и внешнее игровое удовольствие (игра может служить разным целям: только лишь развлечь, нет. Лучше увлечь чем-либо важным, нужным, хорошим – тогда она становится ценнейшим элементом урока, особенно с маленькими детьми), но также, что важно – приобрести веру в самих себя, уважение к самим себе, и что не менее важно – доверие и симпатию к учителю.

С первых уроков дети учатся не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней. Известно, что в любом предмете заучить можно все. По-настоящему запомнить можно только то, что по-настоящему понятно. Но в музыке нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствованно. Умение слышать музыку и размышлять о ней надо воспитывать в ребятах с самого начала школьных занятий.

 Когда звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает, что звучит в данный момент. Они должны выполнять этот закон для того, чтобы лучше воспринять ее и по-настоящему понять.

 

 

 

Марш Магсhе — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм. С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.

                                       


Песня

отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки.
В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

         

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: