Деятельность полиции в Российской Федерации

2.1 Основные направления деятельности полиции в РФ

 

В статье 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" определен перечень основных направлений деятельности полиции

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств - приоритетное направление деятельности полиции, подчеркивает социальное назначение полиции в современной России;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Под предупреждением преступлений и правонарушений понимается выявление причин и условий, способствующих их совершению, лиц, склонных к совершению противоправных деяний, а также принятие мер к устранению (нейтрализации, локализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению соответствующих деяний со стороны указанных лиц. Для реализации данного направления полиция наделена широким комплексом полномочий административно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и организационного характера.

Содержательная сторона пресечения преступлений и административных правонарушений как направления деятельности полиции состоит в принудительном прекращении преступных или административно наказуемых деяний, недопущении возникновения (усугубления) их общественно опасных, вредных последствий. Полиция обязана пресекать все преступления и административные правонарушения. Она не вправе бездействовать, даже если совершающееся преступление или административное правонарушение подследственно (подведомственно) иным государственным органам;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

Выявить преступление - значит обнаружить его признаки. С юридической точки зрения преступление считается выявленным с момента принятия по сообщению (информации) о нем решения в порядке, предусмотренном УПК РФ[3].

Раскрытие преступлений включает установление, обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Производство дознания является одним из ведущих направлений деятельности органов внутренних дел и полиции как их составной части. В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В их числе: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный оборот оружия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.;

4) розыск лиц.

Под лицами здесь подразумеваются:

- лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

- лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

- лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

- лица, пропавшие без вести[4];

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

Производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность полиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности органов внутренних дел (полиции), разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения[5];

6) обеспечение правопорядка в общественных местах.

Общественный порядок связывается только с правовыми нормами и трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах. Под публичными (общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Общественный порядок может быть нарушен и в непубличных местах, в частности в жилище, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т.п.);

7) обеспечение безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий[6];

8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Фактически это два самостоятельных направления деятельности, что подтверждается наличием двух самостоятельных федеральных законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"[7] и Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"[8];

9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Эта деятельность состоит в осуществлении действий, направленных на организацию эффективного применения экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и взаимодействующих с ними служб в ходе и для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: